Некоторые дети испытывают трудности при изучении английского языка. Учитывая индивидуальные особенности восприятия учащихся английскому языку можно научить каждого ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научить английскому можно каждого»
Департамент общего образования Томской областиОбластное государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеКадетская школа-интернат «Северский кадетский корпус»(ОГБОУ КШИ "Северский кадетский корпус")
Индивидуальные особенности восприятия учащихся при изучении английского языка
Выполнили:
Дмитриева О.В. (учитель английского языка)
Шубенко А.Ю. (педагог-психолог)
Северск 2014
Многие учащиеся испытывают трудности при работе вместе со всем классом, так как методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной могут быть различия школьников в преобладающем способе восприятия информации.
Психологи выделяют три основные модальности -ведущая система восприятия: аудиальная(слуховая),визуальная(зрительная),
кинестетическая (тактильная). У каждого человека
одна из этих модальностей является ведущей.
Учителю важно знать особенности восприятия – как свои собственные, так и своих учеников. Опираясь на эти знания, можно помогать детям усваивать учебный материал, максимально задействуя все пути ввода информации.
Аудиалы слышат мир, визуалы видят его, а кинестетики чувствуют. Например, для того, чтобы запомнить номер телефона, аудиалу необходимо проговорить его, визуалу достаточно запомнить, как он выглядит, а кинестетик должен его собственноручно записать.
Аудиалы– это учащиеся, отдающие предпочтение слуховому восприятию. Они хорошо воспринимают устное объяснение, любят слушать, но и с нетерпением ждут возможности высказаться.
Визуалы– это учащиеся, отдающие предпочтение зрительному восприятию. Они обучаются на основе наблюдений и демонстраций, невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию.
Кинестетики– обучаются в действии, через непосредственное участие в деле, они импульсивны, сразу начинают действовать, выбирают решения, требующие активных действий.
Поведенческие особенности
Визуал Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило - спокойный. Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит в верх, голос может быть высоким.
Аудиал Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Кинестетик Лучше обучается, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений,
много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.
Диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева.(Методика ведущий канал восприятия)
Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.
Тестовый материал (вопросы).
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23 . Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Распределение модальностей в 9 классах (2013-2014 уч. год)
Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихсяв зависимости от ведущей репрезентативной системы
Визуальный
(методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия)
Аудиальный
Наблюдение, работа с книгой
(методы словесной передачи информации и слухового восприятия)
Кинестетический
Чтение вслух
Конспектирование
(методы передачи с помощью практической деятельности)
Диалог
Самостоятельная работа с книгой
Составление планов или опорных конспектов
Работа с иллюстрациями, видео, таблицами, схемами, картами,
Дискуссия
Реферирование
Доклад, сообщение
Решение экспериментальных задач
Анализ схем, таблиц
Творческие задания
Лекция
Инсценировки, образные представления
Логические задания
Анализ таблиц, схем
Работа в группе
Ролевые игры, основанные на эмоциях
Работа в одиночку, в паре
Работа в группе
Упражнениядлявизуалов.
1. Find the words on the topic “Clothes” in this crossword.Найдите слова по теме “Одежда” в этом кроссворде.
F
R
S
W
S
O
A
C
Q
I
K
Z
Z
O
N
A
L
S
X
D
A
W
K
T
K
H
A
N
C
B
Y
R
E
L
I
Z
Y
T
R
D
Z
H
F
X
S
W
J
T
W
Q
W
W
V
J
E
E
O
E
Q
X
C
X
S
Z
Z
J
P
O
F
Z
D
U
W
H
A
Y
A
Z
R
A
U
D
S
I
O
T
C
E
E
X
E
B
F
X
S
K
H
R
V
S
S
L
R
E
I
F
Q
O
I
S
T
O
O
Z
O
U
A
N
Z
H
S
T
E
A
Z
Q
R
T
W
W
X
Z
2. Match the questions with the answers. Подберите ответы к вопросам.
2. Listen to me. Please, be attentive. I will read different words. If you hear the word on the topic “Clothes” you must clap your hands. Anyone who makes a mistake is out of the game.
Послушайте меня. Будьте внимательны. Я буду читать разные слова. Если вы услышите слово по теме “Одежда”, хлопните в ладоши. Тот,ктоошибется,выбываетизигры.
1.Ученики-кинестетики по очереди выходят к доске и загадывают какое-нибудь слово по теме “Одежда”, а остальные должны угадать его с помощью вопросов.
Вопросы: Is it for men? Do you put it on every day? Do you like to wear it?
2. Make upаdialogue on the topic “Clothes” and act it in pairs.Составьте диалог по теме “Одежда” и разыграйте его в парах.
Таким образом, при изучении английского языка необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. Для этого необходимо разрабатывать комплекс упражнений в соответствии с типами восприятия учащихся. Однако, поскольку чистых типов восприятия не существует, то в некоторых случаях полезно дополнять упражнения для аудиалов письменными текстами, а для визуалов – аудированием, или же совмещать их, то есть варьировать упражнения.
Важно общаться с ребёнком «на его языке»
с визуалом используя слова, описывающие цвет, форму, местоположение, выделяя цветом различные пункты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
с аудиалом использовать вариации голоса ( громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи ( особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.
с кинестетиком используют жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше запоминание; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Замечание на ребёнка произведёт больший эффект, если будет сделано на «его языке»:
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу сказать шёпотом « ш-ш-ш»
кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Итак, любая информация должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда инструкция учителя совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой)
ученика, он прекрасно справляется с заданием и хорошо запоминает информацию.