Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры по теме: "Одночлен и его стандартный вид"»
Тема урока: Одночлен и его стандартный вид.
Дидактическая цель: создать условие для формирования новой учебной информации – введению понятия одночлен, стандартного вида одночлена, степени одночлена.
Цели по содержанию:
Обучающие: ввести определение понятия одночлена, формировать умение приводить одночлен к стандартному виду.
Развивающие: развивать умение работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память.
Воспитательные: воспитывать культуру математической речи, умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге.
Планируемый результат - первичное усвоение определения, умение приводить одночлен к стандартному виду.
Регулятивные УУД – учитывать правило в планировании и контроле способа решения, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные УУД – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости и нам надо показать все свои способности и умения в овладении непростой наукой – алгеброй.
III. Актуализация знаний учащихся.
-Чтобы ваш настрой на урок увенчался успехом, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (степень)
- Вспомним свойства степени.
- Что получится при возведении в степень положительного числа?
- Какое число получится, если возвести отрицательное число в чётную степень?
- Какое число получится, если возвести отрицательное число в нечётную степень?
- Как перемножить две степени с одинаковым основанием?
- Как разделить две степени с одинаковым основанием?
- Как возвести произведение в степень?
- Как возвести степень в степень?
- Чему равно число а в нулевой степени?
- Хорошо, ребята, я вижу, что вы усвоили теорию с предыдущих уроков.
Знания всегда очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать.
Давайте посчитаем устно.
1. Упростите выражения:
а) (а2) 4;
б) а7 а 8 а 2;
в) а 5 : а2 а0;
г) а n а 3 : а2;
д) а6 а 14 а 17 2. Найти значение выражения: 73 76 77
- Молодцы! А теперь подпишем в тетради число, классная работа.
IV. Целеполагание и планирование.
Проблемная ситуация.
- Математический диктант.
- Ребята, вам придётся переложить язык математики из устной речи в письменную.
- Но вначале, ответьте на вопрос: Сколько месяцев в двух годах?
Сколько месяцев в n годах?
- А теперь вопросы, ответы записываем в тетради.
Сколько месяцев в t годах? 12t
Сколько минут в n часах? 60n
Сколько метров в километре? 1000
Площадь прямоугольника со сторонами а и в равна…ab
Произведение пятой степени переменной x и четвертой степени y? х 5 у 4
Удвоенное предыдущее выражение. 2 x 5 y 4
Произведение удвоенного квадрата переменной x на утроенный куб этой переменной. 2 x 2 ·3 x 3
Площадь квадрата со стороной c. с2
Любая отметка. 4
- Вы записали ответы. Выполним проверку. Ответы для всех заданий находятся на слайде.
12 t; 60 n; 1000; ав; х 5 у 4; 2 x 5 y 4; 2 x 2 ·3 x 3; с2; 4.
- Как вы думаете, есть ли среди данных выражений лишние? (1000 и 4) Почему?
- Что нужно сделать, чтобы числа 100 и 4 не были лишними? (представить их в виде произведения числа 1 и данного числа).
- Что в этих выражениях общего? (Все они являются произведениями чисел, букв, степеней)
- Ребята, вся суть учения в том, что мы не будем останавливаться на достигнутом. И разгадав ребус на доске вы узнаете, каким термином можно назвать все эти выражения.
- Внимание – на экран! Отгадайте ребус. (см.слайд)
Одночлен
-Какой будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
-Цели урока попробуем сформулировать, опираясь на следующие слова: (см. слайд). Продолжите предложение, начав его с данных слов, сформулируйте цели урока.
- Что….(такое одночлен)
- Какое…(выражение называют одночленом)
-Как…(записать одночлен)
-Итак, ребята, давайте попробуем глядя на данные выражения дать определение одночлена.
Таким образом, Одночлен – это произведение буквы, числа, степени.
- Найдём данное определение в учебнике, стр. 108
V. Открытие нового знания.
- А теперь посмотрите на экран. Из данного списка выражений выписываем только те, которые являются одночленами (пишем в столбик в тетради).
a2+b2;
хуz;
abca2;
a-a+b;
8x*9y;
2*(-;
-2ab3(-3)bc2.
-Некоторые из этих одночленов можно упростить. Попробуем это сделать.
1 ученик – у доски.
После выполненных преобразований, вопрос:
- Ребята, у всех одночленов на первом месте стоит числовой множитель, далее- переменные и их степени. Как вы думаете, как можно назвать такой вид одночлена? (стандартный вид)
Вопрос:
- Такие одночлены, как -4; а; -х2 также относятся к одночленам стандартного вида?
Вывод: То есть к стандартному виду можно привести любой одночлен.
- А теперь возьмите карандаш и подчеркните в одночленах стандартного вида числовой множитель. Как называется числовой множитель в произведении? Коэффициент.
- Данные числовые множители мы будем называть коэффициентом одночлена.
- А теперь выпишите ещё раз последний одночлен стандартного вида:
6ab4c2.
- Назовите его коэффициент. (6)
- Назовите степень каждой переменной.(1,4,2)
- Найдите сумму этих показателей.(1+4+2=7)
-Число 7 мы будем называть степенью данного одночлена. Попробуйте дать определение степени одночлена.
- Прочитайте данное определение в учебнике. (стр…)
Определение:
Степенью одночлена называют сумму показателей степеней всех входящих в него переменных. Если одночлен не содержит переменных и является числом, отличным от нуля, то степень этого одночлена считают равной нулю.
Число 0 является одночленом, степень которого не определена.
VI. Включение нового знания в систему.
Задание “Найти пару”.
Для каждого одночлена из первого столбца подберите соответствующий одночлен стандартного вида из второго столбца.
1) 3 хвх
1) 54авс5
2) 3вса5а
2) –6х5у3
3) –6 ас3 (–9) вс2
3) 15 а2вс
4) 10 х2у (–х)у2(0,6) х2
4) 3х2в
5) –54 авс5
6) 6х6у2
7) 3х2в2
Проверка с помощью слайда.
1) 3 хвх
4) 3х2в
2) 3вса5а
3) 15 а2вс
3) –6 ас3 (–9) вс2
1) 54авс5
4) 10 х2у (–х)у2(0,6) х2
2) –6х5у3
Упражнения из учебника:
№457 – у доски (а,б,в) – 1 ученик
№459 – по вариантам самостоятельно 1 вар.-а), 2 вар. – б)
Предлагаю ученикам проверить свои работы со слайдом. (Задание на внимательность)
№459(а) – 1 вариант
-0,125у4 при у=-2;
-0,125*(-2)4= - 0,125*16= -*16=-2.
-0,125*(-2)4= - 0,125*(-8)= -*(-8)=1.
№459 (б) - 2 вариант
12х2у при х=-0,3, у=.
12*(-0,3)2* = 12*0,09* = 2*0,09 = 0,18.
12*(-0,3)2* = 12*(-0,9)* = 2*(-0,9) = -1,8.
-Найди ошибки, которые допустил ученик, выполняя действия.
-Какие правила не знает ученик?
VII.Самостоятельная работа. (разноуровневая)
Раздаю карточки, в которых представлены 3 вида самостоятельной работы (по уровню сложности).
* Представьте одночлены в стандартном виде, подчеркните его коэффициент и найдите степень одночлена.
Результат работы
одночлен
стандартный вид
степень
Верно +
Неверно -
a*4a*2a
3x2*4x*(-2)
1,5y*y4*y3
0,5b4*10b4*2
**Представьте одночлены в стандартном виде, подчеркните его коэффициент и найдите степень одночлена.
Результат работы
одночлен
стандартный вид
степень
Верно +
Неверно -
1,5x*8x
-a2*4a3
12y*0,5y
-8x5*(-)x4
***Представьте одночлены в стандартном виде, подчеркните его коэффициент и найдите степень одночлена.
Результат работы
одночлен
стандартный вид
степень
Верно +
Неверно -
6y*(- y3)
a*12a3b2
0,5x2 y*(-xy)
-0,4x4y2*2,5x2y4
Выбрать любой вариант из предложенных и решить задания в карточке. (решают самостоятельно)
- Проверку осуществим с использованием слайда. Поставьте знак + в последнем столбце таблицы, если задание выполнено вами верно; - если задание выполнено не верно.
-Поставьте себе отметку за самостоятельную работу. Сдайте листы, предварительно их подписав.
Домашнее задание.
П.21, №458, №460 а)-1 вар., б) – 2 вар.; №466.
VIII.Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Я попрошу вас заполнить таблицу, которая у вас на столе.