разработка урока алгебра в 7 классе: Разложение многочлена на множители способом группировки
Разработка урока алгебра в 7 классе: Разложение многочлена на множители способом группировки
Урок способствует деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения. Урок развивает умение сравнивать, анализировать, обобщать материал. Формирует у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитие творческих способностей учащихся, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков решения заданий по математике международного исследования PISA. Воспитывает у учащихся чувство уверенности в своих силах. Тип урока: изучение нового материала, проблемный. Методы обучения: проблемный, частично-поисковый. Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока алгебра в 7 классе: Разложение многочлена на множители способом группировки »
Северо-Казахстанская область
Р-он Г.Мусрепова с. Раисовка
КГУ «Раисовская средняя школа»
Учитель математики
Шалабаева Сауле Бирлестиковна
Тема : Разложение многочлена на множители способом группировки
Цель урока: способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения переместительного и сочетательного законов сложения и распределительного закона умножения.
Задачи урока:
Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Образовательная: формировать у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков решения заданий по математике PISA. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах.
Тип урока: изучение нового, проблемный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Мотивационно-ориентировочная часть
1 слайд тема нашего урока Разложение многочлена на множители способом группировки.
Цель урока: научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки.
Сегодня урок пройдет в не совсем обычной форме. Вы будете не просто учениками 7 класса, а членами Академии Точных Наук. Как и в любой Академии решается множество проблем, так и мы сегодня должны будем выполнить ряд задач, в решении которых нам помогут знания по теме: «Разложение многочлена на множители».
2 слайд План урока:
1) математический диктант
2) письмо от астрономов
3) письмо от археологов
4) письмо от работников Берлинского музея
5) итог урока.
3 слайд Девиз урока: Достижения крупные – людям никогда не давались легко!
Прежде чем мы приступим к решению задач, нужно проверить, насколько вы готовы к этому. В этом нам поможет главный теоретик нашей Академии филин, на вопросы и задания которого вы должны ответить.
Актуализация опорных знаний.
Математический диктант.
1) Назовите одночлен, который можно вынести за скобки:
2) Приведите пример одночлена, имеющего общую часть с одночленом:
Теперь мы можем приступить к решению проблем, которые стоят перед нашей Академией.
4 слайд В адрес Академии пришло письмо от астрономов, исследующих поверхность Марса. Не так давно на этой самой поверхности был обнаружен участок с таинственными символами, которые астрономы никак не могут разгадать. Давайте поможем им.
Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители.
Решите уравнение:5x +5y +m x +my = 0
Создается проблемная ситуация: задача знакома на первый взгляд, но не решается. Мы знаем, что удобно решать уравнение, в правой части которого 0, раскладывая его левую часть на множители.
- Есть ли общий множитель у всех слагаемых? (Нет)
- Значит, этот способ разложения на множители не подходит.
Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.
Операционно-исполнительная часть
Эвристическая беседа.
Разложите на множители многочлен: так же значит, верно, равенство:
Применим “метод пристального взгляда”. Что вы увидели?
2) Рассмотреть разложение на множители следующего многочлена:
3) Рассмотреть пример 4 учебника (с. 81). 4) Показать применение разложения на множители способом группировки при вычислениях рациональным способом:
- Что можно сделать с общим множителем в каждой группе? (Вынести его за скобки).
- Каким законом умножения воспользуемся? (Распределительным)
- Сколько сейчас получилось слагаемых? (Два)
- Что интересного заметили в получившемся выражении? (Есть один общий множитель
- Вынесем его за скобки.
- Что мы получили? (Произведение)
- Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом? (Объединяя слагаемые в группы)
- Поэтому этот способ называется способом группировки.
- Нельзя ли этот же многочлен разложить на множители, группируя слагаемые иначе? Какие законы сложения и умножения будем использовать?
Фронтальная работа
- Какой получился результат? (Такой же, как и в первом случае)
5 слайд Алгоритм разложения выгладит так:
а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;
в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;
с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.
Этот алгоритм поможет учащимся в дальнейшей работе на этом и последующих уроках.
Замечательно! Я думаю, астрономы будут очень довольны. Возможно, мы скоро получим ответ на вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе».
2) Отработка правила.
Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.
6 слайдА вот и другое письмо.
Археологи, исследуя гробницы Египта, обнаружили в одной из пирамид дверь, для открытия которой нужно разгадать код. Помогите археологам. Вот этот код:
а) Фронтальная работа с пооперационным контролем. (1 ученик у доски)
Потрясающе! Теперь археологи наконец-то откроют эту загадочную дверь и возможно, найдут множество сокровищ.
7 слайдА мы переходим к следующему письму. Оно к нам пришло из Германии. Просматривая старые архивы, работники Берлинского музея обнаружили обрывки рукописи, которые вам предстоит восстановить.
Обучающая самостоятельная работа.
Вариант I
Вариант II
1. Какие из данных одночленов можно сгруппировать:
2. Разложите на множители выражение:
3. Разложите на множители выражение:
4. Разложите на множители многочлен:
5. Разложите на множители выражение:
б) Дифференцированные задания: по уровням (работа в парах)
Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. Учащиеся могут выбрать один из предложенных вариантов, который кажется им соответствующим их уровню знаний, то есть вырабатывается навык самооценки.
А. Задания нормативного уровня.
1) 7а-7в+ аn – b n = (а – в)(7 + n)
2) xy+ 2y+2x+4 = (у + 2)(х + 2)
3) y2a-y2b+x2 a- x2b = (а – в)(у2 + х2)
Б. Задания компетентного уровня.
1) x y+ 2y-2x-4 = (х + 2)(у – 2)
2) 2сх – су – 6х + 3у = (2х – у)(с – 3)
3) х2 +x y+ xy2+y3 = (х + у)(х + у2)
С. Задания творческого уровня.
1) x4 +x3y- xy3-y4 = (х +у)(х3 – у3)
2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 – а = (у2 – а)(х – в + 1)
3) х2 – 3х + 6 – 2х = (х – 2)(х – 3)
8 слайд В результате получили: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир». И.В.Гёте.
Посмотрите, какая замечательная фраза. Работники музея будут очень вам благодарны за оказанную помощь. Молодцы! Теперь эта фраза войдет в историю, и мы в этом непосредственно участвовали.
9 слайд Подведение итогов. Рефлексия- Какая задача состояла перед нами в начале урока? (Научиться раскладывать многочлен на множители способом группировки) Можно ли считать, что мы ее решили?
С каким настроением вы уходите с урока - покажите с помощью выбора смайлика:
Если вам понравился урок и вы чувствуете, что тему поняли, то выбирайте смайлик счастья.
Если урок понравился, но не все еще понятно, то смайлик печали.
Если и урок не понравился, и все не понятно, то плачущий смайлик.