Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения употреблению модальных глаголов в английском языке»
Особенности обучения употреблению модальных глаголов в английском языке
Модальные глаголы — это небольшая группа особых глаголов, которые не выражают действие или состояние, а отражают отношение говорящего к действию.
В русском языке для этого используются обычные глаголы: могу, способен, должен, обязан, разрешаю, необходимо (сделать что-либо, быть где-либо). Причем, в русском языке они изменяются по лицам, числу, времени. А вот в английском дело обстоит несколько иначе. Но рассмотрим все по порядку.
Само действие, к которому привязан модальный глагол, выражается обычным глаголом — инфинитивом без частицы «to» (за некоторыми исключениями), который в обязательном порядке используется вместе с модальным глаголом. Список модальных глаголов в английском языке не очень велик: Can / Could, May / Might, Must, Need, Ought to, Should, Would, Shall, Will, Dare, Used to. Отдельным рядом стоят конструкции Have to / Have got to, Be to.
Все они отличаются как по своим значениям, так и по употреблению потому, особое и первостепенное внимание следует уделить только тем из них, которые более всего используются в устной речи, в том числе и разговорной. Это разделение весьма важно, поскольку, по моему мнению, учащийся должен как можно больше времени уделять устной речи, именно через употребление лексических единиц и грамматических конструкций в устной речи, происходит наиболее эффективное овладение иностранным языком. Формы, характерные больше для письменной речи, следует давать либо просто в ознакомительном порядке, либо в меньшем объеме чем те, которые употребляются в устной речи.
Исходя из объема теоретического материала и объема данной работы, мы рассмотрим сходство и отличие только двух глаголов: глаголов may/might и can/could, которые очень часто используются как в устной, так и письменной речи.
Учащиеся должно твердо знать, что глагол после них всегда идет без частицы to. Потому, следует привести несколько примеров, где кажущееся употребление глагола с to нарушает данный принцип.
Например: You must do what you can to get the results.
При имеющемся объеме знаний учащихся о глагольных конструкциях, они должны уметь разделить подобное предложение на две части: первая гласит о том, что субъект может, а далее идет оборот цели, то есть, между первой и второй частью можно подставить смысловую конструкцию in order. Разумеется, это лишь один пример, но он показывает важность понимания грамматических правил. Кроме того, здесь важно понимание учащимися основ теории русского языка, который им преподается в рамках средней школы.
Перейдем теперь к рассмотрению употребления данных глаголов, и как обучить правильному употреблению. По моему мнению, оба глагола следует давать одновременно, поскольку однообразное, монотонное использование одного из них, дает закрепление и перенос ВСЕХ функций одного из них на второй, что в корне неправильно. И наоборот, закрепление обоих глаголов путем упражнений, заставит учащихся обдумывать ответ на начальном этапе, что позже приведет к автоматизму употребления.
С чего начать? Разумеется, с того, что дать объяснение, что основная разница между этими глаголами в том, что can обычно подразумевает физическую возможность что-то сделать, а may – разрешение, позволение. Иначе говоря “I can” похоже на “Я могу”, а “I may” похоже на “Мне разрешено, позволено”. Далее, привести несколько примеров для иллюстрации. А затем дать возможность самим учащимся привести примеры собственные. И только после этого можно перейти к рассмотрению иных функция данных глаголов. Дадим их функции наиболее полным списком. При этом, необходимо снова дать примеры, по два-три на каждый пункт.
Так, для глагола can основные функции это:
1. Физическая возможность что-то сделать.
2. Умение что-то делать.
3. Вопрос о физической возможности или умении.
4. Выражение удивления, сомнения, недоверия. Здесь следует упомянуть очень интересную конструкцию с can плюс перфектный инфинитив: she can’t have done it! – не может быть, чтобы она это сделала!
Для глагола may это будут:
1. Предположение о какой-то вероятности, возможном действии.
2. Разрешение и запрет.
Следует четко разграничить некоторые нюансы употребления этих глаголов, поскольку, как мы знаем, многие явления в речи можно выразить несколькими способами. То есть, учащийся должен на первом этапе четко знать, что функции глаголов can и may такие-то и такие. Классические примеры для иллюстрации:
You mustn’t sit
You can’t sit here
You shouldn’t sit here
You mayn’t sit here
Здесь мы видим разделение запрета по нисходящей, от наиболее строгого, до мягкого. И подобные нюансы следует знать, но первоначально, внимание должно быть направлено строго на основные функции can и may. Именно с этой точки зрения и должна строиться подборка упражнений. Желательно при этом построить диалог так, чтобы в речи использовались и тот и другой глаголы, с подробным объяснением, почему выбран именно этот, а не другой глагол. В последующем же следует дать небольшой текст, где будет обязателен перевод именно с русского на английский, что связано с тем, что с английского оба глагола переводятся одним и тем же словом, следовательно, перевод на английский требует бОльшей концентрации внимания.
Если позволяет время и объем курса, то можно на этом же занятии привести конструкцию to be able to do, показать ее сходства и отличия в употреблении. Но в этом случае учащиеся непременно должны употребить их в упражнениях. Сначала чисто с оборотом, а затем с упражнениями, где надо будет определиться с употреблением конкретного глагола или этой конструкции. И для доашнего задания также подобрать упражнения такого плана, желательно в форме диалога, либо небольшого текста.
Вопрос о том, что данные глаголы, особенно в формах could и might также служат для образования форм сослагательного наклонения. Следует опустить, чтобы не допускать распыления внимания.
И последнее, что следует упомянуть: все упражнения и диалоги должны подбираться с учетом возраста и уровня владения языком учащихся. В некоторых случаях целесообразно давать все пункты использования в одном уроке, в другом же случае, по частям. Но это уже является выбором конкретного преподавателя для конкретных учащихся.