Просмотр содержимого документа
«Педагог года. Часть сборника. Публикации участников.»
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС «Педагог года – 2016»
Дубна 2016 год
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС «Педагог года – 2016»
Конкурсные материалы участников конкурса
г. Дубна 2016 г.
Ответственный редактор:
Е.Л. Бодина, методист отдела развития и методического обеспечения образования МУ ЦРО
Городской конкурс «Педагог года – 2016»
(Конкурсные материалы участников конкурса)
Сборник включает в себя материалы участников городского конкурса «Педагог года – 2016». В конкурсной программе приняли участие 5 педагогов общеобразовательных учреждений города. В данный сборник вошли материалы туров «Открытый урок», «Разговор с учащимися», «Методическое объединение» и «Мастер-класс». Сборник является творческим отчетом о проведенном Конкурсе.
Материалы сборника опубликованы на информационно-методическом сайте МУ «Центр развития образования города Дубны Московской области» (http://mutcro.goruno-dubna.ru), - для использования в системе Единой информационно-образовательной сети г. Дубны.
Сборник подготовлен к изданию методистами отдела развития и методического обеспечения образования МУ «Центр развития образования города Дубны Московской области»
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр развития образования города Дубны Московской области»,
отдел развития и методического обеспечения образования.
141980, г. Дубна, Московская область, ул. Мира, д.1
В двадцать второй раз прошел в нашей Дубне муниципальный конкурс «Педагог года». Он стал, с одной стороны, эффективной формой выявления талантливых учителей, с другой – формой повышения квалификации, как самих участников конкурса, так и других учителей посредством изучения и распространения их педагогического опыта.
Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.
В этом году в конкурсе «Педагог года-2016» приняли участие пять педагогов:
Комкова Ольга Викторовна-учитель английского языка, школа №1;
Горбунова Юлия Александровна-учитель начальных классов, школа №4;
Балахнов Павел Игоревич-учитель физической культуры, школа №5;
Чуринова Марина Борисовна-учитель начальных классов, школа №7;
Аваева Дарья Геннадьевна-учитель английского языка, лицей «Дубна».
Конкурс традиционно состоял из четырех этапов. Первый этап «Портфолио» прошел в заочной форме. При выставлении баллов жюри учитывало степень соответствия современным тенденциям развития образования, своеобразие и новизну опыта, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов, необходимость и достаточность материалов, логичность и последовательность изложения, ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи достижения учеников в учебной деятельности.
Второй этап включал в себя два тура: «Методическое объединение» - устное представление конкурсантом своего профессионального опыта с целью демонстрации способности к изучению, осмыслению и использованию в своей деятельности опыта коллег по работе с детьми и «Мастер-класс» - демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта, отражающего значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетентностей.
На третьем этапе учителями проведено 4 «Открытых урока» по различным предметам, где имели возможность поделиться опытом и достижениями и продемонстрировать уровень педагогического мастерства, применяя инновационные технологии. Жюри по достоинству оценило практические и проектировочные умения конкурсантов: владение педагогическими технологиями, результативность урока, оригинальность методической идеи урока, практическую направленность, эффективность применения ИКТ, характер педагогического взаимодействия с учащимися, умение проводить психолого-педагогический самоанализ урока. А также конкурсанты провели «Разговор с учащимися», где была показана работа с учащимися во внеурочной деятельности. Конкретную тему классного часа выбирали сами педагоги. Члены жюри отметили методические и коммуникативные компетентности, личностные качества, эрудицию конкурсантов.
При подведении итогов членами жюри отмечена глубина мыслей, оригинальность выступлений и профессионализм каждого конкурсанта. Баллы, выставленные участникам за разные этапы мероприятия, говорят о том, что на нашем празднике добра, ума и радости открытий все участники являются победителями конкурса.
11 декабря 2015 года состоялся Финал конкурса «Педагог года-2016». Раскрывая творческие способности в номинации «Визитная карточка», конкурсанты представили интересную и содержательную презентацию о себе, своих увлечениях, становлении профессионального пути, о первых шагах в педагогике и достижениях в сложном учительском труде. Непростая задача стояла перед жюри: оценка индивидуальности, исполнительского мастерства участника, его артистизма, содержательности выступления, оригинальности представления.
Рассмотрев и проанализировав результаты всех этапов муниципального конкурса «Педагог года – 2016» жюри приняло решение:
Признать победителем городского конкурса «Педагог года – 2016» Горбунову Юлию Александровну, учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 города Дубны Московской области».
Признать лауреатами конкурса:
Комкову Ольгу Викторовну, учителя английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов города Дубны Московской области»;
Чуринову Марину Борисовну, учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов города Дубны Московской области»;
Балахнова Павла Игоревича, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 города Дубны Московской области».
Признать участником конкурса:
Аваеву Дарью Геннадьевну – учителя английского языка МБОУ «Лицей «Дубна» города Дубны Московской области».
Признать победителем в номинации «Визитная карточка» Чуринову Марину Борисовну, учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов города Дубны Московской области».
Мы гордимся нашими учителями, радуемся неиссякаемым источникам педагогического творчества. Для одних конкурс стал работой, для других событием, но для всех - замечательным праздником. Прежде всего, они - учителя, которые учат и воспитывают молодое поколение. И мы благодарим их за красоту мыслей, которые они дарят детям, и желаем всем успеха в профессиональной и личной жизни.
Е.Л. Бодина,
методист отдела развития и
методического обеспечения МУ ЦРО
Педагог года -2016
Учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Дубны Московской области»
общеобразовательная
Выступление на методическом объединении
«Мультисенсорный подход в аспектном преподавании»
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Для меня большая честь выступать сегодня перед такой замечательной аудиторией. Меня зовут Ольга Викторовна Комкова. Я являюсь учителем английского языка в средней общеобразовательной школе номер один с углублённым изучением отдельных предметов, имени Александра Яковлевича Березника.
Как мы с вами знаем, в современном мире к членам общества предъявляются высокие требования. Для того чтобы бы быть успешным, занимать высокий пост или продвигаться вверх по карьерной лестнице, необходимо знание английского языка. Поэтому на нас, учителей, возлагается особая задача по воспитанию поколения, свободно владеющего английским языком. Для достижения этой цели, я обращаюсь к методу аспектного преподавания.
Мы выделяем 3 аспекта для начальной школы – устная речь, грамматика и внеклассное чтение и 4 аспекта в старшей школе – устная речь, грамматика, внеклассное чтение и страноведение Великобритании. Такое разделение уроков позволяет более эффективно работать с каждым аспектом в отдельности. Занятия по устной речи способствуют:
Занятия по устной речи также позволяют нам использовать метод проектной деятельности. Таким образом, ученики приобретают навыки создания презентаций и публичного выступления.
Выделение грамматики, как отдельного аспекта позволяет:
сконцентрировать внимание на отработке и закреплении отдельных грамматических правил;
развивать лексико-грамматическую компетенцию;
эффективно выполнять задания тестового характера.
Что касается занятий по страноведению, то данный аспект вводиться в старшей школе, когда ученики владеют достаточными лингвистическими навыками. Основной целью является развитие социо-культурной компетенции, воспитание толерантности и общей эрудированности учащихся. Я считаю, что в современном мульти-культурном мире важно не только научить детей языку, но дать им понятие о культуре изучаемого языка, а так же показать, как они могут применить полученные знания в жизни. Это всё необходимо в рамках требований современного ФГОС.
Однако моим любимым аспектом является внеклассное чтение, поскольку он консолидирует все аспекты, позволяет достигать все вышеуказанные цели и развивать такие компетенции, как: лингвистическая (в начальной школе), социо-культурная (в средней) и личностная (в старшей).
Необходимо отметить, что методика аспектного преподавания позволяет мне в полной мере использовать мультисенсорный подход. В основу мультисенсорного подхода положена «теория множественного интеллекта», разработанная Говардом Гарднером (Великобритания). Эта теория привлекла меня своим принципом «Если ребенок не учится тому, чему вы учите, смените метод и учите ребенка так, как он может выучить!» Согласно этой теории, учащиеся воспринимаются как индивидуумы, обладающие одной из следующих доминант: визуально-пространственной, логико-математической, музыкально-ритмической, кинестетической или лингвистической.
А сейчас позвольте продемонстрировать вам, как можно применять данный подход на занятиях по внеклассному чтению. Текст и задания построены таким образом, чтобы воздействовать на различные каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический, вербальный и логический. А сейчас мне бы хотелось подробнее рассказать о каждом типе заданий. Я предлагаю Вашему вниманию задания, которые в первую очередь развивают музыкально-ритмические способности. Это такие задания как: спой песню, послушай и скажи кто, ответы на вопросы и т.д. Следует отметить, что речевая разминка, а также беседа и обсуждение глав также представляют собой эффективный метод аудирования, поскольку ученик воспринимает речь учителя и своих одноклассников на слух. Успешное выполнение заданий данного типа эффективно формирует навыки аудирования и развивает коммуникативную компетенцию.
Следующий тип заданий направлен на развитие логико-математических способностей. Это, прежде всего, задания, в которых фигурируют цифры: посчитай и скажи, сколько животных в зоопарке. Однако основными в данном случае являются задания на развитие логических способностей: поставь предложения по порядку, объясни почему, докажи что и т.д. Успешное выполнение данных заданий способствует формированию навыков поискового чтения, позволяет освежить в голове текст главы и готовит к монологическому высказыванию.
Следующий тип заданий воздействует на кинестетический канал учащихся. Этому способствуют такие задания, как: послушай и нарисуй, нарисуй, чем занимаются герои, напиши своё продолжение истории и т.д. Такие задания проверяют знание текста, развивают творческие способности учеников, навыки письменной речи, помогают разнообразить учебный процесс и проявить себя.
Однако наибольшая часть заданий направлена на воздействие зрительного и вербального каналов, поскольку текст и задания представлены в печатном виде в качестве опоры и направлены в первую очередь на развитие коммуникативной компетенции. Это такие задания как: расскажи по плану, правда/неправда, расскажи, используя слова и выражения и т.д. Регулярное выполнение данных заданий способствует развитию коммуникативной компетенции, расширению словарного запаса, закреплению лексико-грамматических оборотов в речи, снятию психологических барьеров и самовыражению.
Таким образом, занятия по внеклассному чтению успешно реализуют мультисенсорный подход. Они позволяют:
воздействовать на все виды органов восприятия учеников и успешно вовлекать их в образовательный процесс;
разнообразить урок различными видами заданий
В результате эффективно формируется и развиваются:
коммуникативная компетенция;
навыки чтения,
лексико-грамматические структуры;
личностные и творческие способности учеников;
логическое мышление и снимаются психологические барьеры.
Мне бы хотелось сказать, что внеклассное чтение уникальный аспект. Разнообразие заданий позволяет сделать урок эффективным, а главное интересным для детей. Они по-новому воспринимают изучение английского языка и процесс чтения в целом. Таким образом, у нас есть возможность сформировать новую, эрудированную, современную, творческую личность.
Спасибо за внимание!
Мастер – класс
«Мультисенсорный подход в аспекте домашнее чтение»
Цель: развитие коммуникативной компетенции.
В своей презентации я рассказала о том, как мультисенсорный подход реализуется на занятиях по внеклассному чтению. Сейчас я постараюсь Вам это продемонстрировать на примере работы с книгой для чтения, предназначенной для 4-5 классов «Приключения шестерых друзей» автор Юлия Пучкова.
Как мы с Вами знаем, любой урок в начальной и средней школе начинается с фонетической разминки, которая должна содержать в себе лексику урока. В ходе фонетической разминки мы воздействуем в первую очередь на органы слуха, поскольку мы воспринимаем речь на слух, и задействуем вербальный аппарат, поскольку мы устно проговариваем лексику урока. Помимо этого аудио-образ мы можем поддерживать визуальным образом на слайдах или карточках. Таким образом, мы воздействуем на органы слуха, зрение и речи. Итак, давайте представим, как это происходит. (аудиалы + вербалы + визуалы)
Thin
Slim
Plump
Fat
Short
Tall
Long
Dark hair
Brown hair
Fair hair
Curly hair
Clever
Fat
Noisy
Naughty
Slow
Funny
После фонетической разминки, необходима речевая разминка, которая проходит в форме учитель-ученик, ученик-ученик. Поскольку речевая разминка имеет форму опроса/диалога без опор, то в данном случае происходит восприятие речи на слух. (аудиалы + вербалы)
Учитель-ученик
Ученик-ученик (цепочка)
1 встаёт, ему вопросы.
После первичного знакомства с лексикой урока, мы обращаемся к тексту. Таким образом, мы предвосхитили возможные фонетические ошибки и сняли трудности.
Хором первый абзац, потом один ученик
Потом читаем про 3х друзей.
Прочтение текста позволяет соединить аудио-образ с визуальным образом. Теперь мы знаем, как слово произносится, пишется и что оно означает. (вербалы + визуалы)
После такого тщательного знакомства со словами. Ученикам предлагается закрыть книги и соединить описания оставшихся героев на слух. (аудиалы+визуалы+кинестетики)
Учитель читает 3 описания, дети подписывают картинки.
После тщательного знакомство с текстом и лексикой урока мы выполняем послетекстовые задания, которые построены таким образом, чтобы воздействовать на все орагны восприятия.
Explain why:
Clever was clever.
Fat was fat.
Noisy was noisy.
Prove that:
Naughty was naughty.
Slow was slow.
Funny was funny.
Children knew each other.
Correct the statements
Clever was a nice little boy.
Fat like reading.
Noisy was short and fat.
Slow was very fast.
The children were six years old.
Funny had long fair hair and blue eyes.
(логики + визуалы + вербалы)
Успешное выполнение данных упражнений способствует формированию логического мышления, коммуникативных навыков, навыков поискового чтения, позволяет освежить в памяти текст главы. После этого ученикам предлагается описать своего друга письменно, а затем устно пересказать написанное. Таким образом, ученик ещё раз проговорит слово во время письма, увидит его образ, услышит и напишет его. (кинестетики + вербалы + визуалы)
Describe one of your friends and retell.
Успешное выполнение данного комплекса заданий позволяет ответить нам на три вопроса: Что мы делаем? Как и зачем?
Что мы делаем – обучаем английскому языку в аспекте внеклассное чтение.
Как – воздействуем на все органы восприятия при помощи предтекстовых и послетекстовых заданий.
Зачем – в результате мы достигаем нашей цели – развитие коммуникативных навыков учеников, снятие психологических барьеров, раскрытие творческого потенциала, а также навыков поискового чтения и расширения словарного запаса.
Открытый урок по теме
«Приключения Пиноккио.Формирование коммуникативной компетенции – навыков монологической и диалогической речи»
Тема: Приключения Пиноккио. Формирование коммуникативной компетенции – навыков монологической и диалогической речи.
Цель:
Формирование коммуникативных навыков, а также повторение и закрепление лексико-грамматических структур по темам «Школа», «Хобби».
Задачи урока:
а) основные (коммуникативные):
совершенствование навыков говорения учащихся по теме;
совершенствование навыков общения на изучаемом языке;
б) сопутствующие:
совершенствовать фонетические и лексико-грамматические навыки в рамках выше упомянутых речевых умений;
отработка навыков аудирования.
в) развивающие:
развивать память и внимание учащихся;
развивать умение вести беседу по заданной теме;
развивать способность комментировать те или иные факты по указанной теме;
развитие умений сравнивать, обобщать, выдвигать предположения.
воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности;
показ важности и практической значимости применения знания по предметам;
Тип урока: Комбинированный.
Материально-техническое обеспечение: Книга для чтения «Приключения Пиноккио» К. Коллоди. Интерактивная доска.
Ход урока:
1) Организационный момент. Фонетическая зарядка.
Hello pupils! My name is Olga Viktorovna! I am your teacher today. Nice to see you! You may sit down. Let’s train our tongues. Repeat after me.
wood, a piece of wood
usual, unusual, an unusual puppet
kind, very kind, caring, very caring
lazy, a lazy boy
2) Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Речеваязарядка.
Hi! What’s your name? Nice to see you. What is your hobby?
Do you like reading? What books do you like to read?
Ученики отвечают на вопросы о хобби.
So can you guess what we are going to do today? – Right, we are going to read a book.
Look! Who is it? This is Pinocchio. We are going to read about Pinocchio.
3) Этап усвоения новых знаний и способов действий.
So my dear, now let us open our books and read a story about Pinocchio. Read after me.
Ученики читают текст за учителем.
And now you read, please.
Учитель называет учеников, и они читают текст по предложению.
4) Физкультминутка.
Hands up
Hands down
Hands on hips
Sit down
Hands up
To the side
Turn left
Turn right
One, two, three hop
One, two, three stop
Hands on your mouth, nose, eyes, etc.
5) Первичная проверка понимания изученного.
Very nice of you! Now let’s see how well you know the text. Let’s have some fun and do some exercises.
Ученики выполняют упражнение на проверку первичного понимания текста – multiple choice (выбери верный ответ), listen and choose true/false (соответствует/ не соответствует тексту), put the sentences into the correct order (расставь предложения по порядку), докажи что, объясни почему.
6) Закрепление и обобщение полученных знаний.
You see, we’ve received a letter from Pinocchio. Let’s read it and answer to it.
Ученики получают письмо и пишут на него ответ. Затем они читают письмо вслух.
7) Применениеполученныхзнаний.
Now imagine that you are Pinocchio. Can you tell me about yourself?
Ученики рассказывают о себе от лица Пиноккио по плану.
8) Домашнеезадание.
Retell the chapter and do the rest of the exercises.
9) Подведениеитогов.
You’ve worked today very well. It was nice to work with you. Look how successful we are.
10) Рефлексия.
Did you enjoy the lesson?
Ученики показывают своё отношение к уроку с помощью раздаточного материала.
Самоанализ урока по внеклассному чтению
Класс – 6
Автор учебника – К. Коллоди
Тема урока – Приключения Пиноккио
Основная цель урока
Формирование коммуникативных навыков, а также повторение и закрепление лексико-грамматических структур по темам «Школа», «Хобби».
Цели урока:
а) образовательные:
совершенствование коммуникативных навыков учащихся по теме на иностранном языке;
совершенствование фонетических и лексико-грамматических навыков в рамках выше упомянутых речевых умений;
отработка навыков аудирования.
б) развивающие:
развитие памяти и вниманиия учащихся;
развитие умения вести беседу по заданной теме;
развитие способности комментировать те или иные факты по указанной теме;
развитие умений сравнивать, обобщать, выдвигать предположения.
воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности;
показ важности и практической значимости применения знания по предметам;
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД. Личностные УУД: - развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- проявление этических и эмоционально-нравственных чувств: доброжелательность и отзывчивость;
- оценка общечеловеческих ценностей, в том числе человеколюбие, уважение;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения; - способность и умение учащихся извлекать информацию и перерабатывать её ( анализ, сравнение);
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; - умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом учебной и жизненной ситуации. Регулятивные УУД: - умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - волевая саморегуляция;
- осознание того, что усвоено и что предстоит усвоить.
Тип урока: Комбинированный.
Материально-техническое обеспечение: Книга для чтения «Приключения Пиноккио» К. Коллоди. Интерактивная доска.
Данный урок входит в цикл уроков по внеклассному чтению. Он построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием таких технологий, как: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, технология сотрудничества и мультисенсорная технология. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Урок способствовал развитию таких УУД, как: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Урок разделён на несколько этапов. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой. Первый и второй этапы урока включали в себя фонетическую и речевую разминку для подготовки к основным этапам урока. В ходе фонетической и речевой зарядки были задействованы 2 канала восприятия – аудиальный и вербальный. Это позволило ввести учеников в языковое поле, снять фонетические трудности и познакомить их с лексикой урока. Применение образа Пиноккио способствовало активизации интереса детей, привлечения их внимания, мотивировало их. После выполнения данных упражнений ученики смогли сами определить тему и цель урока.
Одним из основных этапов являлся этап усвоения новых знаний и действий. На этом этапе ученики прочитали текст и познакомились с новыми лексико-грамматическими структурами. В ходе прочтения текста были задействованы 3 канала восприятия: аудиальный (ученики воспринимали речь на слух), вербальный (ученики читали текст вслух) и визуальный (ученики соединили аудиальный образ слова с его визуальным исполнением). Это способствовало закреплению новых лексико-грамматических структур и развитию навыка фонетического чтения.
Последующие этапы выполняли функцию контроля понимания текста. Для этого был применён деятельностный метод обучения. Он был реализован в следующих видах деятельности: репродуктивной и исследовательской. Репродуктивной деятельности соответствуют задания типа «прочитай», «перескажи», «повтори». Поисковой деятельности соответствуют задания «найди верный ответ», «закончи предложения», «сравни», «докажи». На данном этапе набор послетекстовых заданий позволил задействовать учеников с различными доминантами восприятия: аудиальной («послушай и выбери»), кинестетической («расставь предложения по порядку»), логико-математической («докажи, что»), визуальной и вербальной («выбери верный ответ», «ответь на вопросы»). Успешное выполнение данного комплекса упражнений способствовало закреплению новой лексики урока, развитию навыков поискового чтения и логического мышления, а также коммуникативной компетенции.
На этапе закрепления и обобщения полученных знаний ученикам было представлено два творческих вида работы. Сначала ученикам предлагалось написать ответ на письмо Пиноккио. Данное упражнение в первую очередь воздействовало на кинестетическую доминанту восприятия. В ходе выполнения данного упражнения ученики проявляли свои личностные и творческие способности, а также познакомились с новой для них формой написания неформального письма. Таким образом, после выполнения данного упражнения были задействованы все 5 доминант восприятия. Это позволило подготовить учеников к монологическому высказыванию. Второе творческое задание («расскажи о себе от лица Пиноккио») позволило ученикам не просто пересказать текст главы, а сделать это творчески, по-своему. Выполнение данного упражнения позволило добиться основной цели урока – развитию коммуникативной компетенции.
Работа на уроке осуществлялась по трём направлениям – учитель-ученик и ученик- ученик и ученик-учитель. Данные режимы работы позволили ученикам развивать личностные и коммуникативные УУД. Нестандартной ситуацией для учеников стало выполнение заданий творческого характера, импровизация. Однако они отлично справились с заданиями данного типа. В первой половине урока преобладали фронтальные виды работ, однако во второй половине урока преобладала индивидуальная форма работы. В конце урока у учеников была возможность самим оценить качество урока и своих знаний при помощи раздаточного материала.
В целом на всех этапах урока ученики были вовлечены в активную речевую и мыслительную деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и использовать данные знания для выполнения новых заданий и приобретения новых навыков.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Следует отметить, что ученики показали высокую мотивацию, поскольку тема урока отвечала их интересам и жизненному опыту, на уроке быстро менялись виды деятельности, выполнялись разнообразные упражнения, задания были посильными и использовался метод избегания ошибок, к тому же ученики смогли успешно применять знания из других областей.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Новым для учеников стали – творческие задания импровизационного характера, цикл упражнений, новая лексика.
Разговор с учащимися по теме
«Школа – мир без границ».
Добрый день, дорогие ученики. Прежде чем мы с вами начнём наш классный час, я прошу вас нарисовать цветик-семицветик. Надеюсь, вы помните, что это такое? Цветик-семицветик – это такой цветок, который имеет 7 лепестков разного цвета, и каждый лепесток может исполнить одно ваше желание. Давайте мы с вами нарисуем такой цветок и на каждом лепестке напишем одно из желаний.
Теперь давайте отложим пока наши красивые рисунки и посмотрим на доску. Как вы видите, тема нашего классного часа: ШКОЛА – МИР БЕЗ ГРАНИЦ. Как вы думаете: что это может означать? (примеры ответов)
Как вы думаете, важно ли ходить в школу? Почему?
Конечно, образование очень важно! Именно оно позволит вам стать инженерами и изобретателями, именно образование позволит вам стать врачами и помочь другим людям. Образование позволяет нам с вами добиваться самых невероятных результатов!
И главное, именно благодаря школе у нас появляются лучшие друзья. Именно в школе мы учимся вместе, мы начинаем узнавать и понимать, что мы все разные и принимать друг друга такими, какие мы есть.
А знаете ли вы, что далеко не у всех детей в мире есть возможность ходить в школу?
Почему, как вам кажется, не все дети ходят в школу? (примеры разных стран).
А в России все ли дети ходят в школу?
Обсуждение причин, почему по сравнению с другими странами, в России не 100% детей имеют доступ к образованию (школы есть повсюду в отличие от некоторых стран, но даже в мегаполисах инвалиды не имеют возможности учиться со сверстниками в одном классе).
Например, многие дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья только мечтают о том, чтобы попасть в школу. Тем более, чтобы учиться вместе со здоровыми сверстниками.
Сегодня государством принят закон об инклюзивном образовании. Инклюзия – это, странное на первый взгляд, слово произошло от латинского слова inclusio, что значит «включать в себя». Поэтому инклюзивное образование или школа – это школа, в которой есть место для всех: и для отличников, и для тех, кто за ними не поспевает; и ребятам, которые плохо видят или слышат; и детям которые передвигаются с помощью инвалидной коляски; и ребятам с самыми разными особенностями развития. Ведь, если подумать, все мы разные, и это так здорово!
Например, в нашей школе, школе №1, учится один особенный мальчик. Его зовут Артём. В этом году он, как и все первоклассники пошёл в школу. Он учится в обычном классе в обычной школе, как все ученики, только передвигается он на коляске. Однако это не мешает ему свободно передвигаться по школе, играть со своими сверстниками на переменах, выступать на огоньках, принимать участие в турслёте. Ведь, по сути, он такой же, как и все мы, просто передвигается иначе.
Дети относятся к нему с большой любовью и признанием. Ведь на самом деле, таким особенным детишкам, не нужны наши слёзы или жалость при виде их, им нужны наши улыбки, радость при виде их и равное к ним отношение.
Какие эмоции вы видите у детей?
Нам всем нужно проводить больше времени вместе с такими ребятами, у которых есть особенности развития. Мы можем вместе учиться, ходить в кино и на прогулки. Просто помогать друг другу. И чем больше мы будем проводить времени вместе, тем лучше мы будем понимать друг друга. Ведь у всех у нас без исключения есть право на образование, право на то, чтобы вместе со всеми ходить в кино и на выставки. Просто некоторым детям и взрослым это даётся намного сложнее. Наша с вами обязанность поддержать их и помочь им.
Если в вашей школе появятся ребята с особенностями развития, которые плохо слышат или видят, передвигаются на инвалидной коляске, вы же не отвернётесь от них? Вы же их поддержите? Не правда ли? Ведь таким ребятам тоже хочется пойти в школу и завести друзей. Только представьте, как им грустно сидеть дома и не иметь возможности общаться со школьными товарищами.
Мультик
А теперь давайте мы с вами посмотрим на наш цветик семицветик и подумаем, готовы ли вы пожертвовать хотя бы одним своим желанием, чтобы помочь особенным детишкам. Что мы можем им пожелать? (чтобы они были здоровыми, чтобы у них было много друзей, чтобы они ходили в школу и т.д.)
Помните, я говорила про инклюзию. Это означает «включать в себя». Так давайте если мы встретим детей с особенностями развития, мы будем включать их в свой круг друзей. И мне кажется, от этого наш мир будет намного лучше.
Городской конкурс «Педагог года – 2016»
(Конкурсные материалы участников конкурса)
г. Дубна 2016 год
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр развития образования города Дубны Московской области»
отдел развития и методического обеспечения образования
141980, г. Дубна, Московская область, ул. Мира, д.1