Английский язык. Здоровьесберегающие технологии на уроке
Английский язык. Здоровьесберегающие технологии на уроке
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, т.к. более 70% времени его бодрствования связанны со школой.
Школа – один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе становления своего биологического и социального становления.
Изучение состояния здоровья детей и разработка в учебно-воспитательном процессе школы мер, направленных на его укрепление, в нашей школе рассматриваются как первоочередные задачи
Но, к сожалению, педагогические исследования последних лет показывают, что с каждым годом уменьшается число первоклассников с высокой работоспособностью, быстрой реакцией на изменение ситуации, быстрым темпом речи и действий. Все больше приходит детей в школу, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.
Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одна из моих приоритетных задач образования сегодня- это сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Английский язык. Здоровьесберегающие технологии на уроке »
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроке иностранного языка
учитель английского языка:
Клюева Наталья Васильевна
МБОУ: Потаповская СОШ
Волгодонской район, Ростовская область
2015 год
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, т.к. более 70% времени его бодрствования связанны со школой.
Школа – один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе становления своего биологического и социального становления.
Изучение состояния здоровья детей и разработка в учебно-воспитательном процессе школы мер, направленных на его укрепление, в нашей школе рассматриваются как первоочередные задачи
Но, к сожалению, педагогические исследования последних лет показывают, что с каждым годом уменьшается число первоклассников с высокой работоспособностью, быстрой реакцией на изменение ситуации, быстрым темпом речи и действий. Все больше приходит детей в школу, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.
Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной – эмоциональной – двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одна из моих приоритетных задач образования сегодня- это сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни.
Основными направлениями в моей деятельности являются:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
воспитание культуры здоровья;
развитие творческих способностей;
мотивация на здоровый образ жизни;
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
внедрение инновационных технологий.
В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”. На наш взгляд, это:
любовь к ребёнку;
уважение его мнения;
демократический опыт у учителя;
поощрение успехов ребёнка;
формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию;
создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке.
Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Младший школьный возраст – это период, когда у ребёнка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей.
Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения учащихся, сохранение их здоровья я стараюсь организовать рационально учебный процесс. Продолжительность урока в нашей школе соответствует физиологически обоснованной норме и равна 45 мин.
Поэтому на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей, которые бы снимали напряжение и усталость, использовать дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддерживать познавательный интерес к изучению английского языка. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В уроки включаю зарядки-релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Я использую разные виды релаксации:
зарядку,
игры,
песни,
шутливые истории,
аутогенную тренировку.
На разных этапах обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запоминать языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.
Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот примеры некоторых активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках.
"Monkey see, monkey do"
Stand up, look, listen. Touch your ears,
Hands on your hips. Touch your toes.
Hands on your knees, Raise your hands high in the air,
Put them behind you At your sides, on your hair.
If you please. Raise your hands as before
Touch your shoulders, While you clap: one, two, three, four.
Touch your nose,
***
Stand up!
Hands down!
Hands on your hips!
Sit down!
Stand up!
Hands to the sides!
Bend left!
Bend right!
Stand still!
All right!
На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук скрещены ) This is mother's table ( изображаем столик ) This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму ) This is baby ' s cradle . (колыбелька для ребенка) *** Five little gentlemen Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk. Along came five ladies They stood all together And they began to dance. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).
Зарядка для глаз. Look left, right Look up, look down Look around. Look at your nose Look at that rose Close your eyes Open, wink and smile. Your eyes are happy again.
Игра – одна из важнейших форм релаксации, способствующая отдыху и вызывающая положительные эмоции, легкость и удовольствие: игра-пантомима (изображение мимикой и жестами животных или каких-то действий), игра на внимание (“Head and shoulders”, “Simon says”), игра-ситуация (В магазине в Англии ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом мимикой и жестами). Подобные игры используются как способ развития координации частей тела пространственно-временных ориентировок, вызывает положительные эмоции на уроках у учащихся. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему «Одежда», я предлагаю детям игру «Модники и модницы». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома. При изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру «Избалованный Мишка». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (я голоден), « I am thirsty » (хочу пить) и вопрос типа « Do you want ?» (хочешь ли ты?…).
Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Я стараюсь подбирать песни с несложными текстами, сопровождающиеся легкой музыкой, соответствующие возрасту ребят и теме урока. Накануне Рождества и Нового Года ученики начальных классов с удовольствием исполняют песню “Hello, New Year”
Hello, New Year,
Hello, New Year.
Goodbye, old,
Goodbye old,
We are glad you’re here,
We are glad you’ re here,
The winter’s cold,
The winter’s cold.
* * * * *
“ We wish you a Merry Christmas”
We wish you a Merry Christmas,
We wish you a Merry Christmas,
We wish you a Merry Christmas,
And a happy New Year!
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Порой бывает очень трудно настроить учащихся на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут «отойти» от предыдущего урока. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной тренировки. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, нормализовать дыхательный ритм. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, а затем повышением работоспособности. Приведу один из примеров аутогенной тренировки:
I’m closing my eyes…
My right arm is warm,
My left arm is warm,
My right leg is warm,
My left leg is warm,
My body is warm.
All my muscles are relaxed.
I’m resting.
I’m going to open my eyes.
I’m full of energy.
I’m active and strong.
I’m ready to work.
Медитативно - релаксационные упражнения. 1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую». Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения. 2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки. Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается. 3.Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. Рациональное чередование видов деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос) помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, учителю же - сделать урок интереснее и продуктивнее.
И задача школы – не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений.