ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА Сущность опыта заключается в создании условий для повышения эффективности урока английского языка через использование компьютерных технологий как средства тренировки и инструмента контроля знаний, умений, навыков учащихся в области чтения, говорения и письменной речи. Новизна опыта состоит в создании презентаций в программе Power Point и тестовых компьютерных программ для контроля ЗУНов по английскому языку, разработке и проведению уроков английского языка с применением различных ИКТ как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Результативность опыта включает в себя усвоение учащимися принципов оформления письменного высказывания, понимание особенностей коммуникативных действий над текстом, сформированность навыков самостоятельной работы и развитие самоконтроля, что способствует выработке адекватной самооценки личности, а также приобретение умений и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. Трудоёмкость опыта заключается в создании презентаций в программе Power Point и специальных тестовых компьютерных программ по английскому языку, в отборе дополнительного материала, оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации и проведения уроков английского языка. Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка средних школ при условии наличия в учебном заведении необходимой техники и владения творчески работающими педагогами основами компьютерной грамотности. Актуальность опыта. Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности. Выбор темы моего опыта не случаен, компьютерные технологии и урок иностранного языка — актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Работу с компьютером на уроках английского языка я начинала с использования обучающих и познавательных программ на CD. Среди наиболее хорошо известных программ на CD – рекомендованные Министерством РФ «Профессор Хиггинс» и «Английский язык (основная школа)». Однако первый больше рассчитан на индивидуальную работу школьников по фонетике и грамматике. Использовать эту программу на уроках со всем классом очень сложно. Я применяю его для индивидуального зачета по изученным темам грамматики в классах с углубленным изучением английского языка. Хочу отметить, что такого вида зачеты помогли мне добиться значительного роста качества грамматических знаний. Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, когда я задействую на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, и это не маловажно, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей. Именно второй диск помог мне увидеть эти преимущества. Использование презентаций, созданных в рамках программы «Английский язык (основная школа)», прежде всего, резко повысило интерес учащихся к моему предмету, привело к усилению мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Такой эффект вдохновил меня на создание собственных программ в различных приложениях. Действительно, зачастую бывало сложно подобрать задания и упражнения из готовых программ, полностью соответствующие материалу данного урока в данном конкретном классе. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе. При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно: · при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; · при изучении грамматического и страноведческого материала, когда увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала. Для меня как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом. Для создания ММП я использую следующие компьютерные программы: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами) MicrosoftInternetExplorer (позволяет работать с ресурсами Internet). Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности: · простота (управления); · умеренное эстетическое оформление слайда; · соответствующий стиль подачи материала; · отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших классах. Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. Нас в школе 5 «иностранцев», и каждый создает презентации по своему, со своим, только этому педагогу присущим подчерком. Одно неоспоримо: эти программы стали важным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение. Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так на пример, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме того, в презентации можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются: · по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму); · по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); · по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная). Но, исходя из темы моего опыта, речь сегодня пойдет о тех, которые способствуют поликультурному воспитанию школьников. Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию школьников использование ММП является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я не только получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения исскуства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Сельские школьники редко выезжают на экскурсии за пределы села или края, фонды крупных музеев нам не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Галерея ТЭЙТ и Третьяковка, Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский театр и Мариинка – вот далеко не полный перечень ММП, имеющихся в нашем арсенале по данной теме. Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы. Когда я готовила ММП о Лондонском Тауэре, то вышла на собственный сайт этого музея. Информация – потрясающая! О Лондоне и Великобритании, королевской семье и истории флага Соединенного Королевства, английской еде и американской школе мы узнаем от носителей языка. Пусть мы не слышим их, но зато можем почувствовать разницу между учебным текстом/диалогом в наших учебниках и реальным рассказом подростка из Лондона о своем рабочем дне. Провести заочное путешествие по историческим местам Вашингтона с помощью туристических карт и проспектов. Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые мы наработали: Весь урок, по нашему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На моих уроках целью презентации может быть: - актуализация знаний; - сопровождение объяснения учителем нового материала; - первичное закрепление знаний; - обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно. Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в: · сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности; · возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности; · возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.); · возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок; · возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную); · активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала; · осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала; · экономии учебного времени; · развитии креативных способностей в организации учебной деятельности. Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «Мой день», «Мой любимчик» или «Мой день рождения» и др. В прежние времена я время от времени давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по теме, которой нет в учебнике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников. Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную методику. Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала. Большой интерес вызвала работа над проектами “Our native village” в 8 классе. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям об истории происхождения населенного пункта и т.д. Безусловно, выполнение проекта затребовало большой работы, как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Но она позволила мне сформировать языковые и страноведческие знания по теме «Город/село», развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика. При работе над проектом каждая из групп создавала ММП, использовались различные источники информации. Школьники сами делали фотографии тех мест в родном селе, о которых они рассказывали и вставляли их в презентации. Работа над проектами заставляет учащихся пристальнее вглядываться в свою и чужую историю, сравнивать, анализировать, обобщать. Решая проблему «Почему самые знаменитые музеи мира появились в 19 веке?», старшеклассники обратили внимание на то, что и галерей Тейт, и Третьяковская галерея были созданы примерно в одно и тоже время (вторая половина 19 века), их создатели были не профессиональные художники. Оба были состоятельными людьми и тратили много средств на приобретение картин и других произведений искусства. Оба подарили свои собрания государству. А, готовя виртуальные экскурсии по этим музеям, учащиеся смогли выделить те жанры живописи, которые были типичны и для русских, и для английских художников того времени. Выявили они и отличия, обусловленные и географическим положением стран, и их историей. А рассказ одной из групп об истоках Британского музея и его фактическом основателе Сэре Гансе Слоуне напомнил о недавнем приобретении великолепной и разнообразной коллекции семьи Ростропович- Вишневская для России. Ребята справедливо предположили, что эта коллекция тоже может стать началом нового интересного музея. И это только несколько примеров… Вся эта исследовательская работа, прежде всего, способствует развитию социокультурной компетенции школьников, воспитанию терпимости к чужим культурам, пробуждению интереса и уважения к ним. Что собственно и является проблемным полем моего опыта. Людям из разных стран порою трудно общаться между собой не из-за слабого знания языка собеседника, а из-за того, что они представляют разные культуры, и их социокультурная компетенция не достаточно развита. Сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда, остро стоит проблема воспитания терпимости, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур. В заключение не могу не коснуться вопроса применения тестирования на уроках. Его преимущества в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение. Программа тестирования, которая применяется в нашей школе, довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам. Она имеет три вида тестов: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Последний дает возможность использовать рисунки, фото, схемы и т.д. Программа позволяет проверить процент усвоения материала, причем результаты заносятся в электронный журнал. Хорошо и то, что после выполнения задания, ученик может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно. Я работаю с этой программой либо в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит за отдельным компьютером и выполняет подготовленный мною комплект из 2-3 тестов самостоятельно. Результат их работы я проверяю уже после урока по журналу программы. Либо мы работаем с одним тестом, но у ребят есть возможность посмотреть свои ошибки и сделать тест 2-3 раза, пока не достигнут хорошего результата. В этом случае осуществляется индивидуализация обучения. Кстати, подобным же образом я организую и работу с ЭОРами. Но возможность работать в компьютерном классе предоставляется нам не часто. Обычно учащиеся выполняют по очереди один и тот же тест на одном ноутбуке в кабинете иностранного языка. На этом уроке они только узнают свои результаты, а анализ ошибок и работа над пробелами идет уже на следующем уроке. Понятно, что создание тестов требует достаточно много времени, но и здесь я привлекаю к работе старшеклассников. Когда есть отобранный материал, они с удовольствием работают в этой программе. А некоторые даже создают тесты на материале, найденном или подобранном ими самими. Так я получила красочный тест, посвященный королевской семье с фотографиями всех детей и внуков Елизаветы II. Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех. Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее: · - 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее; · - 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал; · - 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП; · - 66% - нравится работать с тестами на компьютере; · - 74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки. Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: · мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; · они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; · улучшают качество усвоения материала; · позволяют индивидуализировать процесс обучения; · дают возможность избежать субъективности оценки, Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель. Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. | Результаты анкеты «Отношение к учебным предметам" | | | | | | | № | предмет | изучаю с интересом | равнодушен | не люблю | 1 | русский язык | 12% | 12% | 76% | 2 | литература | 25% | 50% | 25% | 3 | английский язык | 43% | 34% | 23% | 4 | математика | 58% | 22% | 20% | 5 | история | 37% | 63% | 0% | 6 | биология | 37% | 37% | 26% | 7 | физ.культура | 62% | 12% | 26% | 8 | труд | 55% | 45% | 0% | 9 | ИЗО | 88% | 0% | 12% | 10 | музыка | 25% | 50% | 25% | Литература: Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 1999. – № 2. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – Актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36 Л.Р. Садыкова, Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы. «ТИБСИ» Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18 Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ № 6 с. 36 Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20 Маркова Зоя Алихановна Открытый урок английского языка с использованием медиатехнологии. Николайко Елена Зиновьевна, Использование ИКТ на уроках английского языка. Межова Людмила Юрьевна Использование ИКТ на уроках английского языка в начальных классах. |