Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы мотивации учащихся на уроках иностранного языка"»
ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Практико-ориентированный семинар«Методы и приемы мотивации на уроках иностранного языка»
Ст. методист МБОУ ДПО МЦ
Пилясова Г.И.
29 ноября 2019
«Эффект соленого огурца»
Педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца».
«Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится».
Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Объединяющие и мотивирующие события по иностранным языкам
Ежегодная Неделя иностранного языка
День иностранных языков
Календарь знаменательных дат
Календарные и тематические праздники
Работа над проектами
Конкурсы, олимпиады
Конференции
Клуб любителей английского языка
Клуб переписки с зарубежными друзьями
Факультативы, кружки по иностранным языкам
Концерты на иностранном языке
Спектакли на иностранном языке
Мотивация - потребность человека
Мотивация это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Организация учебной деятельности3 этапа:
1. Мотивационный
2. Познавательный
3. Рефлексивно-оценочный
Мотивационный этап
Сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данную тему, какова основная учебная задача данной работы.
1. Создать проблемную ситуацию
2. Сформулировать основную учебную задачу
3. Выяснить, что нужно знать и уметь
4. Предъявить требования к работе.
Познавательный этап
Подкрепление и усиление возникшей мотивации:
чередование разных видов деятельности, оценивание (положительные или отрицательные эмоции)
Рефлексивно-оценочный этап
Мотивация завершения: каждый ученик должен выйти из деятельности с позитивным личным опытом.
Формирование положительной мотивации учения
При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности.
Спрашивайте у него: «Ты удовлетворен результатом?»;
Вместо оценки иногда скажите ему: «Ты сегодня сделал шаг вперед, завтра будет еще лучше».
Проводите индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату деятельности.
Учащимся, которые уже усвоили и выполнили задание, дайте дополнительные задания более высокой сложности.
Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Выбор цели и уровня сложности учениками
Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.
В начале изучения темы информируйте класс о том, чему дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.
Предлагайте ученикам самим выбрать уровень сложности заданий.
Предлагайте одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы освоения темы.
Помогайте ученикам
Если ребенок делает ошибку или его работа не выполнена на достаточно хорошем уровне, предложите пересмотреть, исправить.
Пытайтесь выходить из сложных ситуаций с юмором, иногда ведь ошибки бывают и веселыми.
Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда.
После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с эти справились.
Старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач.
Сделайте ситуацию успеха достижимой
Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигали бы успеха, чем терпели неудачу.
Если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбейте ее на более мелкие порции.
Выбирайте адекватную методику преподавания предмета, старайтесь держать в центре внимания не предмет, а ребенка.
Смелее делайте урок более привлекательным и интересным. Используйте загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым вы обучаете.
Попробуйте по-новому оформить классное помещение, измените расстановку парт. Обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку и пассивность.
Можно выделить пять типов мотивации
Целевая мотивация
Мотивация успеха
Страноведческая мотивация
Эстетическая мотивация
Инструментальная мотивация
Мотивация ответственна за активную позицию ребенка в обучении и личностном развитии
Внешние мотивы в обучении
Отметки
Вынужденный долг
Учеба ради престижа, лидерства,
материального вознаграждения
Избегание наказания
Внутренние мотивы в обучении
Удовлетворение от самой деятельности
Прямой результат деятельности
Стремление к успеху
Понимание необходимости знания для жизни
Учение - как возможность общения
Нет мотива – нет желания учиться
Немотивированный ученик просто не хочет учиться.
Ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить.
Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности
Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления.
Принципы работы на уроке иностранного языка
Принцип новизны(любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии).
Принцип учёта возрастных особенностейучащихся.
Принцип учёта языковой подготовкиучащихся
Принцип доброжелательности.
Принцип неожиданности.
Работа с газетными материалами
газетная лексика является актуальной и современной. Через ее призму учащиеся понимают особенности стилистики и новые явления в языке.
информация, содержащаяся в газетных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию.
газетные материалы содержат дискуссионные вопросы, которые помогают организовать обсуждение и тем самым развивают навыки успешного общения с использованием лексических единиц по заданной теме.
Переписка учеников с их зарубежными сверстниками
Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики( напр. английского) с носителями языка http://www.globalpenfriends.com/
Музыка. Песни
Музыка и песни вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран
http://www.domyenglish.ru/p84aa1.html
http://festival.1september.ru/articles/310075/
Художественный перевод стихотворений
Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний.
http://www.homeenglish.ru/Poems.htm
http://www.englishelp.ru/interesting/poetry.html
Дистанционные олимпиады
Дистанционные олимпиады Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников.
Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала
https://olimpiada.ru/activities (бесплатно)
https://myenglishonline.ru/
https://anglius.ru/
Игра
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций
Интегрированные уроки вовлекают каждого учащегося в учебный процесс, способствуют развитию аналитического мышления, логики и познавательного интереса, побуждают учащихся к активному творческому познанию окружающей действительности.
Форма проведения таких уроков нестандартна, что и делает сам урок ярким и запоминающимся.
Применение новых информационных технологий
использование презентаций
компьютерное тестирование
эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников
интерактивные онлайн-доски дают возможность ребенку рисовать и писать, видеть и передвигать картинки, сопоставлять слова и предложения и все это видит и легко корректирует преподаватель.
Внеурочная деятельность
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности.
Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества
Метод проектов
Метод проектов формирует у учащихся
коммуникативные навыки,
культуру общения,
умения кратко и доступно формулировать мысли,
терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
развивать умение добывать информацию из разных источников,
обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий,
создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Видеоурок способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых .
Урок - спектакль
Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Урок-праздник
Эта форма урока
расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах
развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации
Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка
Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов.
Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания самым эффективным образом
Важно помнить, что на уроке важны не только знания, во и впечатления, с которыми ученик уходит с урока
Рабочее место ученика
Рабочее место ученика в кабинете иностранного языка
помогает повысить мотивацию
обеспечить открытость обучающего пространства для учащихся.
Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка позволяет
разнообразить методы, формы, приёмы обучения,
делает структуру занятия более насыщенной и глубокой,
обеспечивает доступность информационного, справочного и учебного материала.
создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала,
способствует активизации познавательной деятельности .
Веселое начало. Игра "Hangman ".
Игра "Hangman" (ребята угадывают слово по буквам).
Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов.
Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок.
Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.
Игра "Crosses and Noughts".
Класс делится на две команды: крестики и нолики.
Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд.
Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке.
Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола ; назови предлоги к глаголам ; переведи выражения ; найди ошибку в предложении и т.д.
Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.
Викторины
Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи.
Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность "переключить" учащихся на свой предмет.
Гости на уроке
При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником.
Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?
Приём "Check Yourself"
Приём "Check Yourself" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала.
Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы.
Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово.
Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста.
Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же.
Самое главное - это отсутствие плохих оценок.
«Basketball»
Реквизит: 2 ведра (корзины) и стикеры.
Делим класс или группу деток на 2 команды и даем любую тему слов.
В течение следующей минуты участники каждой команды пишут как можно большее количество слов на заданную тему, сворачивают написанное в шарик и кидают сопернику в корзину.
По окончании минуты подводятся итоги — засчитываются только бумажки из корзины с правильно написанными словами.
Побеждает та команда, которая закинула больше всего бумажек.
«Crocodile»
Известная всем игра, суть которой — показать определенное слово членам своей команды.
Отлично подойдет для повторения целых тем слов.
Побеждает та команда, которая показала больше слов за определенный период времени.
«Fairytale»
Из реквизита нужны:
простенькая история на английском (чем более странная, тем веселее)
плакаты с надписями (например, dog, tree, wind и т.д.), можно простые маски
Распределяем роли среди детей, ведущий начинает читать сказку (историю) : the wind has moved the tree – ветер шевелил дерево, the dog says "bark" – собака говорит «гав» и т.д.
«5 minutes »
Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме,которую предстоит изучать.
За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать.
Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. Некоторые списки можно зачитать.