Обучение чтению в начальных классах на уроках иностранного языка
Обучение чтению в начальных классах на уроках иностранного языка
Данная разработка "Обучению чтению в начальных классах по иностранному языку" предлагает теоретический и практический материал по вышеназванной теме с учётом психотипа (восприятия информации) обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению в начальных классах на уроках иностранного языка»
Обучение чтению
в начальных классах
на уроках иностранного языка
Намруева Цаган Константиновна, учитель английского и немецкого языков МКОУ «Лаганская СОШ№4
имени Джамбинова З.Э.»
НННлдд
Чтение – это самостоятельный вид речевой
деятельности, связанный с восприятием (рецепцией)
и пониманием информации, закодированной
графическими знаками .
На начальном этапе обучения чтение вслух должно составлять 90% от всего объема изучаемых текстов и 10% - чтение про себя. Учителя и родители понимают, что на начальном этапе чтение вслух является более предпочтительным, чем чтение про себя. Начиная формировать технику чтения у младших школьников на иностранном языке, чтение вслух обеспечивает последовательное формирование этого навыка, а также выполняет важную роль в процессе само- и взаимоконтроля.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
Знать/понимать:
•алфавит, буквы, основные буквосочетания,
звуки изучаемого языка;
•основные правила чтения и орфографии
изучаемого языка; (умение их применять
при чтении и письме).
•знаки транскрипции
Требования ФГОС-2.Чтение как вид речевой деятельности
•чтение вслух небольших текстов, содержащих
изученный языковой материал;
•соблюдение правильного ударения в словах и
фразах, правильной интонации.
•чтение «про себя» и понимание небольших
текстов (содержащих только изученный
материал), а также несложных текстов,
содержащих отдельные новые слова;
•нахождение в тексте необходимой информации
(имени главного героя, места действия).
•использование двуязычного словаря учебника.
В практике обучения иностранному языку в школе чтению часто уделяется приоритетное внимание. Это объясняется тем, что навыки чтения можно использовать в повседневной жизни, они формируются быстрее и легче, чем навыки говорения, письма и аудирования. Сделать чтение более продуктивным – задача современного учителя, т.к. чтение является компонентом развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальном звене.
Трудности при обучении чтению для обучающихся
• Орфографическая система использует 26 букв, 146
графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем.
•Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных)
только четыре можно считать похожими на
соответствующие буквы русского алфавита по значению
и форме. Это K, k, M, T.
•Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют
место и в том и в другом языке, но читаются по-
разному, следовательно, являются самыми трудными.
•Остальные буквы совершенно новые.
.
В УМК “Spotlight” используются традиционные и зарубежные подходы в обучении чтению (глобальное чтение – whole-word reading), эффективность которых для данной возрастной категории доказывает практика. Во 2 классе вводятся правила чтения некоторых букв и буквосочетаний, а также некоторые транскрипционные значки.
Для того, чтобы чтение проходило более успешно, упражнения даются в рекомендуемой последовательности: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, затем чтение этих же слов и структур самостоятельно, их использование в диалоге (Chit-Chat). Чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами. Учащиеся стараются узнать знакомые слова в тексте, учатся читать их в связном тексте (объем текстов до 100 слов, артикли не учитываются).
Фонетическая сторона речи.
Благодаря хорошему звуковому обеспечению (audio, CD) у учащихся вырабатывается правильное произношение: они соблюдают нормы произношения (долготу и краткость гласных, дифтонги и пр.), обращают внимание на отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова или слога, связующее ‘r’ (there is/are), правильно ставят ударение в словах и фразах, соблюдают ритмико-интонационные особенности повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Отсутствие ударения на служебных словах, интонация перечисления, членение предложений на смысловые группы отрабатываются путем многократного прослушивания и последующего разыгрывания диалогов, записанных на дисках. Специальные фонетические упражнения в каждом модуле направлены на различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка.
Читая вслух, дети соблюдают правильное ударение в словах, логическое ударение в предложении; смысловую интонацию. Этому способствует тот факт, что практически все тексты записаны на диски и начитаны носителями языка. В 3 и 4 классах проходит изучение основных правил чтения и вводится транскрипция.
В учебном пособии для младших школьников также представлены социокультурные тексты, которые не записаны на диск. Но они построены таким образом, чтобы учащиеся смогли прочитать их самостоятельно и извлечь необходимую информацию (имена, место действия, названия предметов и пр.). В них есть малое количество новых слов, которые объясняются учителем перед началом чтения и расширяют словарный запас учащихся. Кроме того, развивается языковая догадка (прогнозирование). Учащиеся также демонстрируют умение пользоваться двуязычным словарем учебника.
Чтение – это рецептивный вид речевой
деятельности, связанный с извлечением
информации через зрительный канал. В
основе этого вида речевой деятельности
лежат умения, связанные с извлечением
поступающей информации.
•Розов О.А. писал: «чтение представляет
собой чрезвычайно сложный процесс,
характеризующийся громадным объемом
подсознательной работы мозга».
Очень важно при обучении чтению учитывать индивидуальные особенности обучающихся, таких как тип темперамента, скорость протекания познавательных процессов и т.д. К ним относятся и индивидуальные различия в восприятии. В наши дни практически во всех областях жизнедеятельности людей, в том числе и в образовании, все большее распространение получает нейролингвистическое программирование (НЛП), одним из центральных понятий которого является понятие о ведущих репрезентативных системах. Ведущая репрезентативная система – это система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира
В зависимости от доминированиятого или иного способа поступления и переработки (восприятия) информации все
люди делятся на три психотипа:
аудиалы;
визуалы;
кинестетики.
Аудиалами являются люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух. К визуалам относятся люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация. Кинестетики – люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д.
Наблюдателен
Спокойный
шевелит губами, проговаривает слова при чтении
ориентирован физически
легко повторяет услышанное
ориентирован на внешний вид
обилие движений
предпочитает счет и письмо
более осмотрительный
богатые физические реакции
хороший рассказчик
легко осваивает языки
запоминает картинами
говорит ритмически
раннее физическое развитие
обучается, делая
обучается, слушая
с трудом запоминает словесные инструкции
запоминает, гуляя
любит музыку
меньше отвлекается на шум
при чтении водит пальцами
помнит то, что видел
может имитировать тон, высоту голоса
много жестикулирует
испытывает замешательство, читая слова, которые не видел раньше
помнит то, что обсуждал
помнит общее впечатление
самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность
при разговоре подбородок вверх, голос высокий
лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения
внимание к интонациям голоса
в чтении силен, успешен, скор
подбородок вниз, голос ниже
живая, образная фантазия
хорошо читает новые слова
любит книги, ориентированные на сюжет
организован
легко узнает по голосу при телефонном разговоре
слаб в деталях
разговаривает сам с собой
опрятный и дисциплинированный
ценит физическое вознаграждение (пожатие руки и т.п.)
легко отвлекается
стоит близко, касается людей
На разных этапах обучения чтению можно проводить ряд упражнений, которые делятся на 3 группы:
Упражнения для развития зрительного восприятия.
1. Зрительный диктант (учащимся предлагают прочитать слово, словосочетание, предложение 2 раза, а потом записать);
2. “Слово в слове” (учащимся предлагается составить возможное количество слов из одного слова);
3. Нахождение в тексте слов с определенным количеством звуков, букв; с определенной буквой или звуком; с ударением на определенном слоге, слове;
4. “Расколдуй слово” (phis – ship);
5. Составь слово из отдельных букв, слов и т.д.
II. Упражнения для развития слухового восприятия.
1. Слуховые диктанты (учащиеся записывают слова, словосочетания, предложения под диктовку);
2. “Самое длинное предложение” (учащимся предлагается прослушать несколько предложений и определить самое длинное из них);
3. “Снежный ком” (учащимся дается определенное слово, один из них называет слово, начинающееся на последнюю букву первого слова и т.д.);
4. “Цепочка” (учитель называет простое предложение, состоящее из двух слов; учащиеся по очереди добавляют возможные слова, чтобы получилось распространенное предложение);
5. “Угадай слово” (учитель диктует номера букв по алфавиту, учащиеся следом записывают его буквами) и т.д.
III. Упражнения для развития кинестетического восприятия.
1. Рисование буквы, звука, слова, словосочетания в воздухе;
2. Простукивание ритмического рисунка слова;
3. “Рассказывание руками” по телефону, телевизору, радио и т.д.;
4. Изображение слова, словосочетания, предложения в воздухе;
5. Пересказ с заданием передать мимикой и жестами разное физическое и эмоциональное состояние (весело, грустно, холодно, жарко) и др.
Упражнения на усвоение звуко-буквенныхсоответствий
•Прочтите буквы.
•Найти прописную(строчную) среди прочих.
•Составить слова из букв.
•Составить буквосочетания, слова с ними.
•Назвать слова, начинающиеся с буквы (звука)…
•Соотнести букву со звуком.
*Соединить слова и звуки, которые в них встречаются
*Прочитай загадку. Подчеркни отгадку. Задание на понимание текста.
Bob has got a pet. It isn`t big. But it is merry and funny. It is black. It can run, jump and swim. It can`t fly. Bob likes his …
а. red hen b. black dog c. black duck
* Отметь слово со звуком [s]: can, cinema, cat, cake.
Упражнение, направленное на развитие восприятия.
1. “Повторюшка” - упражнение, направленное на перевод информации из кратковременной в долговременную память.
Сказочный герой решил проверить у кого лучше память.
(На слайде презентации, выполненной в программе Power Point, написаны 3 предложения, состоящие из 3-4 слов. Дети читают первое предложение, и оно закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на слайде меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке. This is a dog. It is black, funny and kind.It can run and jump)
2 .“Прочитайка”- чтение текстов, заученных наизусть. Идея использования таких упражнений была предложена Л.Н. Толстым, который считал, что, зная слово, ребенок постепенно осваивает не только звукобуквенные соответствия, но и сам “открывает” правила чтения.
Например:
- Вначале разучивается рифмовка. Bill, Bill, sit still!
- Затем, выделяются отдельные слова, и производится анализ:
· из каких букв они состоят;
· какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание.
В заключение рифмовка прочитывается целиком.
Следует выделить работу с зашифрованными словами и деформированными предложениями, когда детям предлагается из «кодированных» букв, разрозненных слов составить словосочетание, предложение. Эти упражнения относятся к разряду тех заданий, которые развивают все три канала восприятия одновременно.
С целью координации работы всех систем восприятия после работы с определенными единицами чтения учащимся предлагается самостоятельно выполнить различные рисунки, сочинения, проектные работы.
Правильное построение урока и систематическое использование определенных упражнений позволяет учителю сделать процесс обучения чтению более эффективным .
Список использованной литературы.
1. Английский язык. 2 – 4 классы: материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. I start to love English / авт.-сост. Е.Н.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
2. Масюченко И.П. Правила современного английского языка. – Ростов-на-Дону: ООО “Издательство БАРО-РПЕСС”, 2006. – 448 с.
3. Потапова М.И. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 7. – с.49 – 52
4. Пугач В.Н. Новейшие психотехнологии пед успеха // Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997. – 48 с.
5. Цветков Эрнест. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния / Оформл. А . Лурье – СПб .: Лань , 1997. – 112 с .