Активные методы обучения как способ развития коммуникативных УУД на уроках иностранного языка
Активные методы обучения как способ развития коммуникативных УУД на уроках иностранного языка
Статья одержит краткий обзор активных методов обучения, используемых в опыте работы для развития коммуникативных УУД на уроках иностранного языка. Методы могут использоваться на уроках в средней школе, на разных этапах урока и для отработки различного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения как способ развития коммуникативных УУД на уроках иностранного языка»
Князева Алёна Яковлевна,
учитель английского языка I категории
МБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
г. Новосибирск
Активные методы обучения как способ развития коммуникативных УУД
на уроках иностранного языка
Как гласит китайская притча: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».
В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, при активном обучении возникают новые взаимодействия. По Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учащиеся должны уметь интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков.
Сегодня существуют различные определения и классификации активных методов обучения (АМО). Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, интерактивные формы организации обучения, такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. В других случаях авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи. Но все они сходятся в одном - АМО строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания. Требуется достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). Также, происходит самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципам следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным принципам: по количеству учащихся, по характеру учебно-познавательной деятельности и другие. Активные методы подразделяют на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу учеников (группе), индивидуальные – к конкретному ученику. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения А.М. Смолкин предлагает делить на имитационные и не имитационные. К не имитационным (где отсутствует модель изучаемого процесса или деятельности и активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемым) относятся проблемное обучение, проблемная ситуация, дискуссия с мозговым штурмом или без него, лабораторная работа, практическое занятие, эвристическая лекция, тематическая дискуссия, программированное обучение, научно-практическая конференция, круглый стол. К имитационным (где есть наличие модели изучаемого процесса/имитация индивидуальной или колллективной профессиональной деятельности) относят неигровые (анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор документации, инцидент) и игровые (деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловая игра, имитационное упражнение, тренинг).
В своей практике мною широко используются различные методы активного и интерактивного обучения. Преимущества подобной работы очевидны: в процессе обмена мнениями и совместной работы с материалом идет процесс активизации знаний, интенсивное взаимодействие с материалом и с партнером, с группой, и, соответственно, развитие коммуникативных УУД.
«Метод Кейсов» - групповое решение проблем, которые иллюстрируют практическое действие подходов и концепций. Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна ее детально проанализировать и выработать решение. «Лабиринт» - практическая групповая работа для развития или углубления знаний об отношениях между людьми и норм поведения с применением на практике своих умений. Учащимся раздаются листы с описанием какой-то ситуации (управленческой, технической, личностной, межличностной). Прочитав, учащийся должен выбрать подходящее решение. «Мозговой штурм» - творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы. «Жужжащие группы» - комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой. Учащиеся работают группами от двух до шести человек, обсуждая тему за короткое время. «Синдикат» - используется, когда желательно получить различные мнения или методы. Метод удобен для наблюдения за поведением в малых группах (отношения, лидерство, принятие решений). Полная группа разбивается на подгруппы, в которых проходят обсуждения и решение проблемы, выполнение задания. Затем полная группа вновь собирается и выслушивает мнения подгрупп.
Для придания процессу обучения новизны и изменения его ритма, для целей самообучения группы или на индивидуальной основе в групповое обучение включается использование компьютерных программ, помимо других мероприятий. Использование технических средств возможно не только во время занятия, но и для последующей самостоятельной работы, самообучения.
В процесс работы достаточно часто включаются различные видео – длительное или фрагментарное, в работе с которым также используются АМО. При показе длительного видео делаются остановки для проведения дискуссии. Данный метод используется в дополнение к другим методикам для того, чтобы сменить обстановку, дать выход эмоциям и для того, чтобы наглядно представить ситуацию. Показ фрагмента видео является хорошей основой для завязывания дискуссии, вовлечения в нее всех участников, высказывания своих взглядов, оценок, идей, а также на этапе закрепления изученного материала.
Для активизации учебной деятельности учащихся начального и среднего звена также возможно использование АМО при изучении грамматического и лексического материала, при обучении фонетике и орфографии, письму.
При изучении грамматики , АМО ставят задачу научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить творческую активность и самостоятельность учащихся. При введении и отработке лексического материала, АМО помогают тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся. При обучении орфографии мы используем АМО для тренировки написания английских слов, при обучении фонетике - для практики и развития произносительных навыков. Таким образом, мы тренируем не только памяти учащихся, но и их аналитические способности в выявлении закономерностей в правописании английских слов и их произношения. Задача творческих АМО – научить понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. Все это способствует формированию и развитию у учащихся навыков говорения, аудирования.
При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания, как: восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.
В зависимости от использования на разных этапах урока, АМО выполняют различные задачи. АМОначала образовательного мероприятия помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе ( «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена»). АМО выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения («Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы»). АМО презентации учебного материала помогают сообщить новый материал обучающимся, сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом («Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм»). АМО организации самостоятельной работы над темой подходят для работы над темой урока и для проведения дискуссии и принятия решений («Экспертиза», «Карта группового сознания», «Приоритеты», «На линии огня»). Для самостоятельной работы обучающихся могут использоваться Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Для релаксации и просто паузы для смены видов деятельности также подойдут АМОрелаксации («Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест»). АМ подведения итогов подойдут для завершающей стадииурока ("Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты»).
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока английского языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.
Чаще всего, применяя АМО на практике, преподаватель сталкивается со следующими проблемами: проведение мероприятий требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; часто возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников; большие издержки, ограниченное/слишком большое число участников.
Кроме того, даже активные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов -- только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
С другой стороны, если преподавателя не страшит необходимая дополнительная подготовка и выход из традиционных рамок проведения урока, преимущества всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Место учителя на уроках английского языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком активных подходов являются активные и интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися.
Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. Сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.
Литература
Апетян М. К. Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка // Молодой ученый.
Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком// Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. – Вып 18.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе – 2000 - №5.
Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2012.
Learning and teaching modern languages for communication. – Strasbourg: Council of Europe Press, 1988
http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11 Российское Образование. Федеральный портал. Глоссарий.
http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212, Хуторской А.В., Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос", 2005.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100 Проект ФГОС среднего (полного) общего образования.