Активные методы обучения в формировании общих компетенций обучающихся учреждения среднего профессионального образования
Активные методы обучения в формировании общих компетенций обучающихся учреждения среднего профессионального образования
Переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты ориентирует традиционную систему среднего профессионального образования на реализацию принципов личностно- и компетентностно-ориентированного подходов в обучении. Это предполагает направленность образования не только на формирование у студентов набора профессионально значимых компетенций, важных работодателю, но и развитие общих компетенций таких нравственных критериев, как ответственность, инициативность, самостоятельность, адаптивность к меняющимся условиям. Все это должно способствовать выпуску конкурентноспособного специалиста, отвечающего всем требованиям современного развивающегося общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения в формировании общих компетенций обучающихся учреждения среднего профессионального образования »
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преподаватель английского языка Лимаренко Алена Александровна
Переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты ориентирует традиционную систему среднего профессионального образования на реализацию принципов личностно- и компетентностно-ориентированного подходов в обучении. Это предполагает направленность образования не только на формирование у студентов набора профессионально значимых компетенций, важных работодателю, но и развитие общих компетенций таких нравственных критериев, как ответственность, инициативность, самостоятельность, адаптивность к меняющимся условиям. Все это должно способствовать выпуску конкурентноспособного специалиста, отвечающего всем требованиям современного развивающегося общества.
Как показывает практика преподавания в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть-Илимска, традиционные педагогические технологии не способны в полной мере реализовать цели и требования нового стандарта. Вследствие этого актуальной методической задачей является использование в учебном процессе новых технологий практико-ориентированного обучения, в первую очередь, активных методов обучения, которые, позволяют найти и осуществить разумный баланс между академической фундаментальной подготовкой обучающихся и формированием прагматичных умений, так необходимых современному работодателю.
При анализе учебно-методической литературы и публикаций авторов, занимающихся вопросом внедрения активных методов обучения как современной технологии в преподавании, можно сформулировать свое понятие. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Как отмечает О.И. Бледных активные методы обучения – методы обучения, позволяющие вовлечь студентов в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.
В преподавании иностранного языка (английского) активные методы могут применяться на занятиях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.
Формировать общие компетенции у обучающихся не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социальные установки и личностные образования, такие, как волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие. В виду этого выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования в СПО, определяющемуся образовательными стандартами и достижениями обучающихся, под которыми ученые и практики понимают:
- освоение предметных знаний;
- умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
- овладение междисциплинарными умениями;
- коммуникативными умениями;
- умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
- овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
- умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы.
Образовательная активность, входящих в систему активных методов обучения, строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Каждый этап активного метода обучения на учебном занятии – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями активного метода обучения. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей учебного занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Для каждого этапа используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования образовательного процесса с использованием активных методов обучения педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего метода и метапредметных целей.
Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.
Отличительной особенностью активных методов обучения, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, организуется формирование новой, эмоциональной установки на обучение в процессе коллективного творческого труда.
Рассматривая основные положения активных методов обучения и опираясь на практику преподавания иностранного языка в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть-Илимска, можно заключить, что для формирования общих компетенций необходимо внедрение в учебный процесс активных методов обучения, позволяющих эффективно формировать общие компетенции. В дальнейшем планируется представить разработки учебных занятий с использованием активных методов обучения, а также разработать комплекс учебных занятий по иностранному языку (английскому) с использованием активных методов обучения для формирования общих компетенции.