Доклад на тему: "Технология коммуникативного общения"
Доклад на тему: "Технология коммуникативного общения"
Данная работа отражает мой опыт по проблеме "Технология коммуникативного общения".Целью этой технологии является обучение иноязычной речи с помощью общения и усвоение иноязычной культуры. Коммуникативное обучение строится таким образом, что контекст деятельности учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства всячески учитываются при организации общения на уроке, при прохождении тем делается акцент на обсуждение проблем из жизни нашего общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Технология коммуникативного общения" »
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
Самая большая на Земле роскошь –
это роскошь человеческого общения.
А.де Сент-Экзюпери
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. XXI век стремительно ворвался в нашу жизнь, принеся с собой огромное количество перемен: новые изобретения, необходимые человечеству; путешествия по миру, который перестал казаться огромным и непонятным. Знание иностранных языков сегодня - это культурная и экономическая потребность. Английский язык стал средством мирового
общения и используется практически во всех областях человеческой деятельности. Огромное количество информации появляется именно на английском языке, но при этом далеко не все способны при необходимости изучить и понять эту информацию, поэтому в настоящее время знание иностранных языков – это не только признак хорошо образованного человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Об этом говорил профессор Е. И. Пассов.
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения.
Однако неподдельную тревогу вызывает тот факт, что выпускники наших школ испытывают трудности в ситуациях реальной жизни. Ведь мы все прекрасно понимаем, что из двух людей в более выигрышном положении находится тот, кто лучше знает иностранный язык, поскольку это открывает более широкий простор для самореализации, самовыражения и социализации личности.
История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволяющей ребенку по окончании школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.
Я вижу выход в развитии коммуникативных способностей обучающихся, и именно поэтому в своей работе использую технологию коммуникативного обучения, автором которой стал болгарский ученый Г. Лозанов. Теперь она расширяется и распространяется в нашей стране, и породила ряд практических вариантов, одним из которых является технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, созданная Е.И. Пассовым. Целью этой технологии является обучение иноязычной речи с помощью общения и усвоение иноязычной культуры.Коммуникативное обучение строится таким образом, что контекст деятельности учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства всячески учитываются при организации общения на уроке, при прохождении тем делается акцент на обсуждение проблем из жизни нашего общества.
Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе расширяет возможности предмета. Иностранный язык является и целью, и средством общения одновременно.
Дети получают возможность обсуждать свои дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Именно поэтому обучение на основе общения, обучение непосредственно общению так востребовано в современном мире.
В первую очередь, на мой взгляд, важно научить ученика слышать себя самого и слушать других. Следуя учению К.Д. Ушинского, я стараюсь на своих уроках создать ситуацию успеха для каждого ученика, развивать творческий интерес к предмету.
Благоприятный психологический климат, учет эмоционального самочувствия каждого ученика - непременное условие коммуникативного общения. Поэтому данная технология позволяет мне достигнуть хороших результатов.
Известно, что к существенным потерям в овладении иностранным языком может привести недооценка взаимопонимания между учителем и учащимися, так как возникающие межличностные отношения могут тормозить нормальное взаимодействие или, наоборот, способствовать ему.
Благодаря доброжелательным межличностным отношениям ученик не испытывает страха сделать языковую ошибку, чувствует себя раскованно и свободно, следствием этого является повышение уровня мотивации изучения иностранного языка.
Свои уроки я стараюсь спланировать так, чтобы обучающиеся осознали потребность в приобретении иноязычных знаний, навыков и умений.
Если мои действия в самом начале урока будут направлены на выражение радости от встречи с учениками, от предстоящего общения с ними, то это тоже будет мотивировать и стимулировать их последующую речевую деятельность.
В соответствии с этой технологией необходимо проводить уроки на иностранном языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать - читая. Если упражнение соответствует реальному общению, то оно будет наиболее эффективным. Речевые упражнения предполагают постепенное, дозированное накопление большого объема лексики и грамматики с последующей реализацией. Речевая деятельность имеет 3 аспекта: лексический, грамматический и фонематический, которые неразрывно связаны между собой. В процессе обучения все зависит от упражнений, в упражнениях отражается концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть речевыми: условно - речевые и речевые. Важным является отбор и организация материала на основе ситуации и проблем общения, которые интересуют учащихся разного возраста, только реальные ситуации развивают качества реальных умений.
Коммуникативность означает постоянную новизну в процессе обучения. Новизна проявляется в использовании языкового материала, в речевых ситуациях, в организации урока и разнообразии приемов работы. Современный урок иностранного языка, на мой взгляд, необходимо строить на ролевой основе с применением различных ситуаций, отражающих систему взаимоотношений людей как выразителей определенных ролей. Игровая деятельность на моих уроках является основным стержнем развития коммуникативных способностей. С ребятами на уроках я часто разыгрываю различные диалоги, которые они впоследствии представляют как театральные сценки на праздниках.
Я считаю, что технология коммуникативного обучения позволяет имитировать «погружение» в среду чужого языка, что является одним из лучших способов его изучения. Коммуникативное обучение предполагает организацию процесса обучения как модель процесса общения. Дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, решают проблемные ситуации.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что технология коммуникативного обучения развивает такие мыслительные операции как сопоставление, анализ и синтез, улучшается фонематический, интонационный слух и развивает воображение и творческие способности учащихся.