Просмотр содержимого документа
««Педагогические компетенции как эффективная система методов и способов обучения, направленных на развитие функциональной грамотности школьника»»
«Педагогические компетенции как эффективная система методов и способов обучения, направленных на развитие функциональной грамотности школьника»
МАОУ СОШ № 26 Г.о. Балашиха, Московская обл.
Старшинова Л.И., учитель английского языка
Какими компетенциями должен обладать учитель?
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
Профессиональная компетентность– качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, приемами снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами; их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися; осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Коммуникативная компетентность– качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.
Информационная компетентность- качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировку учебной проблемы различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;
регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;
использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
ведение школьной документации на электронных носителях.
Правовая компетентность- качество действий учителя, обеспечивающих: эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
ЦЕЛЬ :
Повышение уровня профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся, как условие повышения качества образования.
ЗАДАЧИ:
Обновление содержания и методов обучения с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с функциональной грамотностью учащихся.
Обучение методам комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся для оценки достижения планируемых результатов, способствующих формированию функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности.
Диссеминация лучшего педагогического опыта: использование опыта работы творческих групп педагогов, стажировочных площадок, семинаров-практикумов; участие в работе сетевых сообществ Интернета, научно-методических конференциях, круглых столах, мастер-классах, деловых играх, фестивалях творческой мысли.
Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых ипредметных компетенций на уроках необходимо соблюдатьследующие условия:
Обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.