Современный подход к обучению иностранному языку подразумевает использование нового опыта и новых технологий. Использование видео – одна из них. Оно позволяет разрядить обстановку, повысить мотивацию, сделать процесс обучения и изучения английского языка более эффективным, продуктивным и приятным. В настоящее время предлагается огромный выбор адаптированных и аутентичных фильмов с готовыми поурочными разработками. И педагог, желающий использовать видео на своих уроках, имеет возможность без особых усилий подобрать нужное ему и показать на уроке. Тем не менее, как показала практика, не всегда готовый, спланированный другими урок проходит с успехом, даже при условии, когда педагог следует всем рекомендациям. Причиной этого является не что иное как конкретная учебная ситуация. Ведь важно не только выбрать нужный фильм для показа, но и определить, какие и в какой последовательности задания предлагать учащимся. Это не составит труда, если знать основные принципы работы с видеоматериалами и учитывать специфику этой технологии. Нижеследующая информация разработки не является новой и взята из отечественных и зарубежных источников. Однако ее несомненным преимуществом является то, что описанное ниже собрано воедино из разрозненных источников, классифицировано и приведено в систему. Изучив это, практически любой педагог сможет адаптировать созданные другими учебные материалы под конкретную учебную ситуацию и, при необходимости, самостоятельно разрабатывать планы видеоуроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование видео на уроках английского языка »
Использование видео на уроках английского языка
Современный подход к обучению иностранному языку подразумевает использование нового опыта и новых технологий. Использование видео – одна из них. Оно позволяет разрядить обстановку, повысить мотивацию, сделать процесс обучения и изучения английского языка более эффективным, продуктивным и приятным. В настоящее время предлагается огромный выбор адаптированных и аутентичных фильмов с готовыми поурочными разработками. И педагог, желающий использовать видео на своих уроках, имеет возможность без особых усилий подобрать нужное ему и показать на уроке. Тем не менее, как показала практика, не всегда готовый, спланированный другими урок проходит с успехом, даже при условии, когда педагог следует всем рекомендациям. Причиной этого является не что иное как конкретная учебная ситуация. Ведь важно не только выбрать нужный фильм для показа, но и определить, какие и в какой последовательности задания предлагать учащимся. Это не составит труда, если знать основные принципы работы с видеоматериалами и учитывать специфику этой технологии. Нижеследующая информация разработки не является новой и взята из отечественных и зарубежных источников. Однако ее несомненным преимуществом является то, что описанное ниже собрано воедино из разрозненных источников, классифицировано и приведено в систему. Изучив это, практически любой педагог сможет адаптировать созданные другими учебные материалы под конкретную учебную ситуацию и, при необходимости, самостоятельно разрабатывать планы видеоуроков.
Прежде чем говорить о сути данной технологии, хотелось бы напомнить о том, что использование видео на уроках английского языка целесообразно и важно и, принимая во внимание информацию, изложенную в российских и зарубежных источниках, а также собственные наблюдения, предложить следующее обоснование использования видео в процессе обучения иностранному языку:
Просмотр видео – это одновременно аудио и визуальное восприятие информации, что очень важно на уроках английского. Например, зритель не только наблюдает за языком тела и мимикой, но и слышит ритм, интонацию и ударения. Разговорный язык имеет визуальное подкрепление!
Правильно отобранный педагогом материал является доступным даже тем, кто пока не может хорошо читать и писать по-английски.
Видео позволяет изучать язык в заданном контексте. Язык современный и, даже, неадаптированный.
Сам процесс работы просмотра контролируемый: можно останавливать, нажимать на паузу, просматривать еще раз.
Зрителями могут быть учащиеся любой возрастной группы. Состав также может быть различным: группа, индивидуальный слушатель, сам преподаватель.
Отбираемый для просмотра материал часто базируется на историях, хорошо всем известных и любимых, а это означает, что мотивация слушателей будет всегда достаточно высокой.
Видео позволяет совершенствовать навыки и умения, так как является богатым лингвистическим источником лексики, грамматики, синтаксиса, фонетики и других видов дискурса.
И, самое главное, видео помогает создать коммуникативную ситуацию, в которой обучающиеся начинают пользоваться языком как настоящие носители.
Выше уже было сказано о том, что крайне важно правильно отбирать материал для просмотра. Целесообразно руководствоваться следующими критериями при отборе материала:
соответствие материала интересам и имеющемуся опыту учащихся;
лингвистическая релевантность, или соответствие уровню учащихся;
длительность просматриваемого материала (она должна быть рассчитана заранее и укладываться в урок: занимать полный академический час или только его часть, например 15 минут, но никогда не может быть дольше самого урока);
автономия отрывка, то есть он должен быть понятным без излишне детальных объяснений и пояснений сюжета;
соответствие целей и задач видео-урока календарно-тематическому планированию и программе.
После отбора материала, следующим этапом работы является продумывание той деятельности, которую будут осуществлять учащиеся под руководством педагога. Создавая собственные или адаптируя уже имеющиеся упражнения, важно принимать во внимание, что видео-урок – это процесс, состоящий из трех этапов:
1) предпросмотрового (pre-viewing)
2) демонстрационного (while-viewing)
3) постпросмотрового (post-viewing).
Каждый из них включает в себя несколько видов упражнений. При планировании учитель имеет возможность выбрать наиболее подходящие, соответствующие цели и задачам его урока.
Виды упражнений на предпросмотровом этапе могут быть следующими:
мозговой штурм;
прослушивание музыкального отрывка, беседы, дискуссии;
чтение текста;
заполнение таблицы;
описание картинок/ иллюстраций/ фото;
расположение иллюстраций в правильном порядке;
высказывание предположений относительно содержания видео-отрывка;
вопросно-ответная форма интерактивного взаимодействия;
ассоциации;
отработка и знакомство с новой лексикой.
Второй этап – демонстрационный – имеет еще название активного этапа. И он может включать такие упражнения как:
заполнение таблицы;
беззвучный просмотр;
просмотр с паузой;
поисковый просмотр;
направляемый просмотр;
свободные записи и заметки;
записи и заметки по заданной схеме;
расположение предложений/ картинок/ абзацев в правильном порядке;
расположение эпизодов просматриваемого отрывка в правильном порядке;
классификация информации;
поиск символов;
сопоставление слов и словосочетаний.
Работа на постпросмотровом этапе помогает формировать навыки письма и говорения. Все языковые трудности уже сняты и учитель направляет дискуссию, предоставляя учащимся речевые образцы и создает условия для творческой работы, осуществляемой в таком виде как:
дискуссия;
викторина;
оценка просмотренного;
обмен мнениями;
создание проекта/ постера/ плаката;
написание объявления/ доклада;
ролевая игра;
описание;
создание окончания истории;
решение проблемы;
написание отзыва.
Итак, учитель имеет широкий арсенал средств для создания интересного и продуктивного урока. В своей педагогической практике я часто включаю в урок просмотр видео и уделяю этому 15-20 минут от урока, на дополнительных уроках английского языка во второй половине дня я имею возможность посветить этому целый академический час. Частое использование видео в моей работе объясняется следующим: моя основная задача как педагога - научить детей пользоваться языком и в процессе обучения удерживать их мотивацию на высоком уровне. Использование видео позволяет с ней справиться. Мои учащиеся с удовольствием смотрят видеоматериалы, которые я им предлагаю и с не меньшим удовольствием выполняют упражнения. Результат порой превосходит все ожидания. Приведу пример из практики: однажды, после урока во 2 «В» классе ко мне подошла одна из учениц и предложила для просмотра на уроках английского языка домашний диск с мультфильмами на английском языке. Я пообещала выполнить ее просьбу. Посмотрев мультфильмы, я отобрала один. Без слов. Ни слова по-английски. Мультфильм компании “Pixar” “Knick-knack”. Тогда этот мультфильм был как нельзя кстати – приближался Новый год, а главным действующим лицом мультфильма был – a snowman, также я могла показать его ребятам потому, что в тот момент они изучали тему My house. My room. Таким образом, я не отступала от планирования и укладывалась в заданные рамки. Теперь мне хочется поделиться своим уроком с вами, уважаемые коллеги. Надеюсь, с помощью плана моего урока вы сможете увидеть, как я применила на практике методические рекомендации, описанные выше. При желании, вы легко можете найти этот мультфильм на сайтах, указанных ниже.
План видео-урока по мультфильму “Knick-knack”
Длительность видео-урока: 25 минут, является частью урока по теме “My house. My room.” Может быть использован для просмотра на дополнительных уроках английского языка, кружковых занятиях, на последнем уроке во второй четверти (перед Новым годом).
Класс – 2, 3, 4.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Pre-viewing stage.
Look at our shelves. What can you see?
Oh, look it’s a knick-knack. Who has knick-knacks at home?
Look, who is there?
Дети смотрят на полки классной комнаты и отвечают: books, magazines, pens, toys, pencils, American bus, photos, the box.. How do you say this in English? Дети показывают на новое украшение, которое раньше не видели: knick-knack.
Учащиеся, у которых дома есть подобные украшения, поднимают руки.
Учащиеся отвечают: a girl/ an angel/ an angel girl.
5 мин.
Can she speak?
Can she walk?
Can she eat?
Can she run?
Ребята, я знаю обитателя подобного украшения, который может все, что может человек. He can walk and talk, run and jump, play and …feel.
Open your vocabularies and write: чувствовать.
So he can feel. And he is a snowman.
Yes, a snowman.
No, she can’t.
No, she can’t.
No, she can’t.
No, she can’t.
Учащиеся спрашивают: What does “feel” mean?
Учащиеся записывают слово в словарь.
A snowman?
While-viewing stage.
Мы отправляемся в гости к известному путешественнику, на полке у которого много сувениров из различных стран. So, watch the first section and tick what you can see.
Учитель раздает учащимся листочки с 3 заданиями, первое из которых – таблица:
1.
a pyramid
a flamingo
a skeleton
a chair
palm trees
a cactus
a blond girl
a vase
So what are your results?
Now watch the second section and say: the snowman is
1) a happy snowman
2) a hungry snowman
or
3) an unlucky snowman?
(На доске заранее написаны эти 3 варианта).
So, what do you think?
Yes, you are right.
Итак, как вы увидели, что не всегда получается достигнуть того, чего так добиваешься. Возможно, все было бы проще, если бы герои поговорили друг с другом. Watch the section and in pairs put the phrases in order to make dialogues:
A) S: My house! The glass! Mmm, I’ve got an idea! Just a moment!
B) G: Hey, come here! Come, come!
C) S: Oh, it’s boring here! What can I do?
D) S: Oh, I see a very nice lady! Hi!
E) G: It’s warm and sunny here! Come out!
F) G: OK. I’m waiting.
(2ое задание, которое на листочке у каждого ученика)
So, what are your results? Let`s check. Read the dialogues.
Well done everyone!
Учащиеся смотрят фильм и проставляют галочки рядом с тем, что они видят в фильме.
We can see…
Учащиеся смотрят фильм до конца и готовятся ответить на вопрос.
Учащиеся отвечают: number three, an unlucky snowman.
Учащиеся смотрят часть мультфильма еще раз и затем в парах располагают предполагаемые реплики героев: девушки и снеговика по порядку.
Учащиеся оглашают свои результаты.
Учащиеся читают диалоги вслух. Второй вариант: реплики пронумеровываются, и учащиеся называют номер реплики. Для учащихся вторых классов, реплики даются в более простой форме.
13 мин.
Post-viewing stage.
Представьте, что вам предложили озвучить этот мультфильм. Для этого нужно уметь правильно произносить слова и фразы. Потренируйтесь в парах.
So, who’s the first?
И еще одно задание, которое можно предложить на данном этапе.
У вас дома тоже есть сувениры и украшения на полках. Напишите об одном из них. План – на вашем листочке.
План:
At home I’ve got … (количество) souvenirs.
They are: ……… (перечисли их названия).
They are nice: ……… (каких они цветов).
My favorite is a ……… (название).
It’s ……… (цвет). I like it very much.
Учащиеся отчитывают диалоги в парах. Если какие-либо слова вызывают затруднения, они спрашивают у учителя.
Учащиеся читают диалоги вслух.
Учащиеся смотрят на план и задают вопросы, если им что-то непонятно.
5 мин.
Итак, данный урок позволил мне не только поддержать мотивацию детей, но и ввести новые слова, вывести детей на мини высказывания, чтение, постановку вопросов в заданном контексте. Кроме этого, с помощью видео дети изучают язык не только в рамках УМК, следовательно, они не стеснены какими-либо рамками и начинают чувствовать себя в языке уверенно. Поскольку тема “My house. My room” изучается на разных этапах, этот фильм я показываю учащимся разных классов, предварительно внеся необходимые коррективы.
Когда я работаю на среднем и старшем звеньях, я демонстрирую отрывки из фильмов мирового кинематографа, таких как «Звуки музыки», «Ромео и Джульетта», «Первый рыцарь», «Троя», «Гамлет», «Бетховен», «Мэри Поппинз», «Моя прекрасная леди» (планы уроков к этим фильмам мы создавали вместе с коллегами). После нескольких просмотров учащиеся старшего и среднего звена сами предложили снять собственные мини-фильмы и видеоролики. Это предложение с их стороны дало толчок к подготовке и проведению целой серии внеклассных мероприятий под названием «Кинофестиваль краткометражных фильмов» и, в настоящий момент, в видеотеке лицея около двух десятков фильмов, созданных по сценариям учащихся, роли в которых исполняют они сами. При создании фильма учащиеся полностью берут инициативу на себя, у них создается впечатление, что учитель становится сторонним наблюдателем, и они получают большое удовольствие от самостоятельной работы.
Я надеюсь, что вышеизложенная информация по использованию видео на уроках английского языка может быть полезной для всех педагогов, использующих видео на своих уроках или желающих применять данную технологию.
Список использованной литературы и сайтов:
Использование видео на уроках иностранного языка – Биробиджан Областной институт усовершенствования учителей 2003
Alan M. Teaching English with Video. – London: Longman, 1985
Blatzer R. Alles Gute! Ein deutscher Fernsehsprachkurs. –Bonn: Inter Nationes, 1991
Brandi M. Video im Deutschunterricht – Munchen: Goethe-Institut, 1996
Burt M. Using video with Adult English Language Learners. – Washington, DC: National Center for ESL Literacy Education, 2002
Lonergan J. Video in Language Teaching. – Cambridge University Press, 1984
Sherman J. Using Authentic Video in the Language Classroom – Cambridge University Press, 2003