Тема «Способы решения квадратных уравнений»
Цели и задачи:
1 Решение квадратных уравнений различными способами.
Познакомить учащихся с новыми способами решения квадратных уравнений.
2. Развивать логическое мышление, умение обобщать и анализировать.
3. Воспитывать познавательный интерес и любовь к предмету.
Воспитание самостоятельности и ответственности, чувства коллективизма, умения работать в группах.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня, в рамках семинара мы проводим открытый урок, на котором присутствуют гости мои коллеги, учителя из разных населённых пунктов нашего района . Они приехали посмотреть, как вы умеете работать на уроках математики Я прошу вас не волноваться, а работать в обычном режиме, как мы делаем на каждом занятии.
А начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы следующим высказыванием
«:Посредством уравнений, теорем, я уйму всяких разрешал проблем
И засуху предсказывал и ливни, поистине его познанья дивны…»
Это слова английского поэта средних веков. Как вы думаете, какому математическому понятию, будет посвящено наше сегодняшнее занятие?---
Абсолютно верно тема сегодняшнего урока::
«Способы решения квадратных уравнений».
Подготовка к ОГЭ
( Слайд2)
Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, логарифмических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств (с ними вы познакомитесь в старших классах) но ещё раньше в 9 классе мы будем использовать решение квадратных уравнений ( разложение квадратного трёхчлена на множители, построение графика квадратичной функции, решение квадратичных неравенств)а также на уроках химии и физики.
этот материал в полном объёме включён в материалы ОГЭ Поэтому очень важно хорошо владеть навыками решения квадратных уравнений.. Вы знаете формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако, имеются и другие способы решения, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие квадратные уравнения. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Но сначала мы с вами повторим изученный материал по теме: «Квадратные уравнения».
Эпиграфом нашего урока будут слова Колмагорова:
( Слайд 3)
II.Актуализация знаний учащихся.( слайд 4)
А.Математический диктант. Итак, продолжите предложение:.
1. Уравнение вида ax2+bx+c=0 называется...
2. Дискриминант находится по формуле D=...
3.Формула корней квадратного уравнения x =…
4. Если D 0, то квадратное уравнение имеет …
5. Если D
6. Если D =0, то уравнение….
7. Уравнение вида x2 + qx + p=0 называется …
8. Уравнения вида ax2=0, ax2+bx=0, ax2+c=0, где а ≠ 0, b ≠ 0, с ≠ 0 называются …
9.Если х1 и х2 – корни уравнения х2+рх+q=0, то справедливы формулы x1+x2=… и х1х2=…
( Слайд 5)Проверь себя
Б) Устные упражнения (корни квадратные)( Слайд 6-9)
В) Работа в группах (класс делится на 3 группы, назначается руководитель группы, который помогает организовать работу группы)
На экран проецируются в произвольном порядке различные виды квадратных уравнений. I группа выписывает и решает уравнения вида ax2+bx+c=0.Слайд 10
II группа- приведённые квадратные уравнения
III группа- неполные квадратные уравнения :
1) 2x2-9x+4=0 4;0.5 4) x2-6x-16=0 8;-2 7) 10+3x-x2=0 5;-2
2) x2-16x=0 0;16 5) 9- x2=0 3;-3 8) 8x2+8=0нет
3) 7x2+9x+2=0 -1;-2/7 6) 3-5x-2x2=0 -3; 0.5
9) x2-5x-1=0
Руководители групп назначают учеников поочередно к доске для решения уравнений.
III. Изучение нового материала.
Познакомимся ещё с одним способом решения квадратных уравнений, который поможет быстро и, притом, устно найти корни уравнения. Его можно назвать так: свойства коэффициентов квадратного уравнения.
Рассмотрим несколько уравнений 4 учащихся решают у доски .
Найдём сумму коэффициентов .Слайд 11
5x2-8x+3=0 x1=11 x2=3/5 5-8+3=0
6x2-7x+1=0 x1=11 x2=1/6 6-7+1=0
2x2+3x-5=0 x1=11 x2=5/2 2+3-5=0
x2-8x+7=0 x1=11 x2=7 1-8+7=0
Какой вывод вы можете сделать? Слайд 12
Вывод. Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна 0, то:
1) один корень равен 1
2) другой корень равен C/а.
Запишите : ax2+bx+c=0
a+b+c=0
x1=1, x2= с/а
Обратите внимание ,если это приведённое квадратное уравнение, то один корень 1, а другой с
Решите устно (уравнения спроецированы на экран).Слайд 13
1) x2+23x-24=0
2) 2x2+x-3=0
3) x2+15x-16=0
4) 5x2+x-6=0
5) 7x2-9x+2=0
6) 4x2-x-3=0
7) 1999x2-2000x+1=0
8) 839x2-448x-391=0
Решим письменно на доске и в тетрадях 3 квадратных уравнения (по одному уравнению каждой группе) по формулам корней квадратных уравнений :Слайд 14
1) 4x2+7x+3=0 -1;-3/7
2) x2-9x-10=0 -1;10
3) 5x2+4x-1=0 -1;1/5
Попробуйте найти некую закономерность в корнях уравнений в соответствии с коэффициентами . Сделайте вывод .Слайд 15
Вывод: Если для коэффициентов выполняется равенство в =а+с, то один из корней уравнения равен -1, а другой –с/а.
Запишите :в =а+с
x1=-1; x2=- с/а
Решите устно уравнения (спроецированы на экран)Слайд 16
1) 11x2+27x+16=0
2) x2-7x-8=0
3) 9x2+10x+1=0
4) 6x2+5x-1=0
5) 7x2+x-6=0
6) 939x2+978х+39 = 0
Проверка: устно по одному ученику с каждой группы
Если уравнение не является приведённым, или не обладает свойством коэффициентов, то его можно решить способом « переброски» Это будет ваше дополнительное домашнее задание
IVконтрольный тест Проверка Слайд 17
. Итоги урока. Слайд 18
Закончите предложения :
-сегодня на уроке……..
-сегодня на уроке я узнал…..
- сегодня на уроке моё настроение……
- сегодня на уроке я работал…….
Подвести итоги уроки: Оцените свою работу на уроке .Заполните таблицу.
Слайд 19
V. Домашнее задание : составить по 5 уравнений используя способ коэффициентов и
Ребята, есть еще несколько способов решения квадратных уравнений. Я рекомендую поискать их , а затем мы рассмотрим новые способы на дополнительных занятиях
Дополнительно ;
Познакомимся еще с одним способом решения квадратных уравнений. Он называется способ «переброски».
Рассмотрим квадратное уравнение ах2+вх+с=0, где а ≠0.
Пусть ах=у, отсюда х=у/а, тогда приходим к уравнению у2+ву+с=0 , равносильному данному. Его корни у1 и у2 найдем с помощью теоремы ,обратной теореме Виета. Окончательно получаем х1=у1/а, х2=у2/а. При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски».Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета.
Пример 1 (объясняет учитель)
2х2-11х+15=0
Решение:
«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, получим уравнение у2-11у+30=0
у1=6 х1=6/2 х1=3
у2=5 ↔ х2=5/2 ↔ х2=2.5
Пример 2 (один ученик решает на доске, остальные в тетрадях)
2х2-9х+9=0
Решение:
у2-9у+18=0
у1=6 х1=6/2 х1=3
у2=3 ↔ х2=3/2 ↔ х2=1.5
дополнительно : научить извлекать корни квадратные
Например:√138384=372
Разобьём на грани 13↔83↔84 в результате должно получиться трёхзначное число
Первая цифра 3 т.к 3 в квадрате 9.Из 13-9=4. Припишем 4 к следующей грани
483 удвоим 3*2=6 подберём число 6а*а ≤483, 67*7=469, 483-469=14 , значит вторая цифра 7, найдём третью 14 припишем к следующей грани 1484
Удвоим 37*2=74 подберём число 74б*б=1484 это число 2