Просмотр содержимого документа
«Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка.»
ДОКЛАД
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
Выполнила
учитель английского языка
МБОУ СОШ №7
Востхашева Эмма Аслановна
Знания только тогда знания,
когда они приобретаются усилиями своей мысли,
а не памятью
Л. Толстой
I. Введение
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентноспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование. (Национальная образовательная инициатива «Новая школа»)
В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2007 №309-ФЗ в РФ устанавливаются федеральные государственные стандарты (ФГОС), представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Главное отличие новых образовательных стандартов от старых в том, что они являются системой требований. Разработчики проекта называют ее «Три “Т”». Это требования, во-первых, к результату образования, во-вторых, к организации процесса обучения и, в-третьих, к условиям его реализации. Они включают в себя финансово-экономическую, профессионально-педагогическую, санитарно-гигиеническую, материально-техническую и информационную составляющие.
Таким образом, каждый учитель ставит перед собой цель определить специфику реализации ФГОС на конкретномуроке.
Целью написания данной методической разработки является определение специфики реализации ФГОС на уроках английского языка.
Основная часть
1.Роль предмета «иностранный язык» в НОО
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Возрастает роль предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения иностранному языку.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
духовно-нравственное воспитание школьника;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе[4];
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности)[3].
Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориал[1].
В учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
1.2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.
Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для предмета «Иностранный язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены Примерной программой по иностранному языку с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета.
Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе[5].
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции)[4].
Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:[5].
а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,составляющими основу умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.)[4].
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы[4].
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная осведомлённость; общеучебные и специальные учебные умения.
Коммуникативная сфера является ведущей при обучении иностранному языку. Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:
«Выпускник научится»[3] включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы и соответствует базовому уровню.
«Выпускник получит возможность научиться»[3] отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.
Таким образом, уровневый подход к предметным результатам существенно влияет на организацию обучения иностранному языку, что позволит учителю планировать свою деятельность с учётом способностей и уровню обученности детей на основе принципа дифференциации и индивидуализации обучения.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов
ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Система оценки рассматривается как «сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования»[2].
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса, т.е. на базовом уровне.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх в идах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях»[2]. В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.
Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио.
Реализация основных требований ФГОС на уроках английского языка
Реализовывая требования ФГОС, мною была выбрана программа, разработанная к учебникам Ю.А.Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж.Перретт «Английский язык. Brilliant». Программа учитывает и объединяет в своем содержании и структуре положительный опыт российских методистов опыт и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка, в том числе современные подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования:
— личностно ориентированный подход как дидактическую основу
обучения;
— коммуникативно-когнитивный подход как психолингвистическую основу обучения иностранным языкам;
— компетентностный подход как способ достижения нового качества образования.
Отличительной чертой программы является ее ориентированность на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира эпохи глобализации с учетом роли, которую играет в этом мире английский язык как способ межнационального общения.
Данная программа не сдерживает самостоятельность и творческую инициативу школ и учителей в выборе стратегии и тактики обучения предмету.
В УМК нового поколения «Английский язык. Brilliant» особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции учащихся. В нем сочетаются требования нормативного характера с творчески-познавательным подходом к английскому языку. Используемые методические подходы и приемы нацелены на развитие самостоятельности у учащихся.
Содержание учебных заданий соответствует их интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития. При обучении речевым умениям и навыкам соблюдается принцип «знать, чтобы уметь».
Предлагаемый языковой материал отличается разнообразием жанров, аутентичностью текстов и аудиоматериалов. Особое внимание уделяется работе над произношением, а также реализации межпредметных связей при обучении английскому языку.
УМК способствует увеличению активного словарного запаса учащихся на уровне современных норм английского языка. Тематическое единство уроков дает возможность развивать произвольное внимание и учебную мотивацию учащихся. Таким образом, учебно-методический комплект по английскому языку отличается как новизной, так и соблюдением лучших традиций российских и зарубежных учебников по английскому языку.
УМК состоит из следующих компонентов:
- Программа курса
- Рабочая программа
- Учебник с аудиодиском
- Рабочая тетрадь
- Книга для учителя
- Интерактивный диск
- Комплект демонстрационных карточек
- Книга для родителей
При отборе методов обучения (способов, приемов, форм обучения) я опиралась на следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны были:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически пользоваться иностранным языком, делая тем самым реальным достижение школьником успеха в овладении предметом;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
- активизировать школьника, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
- учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество.
Принципы обучения являются отражением и обобщением существующих педагогических закономерностей, они конкретизируют цель и определяют содержание, методы и формы, а также приемы обучения. Ю.А.Кустов писал: «По содержанию принципы включают в себя теоретическое и практическое начало, итог прошлого, потребности настоящего, прогноз будущего».
Таким образом, в основу моей системы обучения английскому языку были положены следующие принципы:
• научности — практическая новизна в обучении обеспечивается лексико-семантическим и функциональным подходами; коммуникативно-речевой ориентацией на основе развития всех видов речевой деятельности;
Принцип научности в обучении иностранным языкам означает, что учебный процесс должен строиться с учетом данных современной науки об особенностях коммуникации с помощью языка, о закономерностях распознания и порождения речи и т.д.
• опоры на зону ближайшего развития (соответствие идеям Л.С. Выготского)
Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе своего развития ребёнок может решать некоторый круг задач «под руководством взрослых и в сотрудничестве с сотоварищами», а не самостоятельно. Задачи и действия, выполняемые ребёнком первоначально под руководством и в сотрудничестве, как раз и составляют зону его ближайшего развития, поскольку затем они будут выполняться им вполне самостоятельно;
• деятельностного подхода к организации обучения через практическую деятельность — наблюдение, включенность учащихся в игровые ситуации, диалоги в коммуникативно-речевых ситуациях, постепенное возрастание самостоятельности. Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Другими словами в процессе обучения необходимо решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания;
• познавательной активности — использование заданий частично поискового и исследовательского характера;
• вариативности — определение для учащихся уровня освоения знаний: необходимый или расширенный;
• наглядности
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает лишь через посредство зрения или только через посредство слуха. Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Натуральная, или естественная, наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности.
В основном на своих уроках я использую изобразительную наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, презентации, слайды),графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.)
• поэтапного формирования умственных действий (использовались идеи П.Я. Гальперина). В концепции поэтапного формирования умственных действий выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап — формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия). Четвертый этап — «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия . На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
Выбор перечисленных форм, методов, используемых технологий не случайный, а основывается на анализе образовательных потребностей учеников. Выявить же эти потребности позволяет диагностика, которая является необходимым условием успешной педагогической деятельности.
Постоянное отслеживание результатов каждого ребенка делает процесс обучения более эффективным, т.к. обеспечивает своевременную коррекцию и отбор содержания, приемов, методов и т.д.
В своей работе я использую методы сравнения анализа деятельности учащихся и своей собственной, диагностирую развитие умений и навыков за определенный период:
1. творческие работы учащихся
2. срезы знаний.
3. олимпиады, конкурсы
4. тестирование
5. анкеты по определению рейтинга.
Данная диагностическая работа проводилась среди учащихся 2-4 классов, так как преподавала я у данных учеников с самого начала их обучения английскому языку, и их успехи и достижения по праву могут считаться результатом моей работы.
Главным положительным результатом применяемой мной системой обучения английскому языку является интерес учащихся к предмету, стремление совершенствовать свои языковые навыки, развитие положительной мотивации родителей и учащихся, высокое качество знаний и умений, выявленных в ходе срезов знаний.
За период с 2009 по 2012 г. данные мониторинга показывают, что выпускники 4-х классов имеют высокий уровень обученности английскому языку по основным видам речевой деятельности:
Монологическая речь - 87% на «4» и «5» (в ходе контроля предлагались 11 тем для высказывания, необходимо было составить рассказ из не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении).
Аудирование - 91 %
Чтение - 87 % (предъявлялся текст объемом в страницу на знакомом лексическом материале, оценивалось правильность чтения вслух и понимание основного содержания текста)
Такие формы работы очень полезны и продуктивны, так как помогают учащимся увидеть результаты своих достижений, систематизировать полученные знания, а родителям и учителям спрогнозировать дальнейшую коррекционную работу.
Результаты мониторинга образовательных достижений учащихся (годовые оценки) показывают, что на «4» и «5» учатся:
4 класс - 89% учащихся
3 класс – 91% учащихся
2 класс – 99% учащихся
По результатам участия во Всероссийской олимпиаде по английскому языку (Центр поддержки талантливой молодежи) 2012.г. учащиеся ГБОУ СОШ с. Домашка вошли в десятку победителей в регионе, среди них 1, 2,3 заняли учащиеся начальной школы.
По данным анкетирования родителей 89% довольны уровнем преподавания предмета, имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, следят за успехами детей и понимают перспективы дальнейшего изучения английского языка.
По данным анкетирования выпускников 4-х классов , 88% учащихся показали положительную мотивацию и высокий интерес к предмету «английский язык». Все они чувствовали себя на уроках комфортно и легко, активно и с интересом работали на уроках, им нравился учитель, формы и методы его работы, уроки у этих детей не вызывали затруднений, учащиеся уверены в своих знаниях и могут применить их на практике. Хорошо просматривается результативность и качество обучения, положительная мотивация и интерес учащихся к овладению английским языком, несмотря на трудности, а также желание учащихся заниматься им дальше с тем же учителем.
Заключение
Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это - умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».
То есть решается одна из основных проблем – система образования приводится в соответствие с запросами общества. Обновление материально- технической базы школ также позволяет оптимизировать процесс обучения.
Но проводимая модернизация среднего образования ликвидирует многие положительные стороны советского образования.
Именно советская система образования подарила нам целую плеяду ученых, инженеров, конструкторов, усилиями который наша страна (СССР) превратилась из отсталой в передовую индустриальную, научную державу. И все потому, что советская система школьного образования основывалась на таких принципах, как принцип научности, систематичности и преемственности.
Таким образом, учителя должны переосмыслить весь педагогический опыт, накопленный ранее, и создать на своем уроке такую образовательную среду, которая бы отвечала всем современным требованиям и учитывала положительный опыт советской системы образования.
В своей работе я стараюсь сочетать итог прошлого, потребности настоящего, прогноз будущего.
IV. Список использованной литературы
[1] Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. — (Стандарты второго поколения).
[2] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с. — (Стандарты второго поколения).
[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
[4] Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] В 2 ч. Ч.2. — М.: Просвещение, 2010. — 231 с. — (Стандарты второго поколения).
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).