Друи?ды жрецы у древних кельтских народов, организованные в виде замкнутого, но не наследственного сословия, также выполняли функции судей, занимались врачеванием и астрономией. Друиды обладали тайным знанием, дававшим им власть над людьми.
Чтобы попасть в касту жрецов-друидов, кандидаты проходили испытания одиночеством в лесу. Прошедшие через это испытание жили и обучались 20 лет в священных для кельтов лесах. Видимо, многие тайны друидов связаны именно с лесом.
В древней Галлии, Ирландии, Бретани знание леса было жизненно важным. К деревьям относились как к одушевленным существам, их наделяли чертами живых людей. А потом заметили, что и люди чем-то похожи на деревья.
Обряды друидов проходили в дубовых рощах, так как это дерево считалось священным. В магических обрядах друидов фигурировал не только дуб (символизировавший Ось Мира и считавшийся растением, возлюбленным Верховным Божеством), но и все, что произрастало на священном древе, в частности омела. В 6 лунный день проводился торжественный обряд срезания омелы (причем для этого применялся только серп, изготовленный из золота, и срезать священное растение жрец, одетый в белое, должен был только левой рукой) с последующим жертвоприношением (под деревом, с которого срезали омелу, закалывали 2 белых быков).
Собранная таким образом омела считалась панацеей от всех болезней и мощнейшим противоядием. Кроме того, она использовалась в различных гаданиях и при жеребьевке.
Новогодний праздник друидов Саман, когда сверхъестественные силы витают над землей, считается предшественником современного Хеллоуина. А привычка говорить "постучи по дереву", возможно, является отголоском характерного для друидов почитания священных деревьев.
А вот главным святилищем друидов считается древний Стоунхендж, хотя об этом ходит много споров и где истина неизвестно.
В отличие от пифагорейцев представление о бессмертии кельтов не включало идеи реинкарнации.
Они не верили и в переселение души в тела животных, но скорее верили в выживание души умершего в «ином» мире в форме, которая может быть узнана.
Наиболее ясно эта концепция о «Другом Мире» друидов выражена и суммирована у Лукана: «И не тихих долин Эреба, и не глубин унылого царства Плутона ищут тени мертвых. То же самое дыхание одушевляет их члены в ином мире. Смерть — это середина долгой жизни».
Кельты представляли себе «потустороннюю» жизнь более счастливым продолжением земной, происходящим где-то на удаленных оконечностях земли или на дальних островах за морем.
Кроме того, в вероучении друидов отсутствовала, насколько можно судить, идея правосудия. Они, кажется, не делали различия между добром и злом, и не похоже, чтобы у них было какое-нибудь представление об искупительном круге перерождения души, когда душа была бы заключена в цепь земных тел.
У ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов (уступив её бардам), а после введения христианства (IV—V века) быстро выродились в деревенских знахарей.