Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении английскому языку»
Дифференцированный подход в обучении английскому языку
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Организация учителем внутри классной дифференциации включает несколько этапов.
1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2.Проведение диагностики по выбранному критерию.
3.Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
6.Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность — это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.
Дифференцированный подход я осуществляю на всех этапах урока: на этапе объяснения нового материала, закрепления изученного материала, устной проверке знаний, выполнении письменных работ и домашнем задании. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему.
Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, я дифференцирую их по:
а) степени самостоятельности учащихся;
б) характеру помощи учащимся;
в) форме учебных действий.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Так, в начальных классах (2 класс), когда мы только обучаем устной речи и ребята знают названия животных , цвета и глагол canя прошу сначала по предложениям собрать небольшой рассказ о животном. На начальной стадии отдельные предложения я прошу составить более слабых детей, затем предложения могут быть скорректированы и более сильные воспроизводят уже все сообщение.
Когда на уроке мы обучаем диалогической речи, то как правило подразделяем диалоги на «ролевые» (например « два друга, доктор и пациент». Если работает весь класс и в классе в основном слабые ученики, то диалог строится в соответствии с планом предложенным учителем. Здесь же можно дать ключевые слова. Подобные диалоги могут быть по теме «Семья», «Школа», «Распорядок дня», «Одежда». Здесь нет необходимости «вживаться в роль», т.к. ученики обмениваются реальной информацией, являясь равноправными участниками. В таких диалогах могут повторяться подобные вопросы и одинаковые структуры (there is/ there are. What about you? ) Такие дифференцированные задания позволяют слабым ученикам усваивать материал на более высоком уровне.
При работе с текстами обязательно учитываю возраст учащихся. В 5 классе даю задания по поиску информации. В 6 классе с помощью наводящих вопросов предлагаю выбрать нужную информацию. В 7 классе не конкретизирую, обращаю внимание учащихся на цель работы и смысл ее содержания. В 8-9 классах предлагаю самим подобрать необходимый материал.
Вывод: дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.