Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку
Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку»
Выступление на педагогическом совете от 02.11.2015 г учителя иностранного (английского) языка Катыровой Ю. А.
по теме:
Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку
"Не мыслям следует учить, а мыслить"
Иммануи́л Кант (немецкий философ)
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.
Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определенного блока способностей. Опыт давно уже доказал, что если ученик сам «дошел» до определенной мысли, самостоятельно вывел результат поставленной задачи, то материал им усвоится намного лучше и качественнее, чем у того, кто получил знание от учителя, услышал ответ от одноклассника или прочитал в учебнике.
Новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни. От себя я могу добавить: и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение иноязычной речью (предметные связи), а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) - и направлены мои старания как учителя английского языка.
Работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные связи.
Я учу различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
Я учу аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.
Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.
Но самое главное –я учу детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста я обучаю детей проектно-исследовательской деятельности. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.
Отсюда – тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии на уроках и не замечать их, выходя за пределы школы, говорить о бездомных животных, писать проекты и быть равнодушным к ним в реальной жизни, говорить об уважении других культур, создавать проекты и высмеивать одноклассника другой национальности. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни.
Под влиянием изучения английского языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.
В своей работе я стараюсь максимально соблюдать требования к учителю, реализующему метапредметный подход:
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Проявлять способность к импровизации.
Помнить, что основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!
Приемы и задания метапредметного характера, используемые мною на практике:
Одним из приемов, которым я пользуюсь, это составление алгоритмов. В начальной школе я называю это «Рассуждалками». При изучении грамматических тем я вместе с учащимися составляю алгоритм, где мы вместе отвечаем на вопросы, что будет если соблюдено или не соблюдено определенное условие. Таким образом, большинство правил записаны не в чисто словесной форме, а в виде схемы-алгоритма.
Использование математических действий при изучении языка. Например, при изучении темы пассивный залог в 7 классе. Я предлагаю учащимся посмотреть на нее глазами «математиков», то есть увидеть за знаком языковым знак в более широком смысле слова и понять, что с ним можно оперировать точно также, как и с математическими знаками, то есть складывать и вычитать. Учащиеся самостоятельно выводят формулы и правила употребления различных форм пассивного залога, используя математические формулы сложения.
Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность. Во 2 классе это может некая ситуация, например открытка, которую нужно написать британским детям. На более старших этапах процесс целеполагания начинается с иллюстрации в учебнике и обсуждения ситуации, близкой и понятной учащимся (например использование мобильных телефонов). Иногда я в начале урока инициирую небольшой спор по некоторой проблеме. Еще один способ: я начинаю изучение раздела с конца. Учащимся предлагается взглянуть на самый последний урок раздела (который обычно содержит проектную работу) и оценить, что нужно узнать и сделать, чтобы потом суметь выполнить аналогичный проект.
Рефлексия в конце урока. Напрямую зависит от поставленной в начале урока цели. Обычно учащиеся просто отвечают на мой вопрос: «Можем ли мы теперь…?». Иногда мы подсчитываем, сколько новых слов мы узнали, определяем новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.
Одной из проблем, с которой довелось столкнуться мне, это неготовность учащихся к новым методам работы, их желание получить знание побыстрее и более простым путем. В результате даже такое фундаментальное задание как проект теряет всю свою ценность, если оно просто списывается с Интернета. Дети не умеют мыслить и, что самое печальное, не хотят учиться. В этом и состоит наибольший труд педагога: не заставить, и сделать так, чтобы ученик захотел учиться мыслить, почувствовал радость от преодоления трудностей.
Невозможно не согласиться со словами Сергея Михалкова «Сегодня они –дети, а завтра –народ»