Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной мотивации у дошкольников на занятиях по английскому языку»
Формирование положительной мотивации у дошкольников на занятиях по английскому языку
Изучение английского языка в детском саду
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу. Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В дошкольном возрасте при обучении английскому языку у детей происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты: • умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором, то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения; • овладение, закрепление и активизация английского словаря; • овладение определенным количеством несложных грамматических структур, построение связного высказывания. Методика проведения непосредственной образовательной деятельности должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных, лингвистических особенностей детей и быть направлена на их развитие. Одним из условий формирования ассертивных качеств, в том числе, уверенности в себе, является раннее распознавание склонностей и способностей к английскому языку. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Если ребенок попадает в среду, которая способствует развитию его способностей, быстрее формируется, уверенность в себе и ассертивность. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. Игры в непосредственной образовательной деятельности не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима игровая методика, объединяющая в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли. Возможности дошкольников напрямую связаны с их готовностью к обучению и напрямую зависит от возраста обучаемого.
Исходя из этого обучение, английскому языку в детском саду имеет три этапа:
- Обучение детей в младшей группе. Задача учителя – заинтересовать и привить любовь к английскому языку. Многие дети в этом возрасте имеют логопедические проблемы или не умеют говорить. На занятиях следует использовать активный метод обучения. Учитель является примером и происходит активное взаимодействие ученика и учителя. Воспитание ассертивной среды на занятиях с детьми младшей группы происходит путем предоставления ребенку права выбора картинки, песни, игры. Задания для формирования ассертивной личности дошкольника начинаются со слов “Choose” (выбери), «What do you want for birthday/ Christmas? ( Что ты хочешь на день рождения/рождество), “What would you like…?” (Что бы ты хотел?) и т.д., где ребенку предоставляется возможность выбора. Ребенок вовлечен в интересный процесс игры – познавания нового (английского языка), он узнает новые слова, сказки. Учитель является не только организатором игры – он играет вместе с ребенком. В этом возрасте ребенок не боится сделать ошибку, и процесс изучения английского языка вызывает только удовлетворение от познания нового. На этом этапе задача учителя – максимально заинтересовать и вовлечь в увлекательный процесс изучения английского всех детей. Логопедические или психологические проблемы, которые видны преподавателю, не должны мешать ребенку получать удовольствие от процесса обучения. Ведь любовь к языку закладывается с раннего детства. - Обучение английскому языку в средней группе. Задача учителя – не потерять привитую любовь ребенка к английскому языку. Обучение английскому языку продолжается в игровой форме. Ведущими методами являются активный и интерактивный. В ролевой игре ребенок может выступать как в роли самого себя, так и в роли сказочного персонажа, английского ребенка и даже учителя. На этом этапе дети говорят о своем настроении, осознанно выполняют задания, связанные с выбором картинок, предметом, учатся объяснить свой выбор. На этом этапе каждый может получить посильную для себя роль. Практикуется участие в англоязычных постановках, где героями могут стать все дети, получив роль в зависимости от своих способностей и возможностей. Ребенок имеет право выбора и созданная на занятиях ассертивная среда помогает ему учиться высказывать свое мнение, не бояться делать ошибки в английском языке и не чувствовать себя некомфортно, если что-то не получается. На данном этапе происходит тесное сотрудничество учителя английского языка, воспитателей и логопедов. Часто проблемы, возникающие при произношении и запоминании английских слов, могут быть решены при помощи привлечения других специалистов. - Обучение английскому языку в старшей группе. Задача учителя – мотивировать ребенка изучать английский язык и сделать это обучение более осознанным. Здесь уже выделяются дети, которых можно назвать способными к изучению иностранного языка. У них ярко выражена вербальная память, речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях, развит фонематический слух, эмоционально-образное восприятие языка. Также важно наличие у ребенка стремления к изучению языка, интерес к жизни и культуре разных стран, коммуникабельность, способность легко адаптироваться к различным ситуациям в общении. Для того чтобы не потерять интерес у способных детей и максимально развить возможности остальных, учителю следует мотивировать детей изучать английский язык как во время занятий, так и во внеурочное время. При обучении детей этого возраста основным методом становится интерактивный. На занятиях можно предлагать ребенку выступать в роли учителя, например, во время приветствия и проведения физкультминутки. Учитель выступает в роли регулировщика учебного процесса, а не основным ведущим как в младшей и средней группах. В ролевой игре ребенок сам выбирает роль для себя, в командных играх и соревнованиях, выбирает команду, а иногда и правила игры. Во внеклассных мероприятиях дети становятся участниками англоязычных сказок, имеют возможность самовыражении, они вовлекаются в процесс изучения иностранного языка в меру своих возможностей. Мотивация детей изучать иностранный язык должна происходить и во внеурочное время. Для этого я предлагаю использовать карту “Welcome to School” (рис. 1), на которой изображены школьные принадлежности и конечная цель – наша школа. Каждый месяц дети «собирают» школьные предметы – ручку, пенал, доску, парту и т.д., а в мае школьный автобус готов их «отвезти» в школу. Успешно занимаясь английским языком каждый месяц, дети имеют возможность увидеть свою фотографию на карте.
Наглядность карты помогает учителю, родителям, воспитателям, администрации и самим детям увидеть успешность изучения английского языка и отследить динамику прогресса учеников на начало и конец учебного года. Карта “Welcome to School” помогает воспитать чувство здоровой конкуренции, стремление к лидерству, и способность реально оценивать свои успехи, что является основными чертами ассертивного дошкольника. Дети стремятся улучшить свои показатели, чтобы увидеть себя среди успешных детей на карте, могут объяснить, что получилось и что не удалось в этом месяце на занятиях английского. Данная карта – это средство дополнительной мотивации дошкольников изучать английский язык. Показателем успешности учителя, правильной организации учебного процесса в старшей группе также может служить данная карта. При правильной мотивации, создании ассертивной среды на занятиях и структуре урока количество детей на фотографиях в мае будет больше, чем в сентябре. Используя разнообразные формы работ и способы мотивации, применяя игровую методику во время занятий и во внеурочное время, учитель создает ассертивную среду, которая способствует быстрой адаптации ребенка в школе. Уже в старшей группе ребенок получает установку на успех, что впоследствии, в школе, поможет ему развить свои способности, творческий потенциал и всегда быть открытым к новым знаниям при изучении английского языка. Литература 1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Образование, 1996. – 311с. 2. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя.- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 198с. 3. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 322с. 4. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). - Екатеринбург, "Процесс", 1995. - 219с. 5. Крылов, Л.А. Психология. - М.: Перспектива, 2000. - 385с. 6. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1998. - 324с. 7. Лернер, И.А. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть - М.: "Просвещение", 1988. - 516с. 8. Ольшанский, Д.В. Взросление и Я. - М.: "Просвещение", 2001. - 312с.