Просмотр содержимого документа
««Модель технологии проблемного обучения и проект действий по ее реализации»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Совершенствование процесса обучения иностранному языку в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования»
По теме«Модель технологии проблемного обучения и проект действий по ее реализации»
Автор проекта:
Стигунова Айгуль Рустамовна,
учитель английского языка
МБОУ «Школа №25»
Введение
Внедрение ФГОС - важнейшая задача школы.
Цель - переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.
Как известно, одной из возможностей развития личности в педагогике является технология проблемного обучения. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не сдается перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Получают практическое приложение слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Актуальность проекта
Актуальность рассматриваемой темы в педагогической науке весьма высока.
Технология проблемного обучения является весьма эффективным способом организации педагогического процесса и предполагает проведение под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем , в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно- значимые качества.
Цель и задачи проекта
Цель данного проекта – применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка.
Задачи:
Изучить приемы и стратегии технологии проблемного обучения на уроках английского языка.
Создать условия для развития творческого мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса.
Разработать приемы и методы использования технологии проблемного обучения в рамках УМК «Английский в фокусе» ( Spotlight ) Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс во 2 классах.
Целевая группа проекта
Учителя английского языка, обучающиеся 2 классов.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: процесс преподавания учебного предмета «Иностранный язык» с использованием технологии проблемного обучения.
Предмет исследования: методы, формы, содержание проблемного обучения на уроках иностранного языка.
Программа проектных мероприятий
№
Комплекс мер
Этап 1 Теоретическая подготовка
Место проведения
1
Срок проведения
Изучение материала.
2
Этап 2Практическая деятельность
Ответственный
дома
Поиск информации.
3.04.2017-5.04.2017
в библиотеке
1
Стигунова А.Р.
6.04.2017-09.04.2017
Разработка фрагментов уроков.
Стигунова А.Р.
дома
10.04.2017-14.04.2017
Стигунова А.Р.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Повышенный интерес учеников к предмету.
2. Повышение профессиональной компетентности участника проекта по вопросу реализации технологий обучения.
3. Использование технологии проблемного обучения.
4. Проведение серии уроков с использованием технологии проблемного обучения.
Краткосрочные результаты — научиться использовать технологию проблемного обучения на уроках английского.
Долгосрочные результаты – совершенствовать навыки употребления технологии проблемного обучения.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски
Условия возникновения
Неопытность в проведении уроков с использованием технологии проблемного обучения.
Пути преодоления
Первые уроки с использованием данной технологии.
2. Учащиеся не хотят выполнять работу по новой технологии.
Проведение серии уроков с использованием данной технологии. Корректировка слабых моментов. Другой подход. Посещение уроков своих коллег.
Работа в группах снижает ответственность с одних учеников, поэтому они надеются на других.
3. Подготовка к уроку занимает очень много времени.
Научиться вовлекать всех учащихся в учебный процесс.
Нет готовых таблиц, вопросов. Учитель должен сам разработать и приготовить раздаточный материал
Попросить учеников помочь в подготовке раздаточного материала.
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Основными критериями эффективности использования технологии проблемного обучения станут:
Повышение мотивации учащихся в изучении английского языка
Качество знаний
Продуктивность уроков
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как одним из важных направлений разрешения проблем обучения является технология проблемного обучения, где происходит смена приоритетов от трансляции знаний к реализации личностного потенциала в учебно-познавательной, информационно-поисковой и контрольно-оценочной деятельности. Именно поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Результаты этого проекта могу быть использованы в дальнейшем на уроках английского языка.
Заключение
Таким образом, поставленные в начале задачи выполнены в полном объёме, а именно:
Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
Спроектированы фрагменты уроков с использованием технологии проблемного обучения на уроках английского языка во 2 классе по теме «Моя любимая еда», которая может быть использована учителями -предметниками при подготовке к урокам в школе с учетом требования ФГОС.
Обучение с использованием технологии проблемного обучения позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС. Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока.
Предполагается, что на уроках подобного типа у учащихся повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала происходит на продуктивном уровне, повышается мотивация к учению и в целом повышается качество образовательного процесса.
Список использованных документов и источников информации
1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика, 1987. – 156 с.
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
3. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Таткнигоиздат, 1972. – 365 с.
4. Ивановой Л.Ф. «Особенности преподавание учебного предмета «Иностранный язык» в 2016-2017 учебном году»
5. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. – М.: Баласс, 1999. – 60с.
6. УМК «Английский в фокусе» ( Spotlight ) Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс во 2 классах.
Технологическая карта урока английского языка.
Тема урока:
«Моя любимая еда»
УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 2)
Стигунова Айгуль Рустамовна,
учитель английского языка
МБОУ «Школа №25»
Цель: научить детей говорить и писать на английском языке названия любимых продуктов.
Задачи :
Образовательная: ввести новые лексические единицы по теме «Продукты», активизировать навыки орфографии, обобщить ранее изученный материал.
Развивающая: развивать речевые способности, психологические функции, связанные с речевой деятельностью (память, внимание, мышление, способность логически мыслить, анализировать).
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать умение слушать товарища, воспитывать культуру языкового общения.
Личностно-ориентированная: создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Планируемый результат.
Предметные умения:
Накапливать багаж нового лексического материала и приобретать опыт его применения.
Познакомиться с традиционной песней для дня рождения.
Произносить и различать на слух звуки [ i ], [ ei ], [ z ].
Универсальные учебные действия
Личностные: формировать первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению английским языком и осознавать её значимость.
Коммуникативные: формировать умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы, поздравлять с днем рождения.
Познавательные: уметь осознано строить речевое высказывание по образцу, формулировать ответы на вопросы учителя.
Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Межпредметные связи: русский язык, чтение, математика, физическая культура, музыка.
по восприятию информации: словесные, наглядные, практические;
стимулирующие: познавательные игры, создание ситуации занимательности, успеха;
систематизирующие : обобщение и систематизация знаний;
Виды работы: фонетическая и речевая разминка, фронтальный опрос, прослушивание диалога, игра для закрепления ЛЕ, работа с учебником, работа в печатной тетради, ролевая игра, работа по карточкам.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы: учебник, рабочие тетради, картинки по теме «Продукты», картинки для фонетической зарядки, атрибуты персонажей для ролевой игры, карточки с новыми словами, мягкая игрушка Chuckles , карточки для индивидуальной работы, DVD диск, карточки с буквами, следы с цифрами, цветы для рефлексии, картинка вазы.