Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность на уроках иностранного языка»
Читательская грамотностьна уроках иностранного языка
Учитель английского языка Ожогина Т.Н.
МОУ «Пушнинская СОШ», декабрь 2021 г.
РК, Беломорский р-н, п. Пушной.
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?
Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Умение работать с текстом.
Учащиеся должны показать:
что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде;
сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того, чтобы эти умения были сформированы, детей необходимо научить:
понимать текст;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли в устной и письменной формах.
Начнем с начальной школы4 класс
Можем взять текст для чтения не из учебника. Ребята любят читать адаптированные тексты .
Pre-reading activities- дотекстовый этап. 1. Создание положительной мотивации учащегося на изучение текста.2. Определение речевой задачи.3. Сокращение языковых и речевых трудностей.
Учитель предлагает сначала посмотреть на картинку и подумать о ком или о чем будет идти речь.
Затем вспомнить обложку книги, название /на английском и догадаться , что это будут смешные истории про 3 котят.
С помощью картинки учитель ( это я ) знакомит учащихся с главными персонажами забавных историй: Pinky, Blackie и Reddy. Спросить, какие ассоциации вызывают эти имена? Да, это название цвета: pink, black , red.
Предлагает эти цвета и имена запомнить, а также объясняет новые слова, используя наглядность и перевод. Напр.: grey body, black tail, pink ears, swingи т.д.
While-reading activities- текстовый этап.1. Поддержание / повышение мотивации учащихся в процессе чтения.2. Контроль сформированности навыков и умений.3. Формирование различных навыков и умений, связанных с пониманием и извлечением информации из текста.
На этом этапе мы начинаем читать текст вслух, по очереди или по ролям. Можем послушать аудиозапись, а затем читать по ролям.
Обращаем внимание на заголовок главы “A PUZZLE” , что мы можем сказать об этом заголовке? Можем ли мы догадаться о чем пойдет речь в данной главе?
Во время чтения обратить внимание на времена английского глагола, грамматические конструкции. Вспоминаем Present Simple, Present Continuous, Modal verbs , глагол ‘to be” в Present Simple. Нам эти правила понадобятся при переводе текста.
Очень важно, чтобы в текстах дети обращали внимание на грамматические структуры и в легкой, игровой форме проигрывали, повторяли их. Так лучше запоминаются правила английской грамматики.
Post-reading activities- послетекстовый этап, который направлен на:
поддержание или повышение положительной мотивации учащихся на продолжение изучение пройденной темы и дальнейшего чтения;
развитие умений, связанных с пониманием прочитанного текста;
интеграция различных навыков;
применение учащимися ИЯ в свободном высказывании.
Примеры заданий.
Задания на догадку(по прочитанному тексту).Все дети очень любят такие задания.
Какими должны быть тексты для улучшения читательской грамотности в начальной школе?
Очень важно соблюдать некоторые правила подбора текстов к заданиям на читательскую грамотность:
текст должен быть интересен;
текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
незнакомые слова должны быть представлены в сносках или даны учителем;
объем текста не должен превышать норму;
шрифт должен помогать легко читать текст;
текст должен развивать кругозор;
текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
в тексте не должно быть ошибок;
содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Высокий уровеньчитательской грамотности
говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.
Итог моего выступления.
1.Чтобы заинтересовать ребенка чтением – полезно быть немного актерами, как ученику, так и учителю.
2. Неплохо остановиться на самом интересном моменте и попросить придумать самим продолжение или окончание истории. Догадаться, что случилось дальше.
3. Хотелось бы завершить моё выступление двумя мудрыми изречениями:
***There is no worse robber than a bad book. -Плохая книга крадет время. (Italy).
***Teachers die, but books live on. Учителя умирают, в их роли остаются книги. (Netherlands).
«Функциональная грамотность-результат деятельности современной школы»
Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Методические рекомендации