Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность учителя иностранного языка»
Роль и значение внеурочной работы в привитии интереса к изучению английского языка
Внеклассная работа по английскому языку в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.Внеклассная работа способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе и расширению языковой среды», если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения английскому языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, умений и навыков, что в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.
Внеклассная работа помогает выявить задатки и интересы и тем самым может оказать влияние на выбор если не будущей профессии, то, по крайней мере, направления; поэтому наряду с факультативными занятиями внеклассная работа выполняет профориентационную роль и прививает интерес к изучению иностранного языка.
Успешная работа может быть обеспечена только при условии доброжелательных отношений её участников друг к другу.
Таким образом, внеурочная работа должна проводиться на протяжении всего курса обучения иностранному языку. Она должна проводиться школьниками ради них самих. Внеурочная работа имеет большое значение, т.к. содержательные и интересные внеклассные занятия стимулируют интерес школьников к дальнейшему изучению языка.
Цели, задачи внеурочной работы и особенности её организации
В методической литературе дается определение внеклассной работе по иностранному языку: «Внеклассная работа - различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время» [
Внеурочная работа проводится в соответствии со спецификой данного предмета. При этом она решает две главные задачи:
во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету;
во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Внеклассная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка в соответствии с практическими, общеобразовательными, воспитательными целями и задачами обучения в средней общеобразовательной школе.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и в формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Добровольный характер участия учащихся во внеурочной работе, в отличие от обязательности учебной деятельности. Желая проявить себя в тех или иных видах внеклассной работы, учащиеся проявляют активность, а позднее и интерес в изучении иностранного языка.
Внеурочный характер занятий, который выражается:
во-первых, в отсутствии строгой регламентации в отношении времени, места, формы их проведения;
во-вторых, особенность внеклассной работы осуществляется в формах отчетных вечеров, концертов, выпуске стенгазет на английском языке.
Материал, используемый на внеклассных мероприятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальность, склонности и уровень подготовки учащихся по языку. Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста учащихся, специфики внеклассной работы являются одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся.
Исходя из вышеизложенного, следует, что целью внеурочной работы по иностранному языку является развитие и углубление интереса учащихся к иностранному языку, совершенствование их практических навыков и умений, воспитание уважения к традициям и культуре страны изучаемого языка.
Организация и проведение кружков, утренников, вечеров, концертов, викторин, их подготовка и проведение может собрать школьников с разным уровнем владения иностранным языком и разного возраста. Они могут выполнять роли сценаристов, режиссеров, художников. При этом их художественная деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью общения на иностранном языке.
внеклассная работа является одним из факторов привития интереса к изучению английского языка, так как её целью является развитие и углубление интереса учащихся к иностранному языку. При организации внеклассной работы с учащимися разного возраста внеклассная работа должна соотноситься с типами ведущей для каждого возрастного периода деятельностью.
Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеурочной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Реализация принципа связи с жизнью позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по английскому языку с условиями жизни и деятельности учащегося.
Согласно принципу коммуникативной активности, внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию.
Коммуникативная активность учащихся во внеклассной работе во многом определяется отношением учителя к работе, его умением создавать благожелательные, дружелюбные отношения с детьми, оказать помощь и моральную поддержку.
Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственность с уроками иностранного языка.
Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
При проведении внеклассной работы по иностранному языку необходимо тщательно продумать её содержание, формы, методы этапов изучения иностранного языка в соответствии с психо-физиологическими особенностями учащихся.
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку развивают инициативность учащихся, познавательную активность и интерес к изучаемому языку, самостоятельность, совершенствуют ранее полученные навыки по данному предмету, дают учащемуся возможность глубже изучить язык.
Виды и формы проведения внеклассной работы
Различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы .
К массовым формам работы относят:
1. Постоянные формы работы.
2. Эпизодические и периодические массовые мероприятия - вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН. Эти формы работы не имеют постоянной организационной структуры и определяются тематикой, целью, условиями проведения.
К групповым формам внеурочной работы относят кружковую и клубную работу.
Содержание и форма кружковой работы во многом зависит от типа кружка, его целей и уровня знания языка учащимися.
Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с учащимися во внеурочное время.
Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность. Индивидуальная форма работы является основным фактором успешного проведения массовых и групповых форм.
Таким образом, внеурочная работа имеет различные виды и формы:
массовые формы (вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН);
групповые формы (кружки, клубы);
индивидуальная форма (заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью).