Просмотр содержимого документа
«Творческие приемы в обучении иностранному языку»
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Известно, что перегрузка учащихся на уроке зависит не столько от количества, сколько от качества работы; исходит не от содержания отдельных предметов, а от отсутствия у ребенка интереса к тому, чем он занимается на уроке.
Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.
На уроках обучения иностранному языку необходимо использовать разнообразные образовательные технологии, методы и творческие приемы, которые являются условиями сохранения здоровья школьников.
смена видов активности
включение игровой деятельности
изучение песенок и стихов в движении
стимулирование творческого отношения к теме урока
наличие соревновательных моментов (повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка)
использование проектной деятельности
ведение языкового портфолио
стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.
Работая с детьми, необходимо ставить перед собой цель:
Решение проблемы сохранения здоровья школьников через творческие приёмы обучения иностранному языку
Следовательно, необходимо максимально наполнить обучение детей творческими методами и приемами обучения. Урок можно начать с театрализованного приветствия, которое не оставляет равнодушным даже самых пассивных детей. В младших классах можно взять игрушку – «гостя», от имени которого и общаться с ребятами.
Изучая английский язык, ребенок развивает свою психику, свои языковые способности, а для развития психики самые нужные витамины - эмоции. Поэтому важнейшим требованием к занятиям является яркая, радостная окраска. Только в такой обстановке ребенок будет жадно впитывать все новое и все психические процессы - запоминание, смыслопонимание и т. д. – будут работать в полную силу, непроизвольно.
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества.
Необходимо применять игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.
Они забывают о своем психологическом дискомфорте.
Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Игровые приемы часто вводятся во время работы над лексическими и грамматическими структурами.
Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают быстроту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно давать как в начале урока, так и в середине. Наибольший эффект достигается в ситуации, когда учащиеся утомлены. Например, лексическая игра - “Закончи предложения” Повторение изученной лексики можно проводить в игре по командам, считая баллы за каждое задание:
- кто придумает больше слов на определенную букву алфавита,
- кто вспомнит больше слов на определенную тему (например, “Animals”)
- в теме “Food”- составление рецептов разных блюд.
Игры, которые можно использовать на начальном этапе обучения: «В зоопарке», "Поймай и скажи", «Перепутанные слова», «В магазине игрушек», «Угадай, что я делаю?», «Угадай какого цвета?», «Восстанови предложения», «Угадай, у кого предмет?»
На уроках английского языка, особенно в начальной школе, поэтический язык имеет преимущество перед прозой – даже там, где это касается материальных предметов и действий. Поэтому на уроках английского языка рекомендуется использовать работу со стихами и песнями. Но для того чтобы обучение было эффективным, следует относиться к стихам и песням творчески, а не просто пропевать или проговаривать их от начала до конца. А именно – менять местами куплеты, заменять слова, создавая проблемные ситуации для смыслопонимания, несколько раз проговаривать или пропевать отдельные фразы, связанные с наиболее важным лексическим или грамматическим материалом, придумывать новые куплеты и т. д.
Такие элементы, как звук, образность, ритм и мелодия, - это те средства, которые непосредственно и эмоционально переносят ребенка в мир нового языка. Дети всей душой отдаются звучанию и интонации нового языка. Понимание основного смыслового содержания играет до поры до времени подчиненную роль. Знакомя детей с новыми стихами, песнями, в которых язык требует большего понимания, надо стараться привести класс в нужное состояние, используя подходящие и тщательно отобранные жесты и мимику для создания яркой картины. Но и тогда дети приходят к пониманию постепенно, через несколько недель слушания и повторения этих стихов или песен.
Но если учитель (или ребенок) будет на уроке просто рассказывать стихотворение о «потерявшейся собачке», «замерзающей птичке» и т. п., то это как ни странно, скоро надоест детям. Дети хотят на уроках самореализоваться, говорить о своих собственных чувствах, желаниях. Пусть ребенок представитсебя собачкой, зайчиком, птичкой…
Если ребенок ощущает себя главным субъектом общения, то гораздо эффективнее и быстрее овладевает новым языковым материалом, особенно если он помогает реализовать его желания.
Когда учитель начинает заниматься непосредственным окружением детей, (части тела, предметы в классе или цвета), то ситуация несколько изменяется. В этой области встречается мало трудностей. Когда только возможно, необходимо «связывать слово с материальными объектами и действиями».