Просмотр содержимого документа
«Способы достижения метапредметных результатов при освоении учебных программ»
Способы достижения метапредметных результатов при освоении учебных программ
«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Бернард Шоу
Сфера формирования планируемых предметных результатов — учебный процесс,
метапредметных результатов — образовательный процесс
Понятие метапредметности
Метапредметы (по А.В. Хуторскому)
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления ».
Метапредметы (по Ю.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)
включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:
общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
логические(анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
постановка и решение проблемы.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:
целеполагание ;
планирование ;
прогнозирование;
контроль ;
коррекция ;
оценка ;
саморегуляция .
Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов ;
разрешение конфликтов ;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Требования к уроку
ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
на уроке применяются разнообразные источники знаний;
изменяется структура урока;
преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
отдается приоритет деятельности ученика;
применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС
Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
Замена известных планов-конспектов
технологическими картами урока.
Контрольно-оценочная деятельность .
Критерии результативности урока в рамках ФГОС
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
ТИПЫ УРОКОВ
Традиционный урок
Деятельностное обучение
Урок изучения нового материала
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Урок обобщения и систематизации
Комбинированные уроки
Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков
Урок постановки учебной задачи
Урок решения учебной задачи
Урок моделирования и преобразования модели
Урок решения частных задач с применением открытого способа
Урок контроля и оценки
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий
для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается следующими путями.
Ход познания – « от учеников » . Учитель составляет и обсуждает план урока вместе
с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий
ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают,
группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с
эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом
неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью
к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие
Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому
ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации
учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1).Уроки «открытия» нового знания; 2).Уроки отработки умений и рефлексии; 3).Уроки общеметодологической направленности; 4).Уроки развивающего контроля.
Цели и пути их достижения для урока каждого типа смотрите в приложениях
Технологическая карта урока (ФГОС)
Этап
Деятельность учителя
Самоопределение к деятельности
Деятельность учащихся
Организационный момент
Включение в деловой ритм урока.
Устное сообщение учителя.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Постановка учебной задачи
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Подготовка класса к работе.
Универсальные действия
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
Построение проекта выхода из затруднения
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
с самопроверкой
по эталону
Организует деятельность по применению новых знаний.
Рефлексия деятельности
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.
(итог урока)
Организует рефлексию.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование
Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
большой – для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…