Просмотр содержимого документа
«Информатизация процесса обучения иностранному языку»
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ТРОШИНА Р.И., УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУ «ОШ № 64»
О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
«Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний»
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ СПОСОБСТВУЕТ
Росту интереса к предмету
Ускорению процесса обучения
улучшают качество усвоения материала
позволяют индивидуализировать процесс обучения
дают возможность избежать субъективности оценки.
Применение инфокоммуникационных технологий способствует эффективному решению следующих дидактических задач обучения иностранным языкам
;
Совершенствование умений аудирования
пополнение словарного запаса лексикой современных иностранных языков
совершенствование умений чтения
Совершенствование умений
письменной речи
Формирование умений и навыков чтения иностранных текстов
Построение монологических и диалогических высказываний
Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности:
Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваемся с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему решаем с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания.
аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения
аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения
Обучение чтению
Активно использую Интернет как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире.
С помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подходит для учащихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.
Обучение письму
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуры, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Обучение говорению
Для подготовки к высказыванию на уроке используем Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме. Например, сообщения по теме “Английские праздники”, “Великобритания” “ Австралия и Новая Зеландия”. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются полнотой, содержательностью.
Следующая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности :
1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com ,Prez-team.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме on-line и т.д.);
2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков PROMTXT и электронных словарей AbbyLingvo7.0;
4. для хранения и накопления информации: CD, DVD диски, Flash диски;
5. для общения: Internet, электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent т.д.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО.
“ Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе”.
Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне .
Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
компьютер
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства :
• общекультурное развитие обучающихся;
• совершенствование языкового уровня;
• создание благоприятного психологического климата;
• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
• самоутверждение учащихся;
• возможность реализации индивидуализации обучения;
• реализация принципа обратной связи;
• исключение времени для написания материала на доске;
• экономия расходования материалов учителем;
• сочетание контроля и самоконтроля;
• объективная и своевременная оценка действий учащихся.
Результатами работы использования ИКТ являются –
Сегодня информационно-коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка
улучшение качества обучения, высокая познавательная активность
индивидуализация обучения, развития творческого подхода при
развития творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Одна из главных задач нового ФГОС – реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Очень важно обеспечить учащимся общекультурное, личностное и познавательное развитие, сформировать умение учиться, научить учащихся самостоятельно добывать знания, работать в команде, развить способность к самоизменению и саморазвитию на основе самоорганизации.