kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Разложение многочлена на множители способом группировки" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важная черта проблемного урока — то, что в нём знакомство с новым материалом естественным образом комбинируется с повторением уже изученного, и происходит это в процессе активной деятельности ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Разложение многочлена на множители способом группировки" 7 класс»

Баранова Ольга Григорьевна, учитель математики

Разделы:  алгебра 7 класс

Тема урока: Разложение многочлена на множители способом группировки.

Цели урока:

Образовательные: при помощи применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения , способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки.


Развивающие: развивать умения пользоваться уже полученными на прошлых уроках , знаниями; развивать внимательность, собранность и аккуратность; развивать умения работать индивидуально, в группах, ставить перед собой цель и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать внимательность учащихся, создание позитивного отношения учащихся к изученному разделу, умения ясно и четко излагать свои мысли, способствовать математической и общей грамотности.

Тип урокаизучение нового, проблемный.

Методы обученияпроблемный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельностииндивидуальная , групповая, фронтальная.

Девиз урока:    «С малой удачи начинается большой успех»

Ход урока:

  1. Организационный этап

Сегодня мы проведём необычный урок. Вы будете не просто учениками

7 класса, а настоящими разработчиками алгоритмов.

Мы с вами должны будем выполнить ряд задач, в решении которых будем использовать уже полученные нами знания по теме «Разложение многочлена на множители».

 Прежде чем мы приступим к решению более серьёзных задач, нужно проверить, а готовы ли мы к этому.

  1. Проверка домашнего задания . Найди ошибку.

№37.8

  1. 3b2 - 3b = 3b (b – 1),

б) a4 + 2a2 =a2(a2 + 2a),

в) 4с2 – 12с5 = с2(4 – 12 с3 ),

г) 8d4 – 32 d2 = 8d2(d2 – 4).

№37.12

а) 15х3у2 + 10х2у – 20 х2у3 = 5х2у (3ху – 2 + 4у2),

б) 12a2b4 36a2b + 44abc = 4ab(3ab3 – 9a + 11c).

3. Актуализация опорных знаний.

Математический диктант.


Вынести за скобки общий множитель: ( работа в группах)

1 группа

2группа

3 группа

5х + 5у;

2m – 2n;

4х + 8у;

ах – ау;

ma + dm2.

х2 -10х;

у4 + у3;

ах – а2 х;

7аb + 14 b;

(a +b) –x (a +b).

8d4 – 32d2;

6 – 4х2 + 6х;

5ху3 + 10ху – 20х2у3;

Зу (а + b) + 9x ( a + b);

( m + n)3 – 4a( m – n).



Как вы думаете, где можно использовать разложение многочленов на множители? (при решении уравнений и сокращении дробей).

Теперь давайте решим уравнение:   2 + 5х = 0    

Как можно решить такое уравнение (вынести общий множитель за скобки)

(Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители)

 5 x (x+1) =0 ,

x=0 или x=-1.

Молодцы! Как решить следующее уравнение?

  1. Создается проблемная ситуация:

Решите уравнение: x+3x +6 +2x =0

 На первый взгляд задача выглядит знакомой, но как её решить?

- Есть ли у всех слагаемых общий множитель? (Нет).

- Значит, этот известный нам метод не подходит.

Постановка учебной задачи:  разработать другой способ разложения многочленов на множители.

1) Эвристическая беседа.

Рассмотрим многочлен 9a +9b +ma +mb.   (запись на доске)

Применим “метод пристального взгляда”. Что вы видите?

( первое и второе слагаемые имеют общий множитель 9, у третьего и четвертого слагаемых общий множитель m).

- Как вы думаете, какой законом сложения мы можно использовать? (Сочетательный)

- Давайте сгруппируем их 9a +9b и ma +mb

(9a +9b) + (ma +mb)

- Теперь что у нас появилось в каждой группе? (общий множитель)

- Что можно сделать с общими для каждой группы множителями? (Вынести его за скобки).

- Какой закон умножения может помочь в этом? (Распределительный закон)

9(a +b) + m(a +b)

- Сколько здесь слагаемых? (Два)

- Что интересного вы заметили в получившемся выражении? (Есть один общий множитель (a +b) )

- Вынесем его за скобки, какое выражение получится во второй скобке?

(a +b) (9 + m)

- Что мы получили? (произведение)

- Итак, мы представили многочлен в виде произведения. Каким способом? (Объединяя слагаемые в группы)

- Поэтому этот способ называется способом группировки.

- Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые иначе? Какие законы сложения и умножения будем использовать?

2) Фронтальная работа

9a +9b +m a +mb = (9a + ma) + (9b + mb) = a( 9 + m) + b ( 9 + m) =

(9 + m) ( a + b)

- Какой получился результат? (и в первом случае и во втором , получается одинаковый результат)

-Какой закон умножения, позволяет нам сказать, что результаты одинаковые? ( Переместительный закон умножения).

-Давайте теперь попробуем составить алгоритм разложения на множители новым способом, способом группировки:

  1. Что мы делали? Давайте запишем : 9a +9b +m a +mb

а) выполняли группировку слагаемых, которые имеют общий множитель; (9a +9b) + (m a +mb)


б) в каждой группе находили общий множитель и вынесли его за скобки;

9 (a +b) + m( a +b)


в) нашли общий множитель в получившемся выражении, и вынесли его за скобки. (a +b) (9 + m)

Запись в тетрадь:

  1. Выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;

  2. Вынести общий множитель в каждой группе;

  3. Найти общий множитель в получившемся выражении и вынести его за скобки.

Вы прекрасные разработчики, алгоритм, который вы разработали, поможет вам решать уравнения, а в дальнейшем и сокращать дроби. .

5. Отработка правила.

-Теперь попробуем решить уравнение, которое вызвало у нас затруднение: x+3x +2х +6 =0

  1. выполним группировку слагаемых, которые имеют общий множитель:

(x+3x) +(2х +6)=0,

2) в каждой группе найдём общий множитель и вынесем его за скобки;

х(x +3) +2(х +3)=0

  1. в получившемся выражении нашли общий множитель и вынесли его за скобки;

(х+3)(х+2)=0

-Когда произведение двух множителей равно 0? (когда один из множителей равен нулю)

-Так как у нас два множителя, поэтому и корней в нашем уравнении будет 2. -Как найти корни получившегося уравнения

(Приравняем каждый множитель к нулю, и решим получившиеся уравнения)

Ответ : х1=-3, х2=-2

Фронтальная работа с пооперационным контролем.

 (1 ученик у доски по желанию)

ах + ау - х – у = (ах + ау) + (- х – у) = а(х + у) – (х + у) = (х + у)(а – 1)

( -1 выносим за скобку)

ав - 8а – вх + 8х = (ав – вх) + (- 8а + 8х) = в(а – х) + 8(- а + х) =

(а – х)(в – 8) 

2 m - x2n + y2 m - y2n = (x2m – x2n) + (y2m – y2 n) = x2(m – n) + y2(m – n) = (m – n)(x2 + y2)

Потрясающе!  

  1. Дифференцированные задания по уровням. 

Выбираем один из предложенных вариантов, который кажется вам соответствующим уровню знаний (вырабатывается навык самооценки).


Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

Задания творческого уровня

1) 5а - 5в + аm – bm 

1) x y + 4y - 2x – 8 

1) x4 + x3y - xy3 - y4 

2) x y + 3y + 2x + 6 

2) 2aх – aу – 10х + 5у 

2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 – а 

3) x2a - x2b + ya - y2

3) х+ x y + xy+ y3 

3) х2 – 3х + 6 – 2x


А. Задания базового уровня.

1) 5а - 5в + аm – bm = 5(a – b) + m(a – b) = (a – b)(5 + m)

2) x y + 3y + 2x + 6 = y(x + 3) + 2(x + 3) = (y + 2)(x + 3)

3) x2a - x2b + ya - y2b = x2(a – b) + y2(a – b) = (a – b)(x2 + y2)

Б. Задания повышенного уровня

1) x y + 4y - 2x – 8 = y(x + 4) – 2(x + 4) = (x + 4)(y – 2)

2) 2aх – aу – 10х + 5у = a(2x – y) - 5( 2x - y) = ( 2x – y)(a – 5)

3) х+ x y + xy+ y3 = x(x + y) + y2(x + y) = (x + y)(x + y2)

С. Задания творческого уровня

1) x4 + x3- xy3 - y4 = x3(x + y) – y3(x + y) = (+ y)(x3  y3)

2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 – а =y2(x – b + 1) + a(- x + b – 1) = (y2 – a)(x – b + 1)

3) х2 – 3х + 6 – 2x= x(x - 3) + 2(3 – x) = (x – 2)(x – 3).

Молодцы!

7. Домашнее задание

П.1 §38,ответить на вопросы самопроверки,

№38.4 (в,г), №38.7(а,б), №38.8 (а)

(Учебник А.Г. Мордкович Алгебра 7 кл ч.2)

 8. Подведение итогов. Рефлексия

- Какая задача состояла перед нами в начале урока? (научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки)

- Можно ли считать, что мы ее решили?


 Закончить классную работу я попрошу фразами из рефлексивного экрана на доске.

Составьте и напишите, пожалуйста, два-три предложения, об уроке.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


 

Спасибо за урок !




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Разложение многочлена на множители способом группировки" 7 класс

Автор: Баранова Ольга Григорьевна

Дата: 12.04.2024

Номер свидетельства: 648891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Разложение многочлена на множители способом группировки"
    ["seo_title"] => string(64) "razlozhieniie_mnoghochliena_na_mnozhitieli_sposobom_ghruppirovki"
    ["file_id"] => string(6) "448457"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515416894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока алгебры "Разложение многочлена на множители способом группировки" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-alghiebry-razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli-sposobom-ghruppirovki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150501"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420486769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "разработка урока алгебра в 7 классе: Разложение многочлена на множители способом группировки "
    ["seo_title"] => string(103) "razrabotka-uroka-alghiebra-v-7-klassie-razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli-sposobom-ghruppirovki"
    ["file_id"] => string(6) "202099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429181993"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Открытый урок "Применение различных способов для разложения многочлена на множители""
    ["seo_title"] => string(87) "otkrytyiurokprimienieniierazlichnykhsposobovdliarazlozhieniiamnoghochlienanamnozhitieli"
    ["file_id"] => string(6) "320861"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461160767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока: Разложение квадратного трехчлена на множители "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-razlozhieniie-kvadratnogho-triekhchliena-na-mnozhitieli-1"
    ["file_id"] => string(6) "208625"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430849375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства