Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) для 5 класса»
Рабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык. Немецкий язык» для 5 класса в соответствии с учебным планом МОУ Семеновская СОШ ориентирована на 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Горизонты» Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. (Москва «Просвещение», 2012).
Цели и задачи обучения немецкому языку
как второму иностранному языку
При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и о развитиимежкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Применительно к курсу для 5 класса следует говорить о следующих развивающих, воспитательных ипрактических задачах:
способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
развивать его память и воображение;
создавать условия для творческого развития ребёнка;
прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
воспитывать в ребёнке самоуважение;
воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
способствовать формированию чувства успешности;
учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка;
раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России;
элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры;
первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру;
представления о правах и обязанностях человека и товарища;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур;
представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;
стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами;
доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм;
3. Воспитание уважения к культуре народов стран изучаемого языка.
элементарные представления о культурном достоянии стран;
первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
уважение к иному мнению и культуре других народов;
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры других стран;
опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;
отношение к учебе как творческой деятельности;
5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
ценностное отношение к труду, учебе и творчеству, трудолюбие;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание ее значимости для личности учащегося;
навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам,
мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;
любознательность и стремление расширять кругозор
6.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
7.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
Предметные результаты
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом ученик научится:
- находить на карте страны изучаемого языка и континенты;
- узнавать достопримечательности стран изучаемого языка/родной страны;
- понимать особенности национальных и семейных праздников и традиций стран изучаемого языка;
-понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников;
- узнавать наиболее известных персонажей иностранной детской литературы и популярные литературные произведения для детей;
Пятиклассник получит возможность:
- сопоставлять реалии стран изучаемого языка и родной страны;
- представлять реалии своей страны средствами иностранного языка;
- познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения.
В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении научится:
вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. (в пределах тематики основной школы).
Пятиклассник получит возможность научиться:
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;
выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании научится:
понимать на слух:
- речь учителя по ведению урока;
- связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова;
- выказывания одноклассников;
- небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;
- содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);
понимать основную информацию услышанного;
извлекать конкретную информацию из услышанного;
понимать детали текста;
вербально или невербально реагировать на услышанное;
Пятиклассник получит возможность научиться:
понимать на слух разные типы текстов, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 2 минут;
использовать контекстуальную или языковую догадку;
не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
В чтении овладеет техникой чтения, т.е. научится читать:
по транскрипции;
с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
написанные цифрами время, количественные и порядковые числительные и даты;
с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
Пятиклассник овладеет умением читать, т.е. научится:
читать небольшие различных типов тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;
читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е. сумеет на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
определять значения незнакомых слов по:
- знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов,
- аналогии с родным языком,
- конверсии,
- контексту,
- иллюстративной наглядности;
пользоваться справочными материалами (двуязычным словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции;
Пятиклассник получит возможность научиться:
читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;
понимать внутреннюю организацию текста и определять:
- главную идею текста и предложения, подчиненные главному предложению;
- хронологический/логический порядок;
- причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств;
читать и понимать содержание текста на уровне смысла и:
- делать выводы из прочитанного;
- выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
- выражать суждение относительно поступков героев;
- соотносить события в тексте с личным опытом;
В письме научится:
- правильно списывать,
- выполнять лексико-грамматические упражнения,
- делать записи (выписки из текста),
- делать подписи к рисункам,
- отвечать письменно на вопросы,
- писать открытки - поздравления с праздником (объём 20-30 слов),
- писать личные письма в рамках изучаемой тематики (объём 30-40 слов) с опорой на образец;
Пятиклассник получит возможность научиться:
- писать русские имена и фамилии на иностранном языке,
- заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;
- в личных письмах запрашивать интересующую информацию;
- писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 50-60 слов);
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец)
Метапредметными результатами изучения немецкого языка в 5 классе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса (учебником, аудиодиском и т.д.).
Содержание тем учебного предмета
«Немецкий язык» в 5 классе
Содержание
Характеристика видов деятельности
Вводный фонетический курс. Алфавит (4 часа)
Ученики научатся:
воспроизводить все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания;
различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка.
- произносить имя по буквам;
- воспроизводить графически и каллиграфическикорректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания;
- различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка;
-соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Знакомство (7часов)
Ученики научатся:
приветствовать людей; представляться и говорить, где живут; заполнять анкету; произносить имя по буквам; говорить, что они любят.
Грамматический материал:
Личные местоимения:ich, du, Sie. Глаголы:heißen, wohnen, mögen, sein.
Вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них.
Порядок слов; интонация простого предложения.
- приветствовать людей;
- представляться и называть адрес проживания;
-заполнять анкету;
-произносить имя по буквам;
-говорить, что нравится;
-вести этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствовать, прощаться, узнавать, как дела, знакомиться, расспрашивать о возрасте);
-употреблять глаголы в утвердительных и вопросительных предложениях в 1, 2, 3 лице и вежливой форме;
-читать и писать по образцу сообщения в чате;
-читать и воспринимать на слух наименования достопримечательностей и формулы приветствия немецкоязычных стран.
Мой класс(10 часов)
Ученики научатся:
называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера; говорить о людях и предметах; говорить, что они любят, а что нет.
Грамматический материал:
Личные местоимения:er /sie, wir, ihr. Глаголы:kommen, heißen, mögen, sein.
Определённый и неопределённый артикли:der, das, die, ein, eine. Притяжательные местоимения:mein, dein.
Предлоги:in, auf.
Числа; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов.
Ударение в предложении; интонация вопросительного предложения; словарное ударение.
-вести диалог-расспрос (о том, какие школьные предметы нравятся, какие нет);
-рассказывать о своем друге;
-говорить, что нравится, а что нет;
-оперировать активной лексикой в процессе общения;
-воспроизводить наизусть тексты рифмовок;
-понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты: краткие диалоги, рифмовки, песни;
-вербально и невербально реагировать на услышанное;
-понимать на слух и произносить цифры и группы цифр;
-называть телефонные номера;
-произносить фамилии по буквам;
- выразительно читать вслух небольшие тексты;
-писать небольшой рассказ о себе и своем друге;
-употреблять глаголы в правильной форме, артикли в единственном числе, притяжательные местоимения и числительные.
Животные (11 часов)
Ученики научатся:
говорить о животных; проводить интервью в классе; понимать текст о животных; описывать животных; называть цвета.
Грамматический материал:
Спряжение глаголовhaben, sein. Вопросы без вопросительного слова. Винительный падеж. Множественное число существительных.
Названия животных, цветов, континентов и частей света.
Словарное ударение, краткие и долгие гласные
-вести диалог-расспрос о животных;
-рассказывать о своих животных;
-оперировать активной лексикой в процессе общения;
-описывать животных;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи;
-выразительно читать вслух небольшие тексты;
-понимать текст о животных;
-писать с опорой на образец рассказ о себе и соей игрушке, о том, что учащиеся умеют делать;
-называть цвета;
- соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
-проводить интервью в классе о любимых животных и делать сообщения на основе собранного материала;
-употреблять существительные в винительном падеже, задавать вопросы без вопросительного слова.
Мой день (10 часов)
Ученики научатся:
называть дни недели и время суток; описывать свой распорядок дня; понимать и составлять тексты о школе.
Грамматический материал:
Указание времени.
Порядок слов в предложениях с указанием времени. Предлоги: um, von ... bis, am. Названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов. Краткая и долгая гласная.
-называть время и дни недели;
-рассказывать о своем школьном расписании с указанием названий учебных предметов и времени;
- оперировать активной лексикой в процессе общения;
-писать о себе электронное письмо по образцу;
-читать, понимать и составлять свое расписание уроков с указанием дней недели и времени;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи;
- вербально и невербально реагировать на услышанное;
- соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
-воспринимать на слух и выразительно читать стихотворение;
-составлять предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов в предложении и используя временные предлоги;
-рассказывать о своем распорядке дня;
-читать и воспринимать на слух страноведческую информацию о школе в немецкоязычных странах.
Хобби (10часов)
Ученики научатся:
говорить о хобби; договариваться о встрече; говорить, что они умеют, а что нет; спрашивать разрешения; читать и описывать статистические данные.
Грамматический материал:
Глаголы с изменяемой корневой гласной:fahren, lesen, sehen. Модальный глаголkönnen. Глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция. Краткая и долгая гласная.
-вести диалог и своем хобби, о том, что учащиеся умеют и не умеют делать;
-рассказывать о своем хобби, оперировать активной лексикой в процессе общения;
-говорить, что учащиеся умеют, а что нет;
-договариваться о встрече;
-спрашивать разрешения, используя модальные глаголы;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи;
-читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением;
- соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
-читать и анализировать статистическую информацию;
-употреблять глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая рамочную конструкцию.
Моя семья(10 часов)
Ученики научатся:
описывать картинку; рассказывать о семье; понимать текст о семье; говорить о профессиях.
-рассказывать о своей семье, используя названия профессий,
-описывать иллюстрации;
-вести диалоги о семье, составлять мини-диалоги по образцу;
-читать и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
-употреблять притяжательные местоимения;
-читать предложения с правильным фразовым и логическим ударением;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи;
- читать и анализировать статистическую информацию;
- читать и воспринимать на слух страноведческую информацию о семьях в Германии.
Сколько стоит? (6 часов)
Ученики научатся:
называть цену; говорить, что они хотели бы купить; рассказывать о том, что им нравится, а что нет; находить информацию в тексте.
Грамматический материал:
Спряжение глаголовessen, treffen, möchten, порядок слов в предложении: рамочная конструкция. Словосочетания, дифтонгиei, au, ей.
-вести диалог на основе изученного языкового материала (называть цену, спрашивать, сколько стоит, говорить, что нравится, что нет, что бы учащиеся хотели купить, о карманных деньгах);
-знакомиться с немецкой традицией составления пожеланий, подарков ко дню рождения и писать аналогичные пожелания;
-обсуждать подарки друзьям ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей;
-читать тексты и находить запрашиваемую информацию;
-читать тексты с полным пониманием, используя словарь;
-применять знания грамматики в игре;
-читать открытку с места отдыха и писать подобные открытки.