Рабочая программа по немецкому языку (первый год обучения)
Рабочая программа по немецкому языку (первый год обучения)
Рабочая программа учебного курса «Второй иностранный язык (немецкий)» разработана для 5 классов (1-й год обучения) основной общеобразовательной школы с предоставлением платных услуг. Изучение курса ориентировано на использование учебников УМК «Горизонты» М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой.
34 часа в год. в неделю- 1 час
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по немецкому языку (первый год обучения)»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Второй иностранный язык (немецкий)» разработана для 5 классов (1-й год обучения) основной общеобразовательной школы с предоставлением платных услуг. Программа составлена в соответствии c:
Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска "Лицей №40 при Ульяновском государственном университете"
Положением о рабочей программе учебных курсов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности Лицея физики, математики, информатики № 40 при УлГУ (протокол педагогического совета № 8 от 21.05.2018г.)
Изучение курса ориентировано на использование учебников УМК «Горизонты» М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой.
Изучение иностранного языка в целом и немецкого в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного_ общения.
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
2) развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
3) содействие осознанному выбору будущей профессиональной деятельности в области филологии;
4) содействие расширению кругозора и развитию толерантности;
5) содействие развитию лингвистических компетенций, осознанному применению языковых знаний, умений и навыков.
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии)и делать выводы;
7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;_
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
1)формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2)формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозораилексическогозаnаса,дальнейшееовладениеобщейречевойкультурой;
3)достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4)создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
А.В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
• умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио и видео текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие,несложные аутентичные прагматические аудио-и видеотексты с выделением нужной/ интересующей информации;
чтении
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменной речи
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета,принятых в странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция(владение языковыми средствами и действиями с ними):
• применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,повелительное);правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание основных способов словообразования(аффиксация, словосложение, конверсия);
• понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция
знание национально-культурных особенностей речевого и не речевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;ихприменениевстандартныхситуацияхформальногоинеформальногомежличностногоимежкультурногообщения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной,
публицистической и научно-популярной литературы;
• понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
• представление об особенностях образа жизни, быта культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирноизвестных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
• умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В.В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;
• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах,туристических поездках и т.д.;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г.В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке исредствами изучаемого второго иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д.В трудовой сфере
Умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е.В физической сфере
Стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Настоящая программа по второму иностранному языку составлена из расчёта часов, указанных в БОПобразовательного учреждения общего среднего образования (35часовв5 классе). Указанные выше особенности овладения вторым иностранным языком позволяют учащимся основной школы достичь общеевропейского/допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы).
Содержание курса «Второй иностранный язык (немецкий)»
Название главы
Темы контрольных работ
Содержание учебного материала
1.Kennenlernen. Знакомство
1)Рассказ о себе и своём друге
2)Контрольная работа
Личные местоимения: ich, du, Sie.
Глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein.
Вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher)и ответы на них.
Порядок слов; интонация простого предложения
2. Meine Klasse. Мой класс
1)Диалог по телефону
2)Рассказ о своём классе
3)Контрольная работа
Личные местоимения: er/sie, wir, ihr.
Глаголы: kommen, heißen, mögen, sein.
Определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine.
Притяжательные местоимения: mein,dein
Предлоги: in, auf
Числа; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов.
Ударение в предложении; интонация вопросительного предложения; словарное ударение
3. Tiere. Животные
1)Рассказ о любимом животном
2)Контрольная работа
Спряжение глаголов haben, sein
Вопросы без вопросительного слова
Винительный падеж
Множественное число существительных
Названия животных, цветов, континентов и частей света
Словарное ударение, краткие и долгие гласные
KleinePause. Маленькая перемена
Повторение
4. MeinSchultag. Мой день в школе
1)Рассказ о своём распорядке дня
2) Рассказ о любимых учебных предметах
3)Контрольная работа
Указание времени
Порядок слов в предложениях с указанием времени
Предлоги: um, von … bis , am
Названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов
Краткая и долгая гласная
Календарно-тематическое планирование курса «Второй иностранный язык (немецкий)»5 класс (1-й год обучения)
№
Тема,название раздела
Дата
Вид контроля/ практическая часть
Домашнее задание
по плану
по факту
1.Kennenlernen. Знакомство
1.
Знакомство с предметом, учебником. Приветствие, прощание.
3.09-9.11
выучить правила чтения
Правила чтения
2.
Ситуация «Знакомство»
выучить правила чтения
с. 9 рт
3.
Рассказ о себе.
№ 5-7 рт
4.
Знакомство с немецким алфавитом.
№ 8а рт
5.
Беседа о любимых занятиях.
рассказ о занятиях
6.
Обучение селективному чтению.
с. 12
7.
Рассказ о себе и о своём друге.
Монологическое высказывание
Монологическое высказывание
8.
Артикль
№ 4 с РТ, с. 19 слова н/з
9.
Систематизация приобретённых умений и навыков.
повторение
2. Meine Klasse. Мой класс
10.
Мой класс. Введение лексики по теме.
12.11-24-01
№ 15 рт
11.
Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе.
№ 13, 14 а, в рт
12.
Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед.числе в диалогической речи.
с. 10 № 13, 14
13.
Знакомство с числительными до 20. Беседа по телефону.
Диалог по телефону
№ 1,2 рт
14.
Знакомство с числительными до 100.
Рассказ о своём классе
№ 2 в рт
15.
Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности».
с. 20
16.
Развитие навыков селективного чтения.
№ 2 в рт
17.
W- вопросы
№ 13 рт
18.
Притяжательные местоимения.
№ 13 а,в
3. Tiere. Животные
19
Знакомство с лексикой по теме
«Животные».
25.01-21.02
учить новые слова
20
Беседа о домашних животных.
№ 4,5 рт
21
Активизация речевых образцов в устной и письменной речи.
№ 6 в РТ, № 7-8 рт
22
Множественное число имён существительных
.
с. 25
23
Интервью.
№ 13 рт
24
Рассказ о любимом животном.
Рассказ о любимом животном
Рассказ о любимом животном
4. MeinSchultag. Мой день в школе
25
Введение лексики по теме «Мой день в школе».
22.02-25.05
учить новые слова
26
Обучение трём видам чтения.
№ 5 в, с РТ
27
Рассказ о своём распорядке дня.
Рассказ о своём распорядке дня
Рассказ о своём распорядке дня
28
Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному.
№ 7 а РТ
29
Беседа о расписании уроков на неделю
№ 1 с РТ
30
Рассказ о любимых учебных предметах. Повторение.
Рассказ о любимых учебных предметах
Рассказ о любимых учебных предметах
31
Контрольное аудирование
32
Контрольное письмо
33
Контрольное чтение
34
Контрольное говорение
Тематическое планирование
№
Тема,название раздела
Количество часов
Количество элементов контроля
1.Kennenlernen. Знакомство
9
0
Знакомство с предметом, учебником. Приветствие, прощание.
1
Ситуация «Знакомство»
1
Рассказ о себе.
1
Знакомство с немецким алфавитом.
1
Беседа о любимых занятиях.
1
Обучение селективному чтению.
1
Рассказ о себе и о своём друге.
1
Артикль
1
Систематизация приобретённых умений и навыков.
1
2. Meine Klasse. Мой класс
9
0
Мой класс. Введение лексики по теме.
1
Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе.
1
Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед.числе в диалогической речи.
1
Знакомство с числительными до 20. Беседа по телефону.
1
Знакомство с числительными до 100.
1
Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности».
1
Развитие навыков селективного чтения.
1
W- вопросы
1
Притяжательные местоимения.
1
3. Tiere. Животные
6
0
Знакомство с лексикой по теме
«Животные».
1
Беседа о домашних животных.
1
Активизация речевых образцов в устной и письменной речи.
1
Множественное число имён существительных
1
Интервью.
1
Рассказ о любимом животном.
1
4. MeinSchultag. Мой день в школе
10
4
Введение лексики по теме «Мой день в школе».
1
Обучение трём видам чтения.
1
Рассказ о своём распорядке дня.
1
Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному.