Просмотр содержимого документа
«Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку»
Новое поколение госстандарта по образованию предполагает реновацию подходов к обучению иностранному языку. В дипломной работе «Лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку» прослеживается реализация лингвострановедческого аспекта во всей образовательной цепочки преподавания немецкого языка в школе. «Нормативная цепочка в содержании образования выглядит следующим образом: стандарт, учебный план, учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы». . Мы начинаем наше исследование с примерной рабочей программы среднего (полного) общего образования по немецкому языку (базовый уровень), разработанной на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку. В ней содержатся педагогически адаптированная систематизация ЗУН (знаний, умений, навыков), компетентностей, компетенций, опыта творческой деятельности. Заканчивается наше исследование учебно-методическим комплексом, включающим новое поколение учебников, дидактические материалы и технологическую карту урока по немецкому языку. Нам важно проследить результаты обучения и дать оценку качества образования. Как формируется лингвострановедческая и лексико-грамматическая компетентность, как усваиваются знания, умения и освоенные компетентности, компетенции и метапредметные качества? В какой степени образовательный процесс обеспечивается информационно-коммуникационными технологиями? Целесообразно ли применение программы внеклассной (самостоятельной) работы для школьников по немецкому языку?
Современная методика обучения иностранным языкам все больше внимания уделяет культуроведческому подходу - лингвострановедческому, коммуникативно-этнографическому, социокультурному. Методисты и преподаватели сходятся во мнении, что предъявляемые сегодня к школе требования и стоящие перед ней задачи обучения иностранным языкам могут быть успешно решены с помощью лингвострановедческого подхода. Лингвострановедческий научный аспект широко представлен в работах многих исследователей. Среди них В.С. Ахматова, Л.Е. Воскресенская, Л.Н. Жирнова, Д.Г. Кольцева, И.Ф. Мишин, М.А Нефедова, О.Г. Оберемко, В.М. Огольцев, А.Д. Раихштейн, Н.В. Чайковская и другие.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам, а также индивидуально-ориентированный подход самого образования выдвигают на первый план задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета «Немецкий язык» применительно к личности каждого ученика. Цель обучения иностранному языку в классе XXI века недостижима простым сообщением определённой суммой знания, которые ученики должны запоминать и воспроизводить. Школьное образование не может ограничиваться обеспечением усвоения учащимися только языковых компетенций. Оно активно переориентируется с лингвистической компетенции на коммуникативную, с языковой правильности на спонтанность и аутентичность, чтобы достигнуть поставленных целей в реальных жизненных ситуациях.
«В современном полиэтническом и поликультурном мире, живущем по законам глобализации», требуются подготовка к межкультурной коммуникации. В связи с этим основная цель обучения иностранным языкам в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной охотно участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в речевой деятельности, в формировании и развитии коммуникативной культуры практического применения иностранного языка.
Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» осуществляется за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка. Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами, так как в действие вступает «закон интереса». Исследователи обосновано связывают с лингвострановедческим подходом понятие мотивации, рассматривают ее виды и разновидности, определяют ее место в обучении иностранному языку, а также выявляют возможности и пути ее эффективного повышения.
Таким образом, «лингвострановедение способствует овладению национально-культурной семантикой языковых единиц и национально-культурными правилами построения речевых произведений, что позволяет достигать взаимопонимание, то есть цели языковой коммуникации, при этом знание культурных компетенций приобретает исключительную важность и актуальность».