Просмотр содержимого документа
«Информационные технологиии в обучении английскому языку»
Использование информационных технологий в обучении английскому языку в начальной школе.
Выполнила: учитель английского языка ГБОУ лицей имени героя Советского Союза П.И. Викулова
Лемешок Наталия Ахнафовна
Ноябрь 2019 года
I. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовании
1.1. Современные тенденции в системе образования
Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение.
Формируется новый педагогический менталитет. Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь». Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией.
Методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватывают всё большее образовательное пространство.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой;
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к компетентностным характеристикам личности;
от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным, профильным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;
от дисциплинарной и принудительно-нормативной доминанты образования к доминанте саморазвития и самосовершенствования ребёнка.
1.2 Определение понятия «технология», «технологический подход»
Технологический подход открывает новые возможности для образовательной, педагогической и социальной действительности, он позволяет:
- с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных программ .
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер.
2. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
2.1. Из опыта применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
Как сделать урок ИЯ интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Я поняла, что успех не только зависит от знания учителем предмета и от общей эрудиции педагога, но и в большей степени от способности на современном этапе преподавания ИЯ мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиа ресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала. Особое внимание я уделяю применению информационно-коммуникационных технологий. Наличие компьютера и мультимедийного проектора дает мне техническую возможность проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями к уроку.
2.2 В нашей школе обучение идет по учебно-методическому комплекту «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З. К новой версии курса автор приложила обучающие компьютерные программы «Enjoy Listening and Playing», «Enjoy the ABC». Данные программы в полной мере обеспечивают возможность индивидуального подхода и интенсивность самостоятельной работы учащихся.
При изучении ИЯ в начальной школе принцип наглядности является одним из ве-
дущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды, восполняя потребность детей в чувственном восприятии отдельных единиц языка. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций. С огромным удовольствием мои ученики воспринимают мультимедийные презентации к урокам. Использование презентаций на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Применение мультимедийных презентаций, позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
2.3. Использование электронных учебников. Достоинствами электронных учебников являются их мобильность и доступность связи с развитием компьютерных сетей.
Защита проектов учащимися по различным темам на английском языке. Для выполнения проектных работ возможно использование Power Point.
Использование интерактивной доски для закрепления изученного материала, вовлечение в процесс выполнения заданий каждого ученика.
Использование видеопроекторов для просмотра видео-роликов на английском языке.
Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет реализовать комплекс методических, педагогических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Однако компьютер не сможет заменить учителя на уроке. Необходимо совмещать работу с компьютером и иные виды деятельности.
3. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.
3.1 Плюсы.
Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю: • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников; • находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса; • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности обучающихся; • заинтересовать обучающихся, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс обучения, увеличить быстроту и надежность знаний.
3.1 Минусы использования ИКТ на уроках английского языка.
• недостаточная степень оборудования школы;
• недостаточное количество ЦОР по изучению английского языка; • учителя не имеют достаточного времени доступа в Интернет в школе. Таким образом, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
4. Результативность работы учителя.
Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.
На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.
5. Литература:
1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
5. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
6. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
7. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
8. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005