Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание как одно из форм самостоятельной работы учащихся»
Домашнее задание как одна из форм самостоятельной работы учащихся.
Мы живем во время стремительного развития науки и техники, быстрого обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь, важно заронить в нем интерес к накоплению знаний, научить его учиться. Поэтому сегодня большое внимание уделяется самостоятельной познавательной работе. Различные виды самостоятельной деятельности учащегося, его самоорганизация, самоуправление и самостоятельная работа становятся темами специальных исследований. При этом способность к самостоятельной деятельности как черта личности обучающегося составляет цель всего учебно-воспитательного процесса. Для ее формирования используется прямое воздействие преподавателя (сотрудничество) и косвенное ( создание предпосылок для самостоятельной работы учащегося).
Известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются лучше, чем полученные в готовом виде. При данном виде работы идет формирование познавательной активности обучающихся, их инициативы, стремления добывать знания.
Одним из основных видов самостоятельной работы является домашнее задание, которое относится к числу познавательных задач, выполняемых в коммуникативных целях.
При разработке домашних заданий необходимо учитывать конкретные виды речевой деятельности и характер информации. Принимая во внимание языковой и речевой опыт учащихся, в заданиях должны быть требования самостоятельного комбинирования и применения творческих элементов деятельности.
Исходя из компонентов содержания учебной дисциплины «иностранный язык», можно выделить две группы домашнего задания:
Коммуникативно-познавательные - задания по извлечению информации, смысловую обработку информации, направленные на творческую переработку информации.
Познавательно-коммуникативные - задания на обобщение и систематизацию языковых явлений.
Образовательный эффект и практическое владение языком не может быть достигнуто без теоретических и практических знаний. При этом очень важно соблюдать системность обобщения усвоенных языковых факторов для построения «целого». Именно на среднем этапе обучения осмысление лексико-грамматических структур языка происходит в результате систематизации. Задания, направленные на систематизацию и обобщение изученных грамматических явлений, углубление знаний и совершенствование лексических навыков важны для развития практических умений и навыков, для расширения кругозора учащихся. Структурные компоненты домашнего задания включают в себя:1. Формулировка и указания по его выполнению. 2. Исполнение. 3. Контроль или коррекция, в случае необходимости. Мотивационный компонент домашнего задания может составлять само содержание задания либо включение в ситуацию возможного применения. В структуру задания могут входить такие компоненты как памятка, инструкция по выполнению задания, указание на обязательность или необязательность выполнения домашнего задания.
Таким образом, рассмотренные в статье домашние задания, как одна из форм формирования творческого опыта учащихся, играют роль управления самостоятельной деятельностью в целом.