kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономические задачи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно статистике, почти каждая семья берет кредит на приобретение того или иного товара. В сегодняшние дни потребительские кредиты, кредитные карты, автокредиты, ипотека, вклады, банковские карты и другие финансовые услуги очень распространены и играют важную роль в экономике страны и каждой семьи.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о процентах. Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать экономические задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономические задачи»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Введение. Теория Согласно статистике, почти каждая семья берет кредит на приобретение того или иного товара. В сегодняшние дни потребительские кредиты, кредитные карты, автокредиты, ипотека, вклады, банковские карты и другие финансовые услуги очень распространены и играют важную роль в экономике страны и каждой семьи. Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о процентах. Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать экономические задачи. Экономическую задачу ввели в экзамен ЕГЭ «Профиль по математике» с 2015 года. Она стала называться заданием номер 17 и по своей сложности находится почти на одном уровне с заданиями на параметры и теорию чисел. Приведу примеры статистики сдачи ЕГЭ по математике за 2018 и 2017 годы (см. Приложение 1) Также рассмотрим статистику решения 17 задания ЕГЭ по математике (см. Приложение 2) В экономических задачах используют три основных типа платежей: 1. Фиксированные платежи (платежи, которые чѐтко оговариваются в условии задачи) 2. Аннуитетные платежи (постоянные ежемесячные или ежегодные платежи, которые не меняются на протяжении всего периода кредитования) 3. Дифференцированные платежи (ежемесячные или ежегодные платежи, уменьшающиеся к концу срока кредитования и обеспечивающие уменьшение суммы долга на одну и ту же величину)











































Практическое решение экономических задач Задачи с аннуитетным платежом 1 тип: Нахождение ежемесячного (ежегодного) транша Задача: 31 декабря 2014 года Алексей взял в банке 9282000 рублей в кредит по 10% годовых. Схема выплат кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Алексей переводит в банк Х рублей. Какой должна быть сумма Х, чтобы Алексей выплатил долг четырьмя равными платежами (то есть за четыре года)?

Решение:

S = 9 282 000 руб. – сумма кредита

P = 10% - процентная ставка

X – сумма ежегодного платежа

S1= S(1+p/100) = Sk (1+p/100) = k (коэффициентдолга)

S1 = Sk – x (после первого платежа через год)

S2 = S1k = k(Sk-x) = Sk2 – kx

S2 = Sk2 – kx – x (после второго платежа через два года)

S3 = S2k = k(Sk2 – kx – x) = Sk3 – k2x – kx

S3 = Sk3 – k2x – kx – x (после третьего платежа через три года)

S4 = S3k = k(Sk3 – k2x – kx – x) = Sk4 – k3x – k2x – kx

S4 = Sk4 – k3x – k2x – kx – x (после 4-ого платежа через 4 года)

Известно, что через четыре года кредит должен быть погашен

Составим уравнение:

Sk4 – k3x – k2x – kx – x = 0

Sk4 = k3x + k2x + kx + x

x(k3 + k2 + k + 1) = Sk4

= 2 928 200


Ответ: 2 928 200 рублей – сумма ежегодного платежа

2 тип: Нахождение суммы кредита

Задача:

1 марта 2010 года Аркадий взял в банке кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 1 марта каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Аркадий переводит в банк платеж. Весь долг Аркадий выплатил за 3 платежа, причем второй платеж оказался в два раза больше первого, а третий – в три раза больше первого. Сколько рублей взял в кредит Аркадий, если за три года он выплатил банку 2 395 800 рублей?

Решение:

Пусть x(руб.) – первый платёж, (2x)руб. – второй платёж, (3x)руб. – третий платёж.

Известно, что Аркадий выплатил банку 2 395 800 рублей

x+2x+3x=2 395 800;

6x = 2 395 800;

x = 399 300 – первый платёж

2x = 2*399 300 = 798 600 – второй платёж

3x = 3*399 300 = 1 197 900 – третий платёж

S – сумма кредита

S(1+10/100) - 399 300=1,1S – 399 300 ( после 1-ого платежа)

1,1(1,1S – 399 300) – 798 600 = 1,21S – 439 230 – 798 600 = 1,21S – 1 237 830 (после 2-ого платежа)

1,1(1,21S – 1 237 830) – 1 197 900 = 1,331S – 1 361 613 – 1 197 900 = 1,331S – 2 559 513 (после 3-его платежа)

Известно, что через три года кредит был погашен

1,331S – 2 559 513 = 0

1,331S = 2 559 513

S= 1 923 000

Ответ: 1 923 000 рублей сумма кредита.

3 тип: Нахождение процентной ставки

Задача:

31 декабря 2014 года Борис взял в банке 1 млн. рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга ( то есть увеличивает долг на определенное количество процентов), затем Борис переводит очередной транш. Борис выплатил кредит за два транша, переводя в первый раз 560 тыс. рублей, во второй – 644,1 тыс. рублей. Под какой процент банк выдал кредит Борису?

Решение:

S = 1 000 000 руб. – сумма кредита

S1= Sk = 1 000 000k (1+p/100) = k (коэффициент долга)

S1 = 1 000 000k – 560 000 (после первого платежа)

S2 = S1k = k(1 000 000k – 560 000) = 1 000 000k2 – 560 000k

S2 = 1 000 000k2 – 560 000k – 644 100 ( после второго платежа)

Известно, что кредит был погашен двумя платежами

Составим уравнение:

1 000 000k2 – 560 000k – 644 100 = 0

10 000k2 – 5600k – 6441 = 0

D = k2 – ac = 7 840 000 + 64 410 000 = 72 250 000

k1 =

k2 = – не подходит

k = 1,13

1 +

p/100 = 0,13

p = 13

Ответ: 13% - процентная ставка

4 тип: Нахождение количества месяцев (лет)

Задача:

1 января 2015 года Андрей Владимирович взял в банке 1,1 млн. рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая: 1 числа каждого следующего месяца банк начисляет 3% на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 3%), затем Андрей Владимирович переводит в банк платеж. На какое минимальное количество месяцев Андрей Владимирович может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 220 тыс. рублей?


Решение:

S = 1 100 000, каждый месяц начисляется 3% от суммы долга, то есть S(

1 100 000 * 1,03 – 220 000 = 913 000 (рублей) – спустя один месяц

913 000 * 1,03 – 220 000 = 720 390 (рублей) – спустя два месяц

720 390 * 1,03 – 220 000 = 522 001,7 (рублей) – спустя три месяц

522 001,7 * 1,03 – 220 000 = 317 661,75 (рублей) – спустя четыре месяца

317 661,75 * 1,03 – 220 000 = 107 191,604 (рублей) – спустя пять месяцев

107 191,604 * 1,03 = 110 407,352 – 110 407,352 = 0 – спустя шесть месяцев

Ответ: на 6 месяцев Андрей может взять кредит

Задачи с дифференцированным платежом

1тип: Нахождение общей суммы выплат

В июле планируется взять кредит в банке на сумму 4 млн. рублей на 12 лет. Условия его возврата таковы:

- каждый январь долг возрастает на 5% по сравнению с концом предыдущего года

- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга

- в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на июль предыдущего года

Сколько миллионов рублей составила общая сумма выплат после погашения кредита?


Решение:

S = 4 млн. рублей на 12 лет, P – общая сумма выплат

p = 5% - процентная ставка, k = - коэффициент долга

Найти: P - ?

Составим таблицу (см. Приложение 3)

Найдём ежегодные выплаты по кредиту:

x1 =

x2 =

…..

x10 =

x11 =

x12 =

P = = 5,3

Ответ:общая сумма выплат составила 5,3 млн. рублей

2 тип: Нахождение разницы между выплаченной суммой и взятой в кредит

Егор взял кредит в банке на 2 года. По договору он должен возвращать часть денег в конце каждого месяца. Каждый месяц общая сумма долга возрастает на 2%, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Егором банку в конце месяца. Суммы, выплачиваемые Егором, подбираются так, чтобы сумма долга уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину каждый месяц. На сколько процентов общая сумма выплат больше суммы, взятой в кредит?

Решение:

S – сумма кредита, взятого на 24 месяца, p = 2% - процентная ставка

k = – коэффициент долга, P – общая сумма выплат

Составим таблицу: (см. Приложение 4)

x1= x2 =

….

x22x23 =

x24 =

P =

Ответ: на 25% общая сумма выплат больше суммы, взятой в кредит


3 тип: Нахождение процентной ставки

Маргарита взяла в банке кредит на срок 22 месяца. По договору она должна вернуть кредит ежемесячными платежами. В конце каждого месяца к оставшейся сумме долга добавляется p% этой суммы, и своим ежемесячным платежом Маргарита погашает это добавленные проценты и уменьшает сумму основного долга. Ежемесячные платежи подбираются так, чтобы долг уменьшался на одну и ту же величину каждый месяц. Известно, что общая сумма выплат оказалась на 23% больше, чем сумма, взятая в кредит. Найдите p.

Решение:

S – сумма кредита, n = 22 месяца, p – процентная ставка,

k = коэффициент долга

P = 1,23S – общая сумма выплат

Составим таблицу: (см. Приложение 5)

x1= x2 =

….

x20x21 =

x22 =

P =

Известно, что общая сумма выплат оказалась на 23% больше, чем сумма, взятая в кредит.

S(11,5k – 10,5) = 1,23S

11,5k – 10,5 = 1,23

11,5k = 11,73

k = 1,02

k =

p = 2%

Ответ:2% - процентная ставка

4 тип: Нахождение количества лет(месяцев)

В июле планируется взять кредит на сумму 8 млн. рублей на некоторый срок (целое число лет). Условия его возврата таковы:

- каждый январь долг возрастает на 25% по сравнению с концом предыдущего года

- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга

- в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на июль предыдущего года

На сколько лет планируется взять кредит, если известно, что общая сумма выплат после его полного погашения составит 21 млн. рублей?

Решение:

S = 8 млн. рублей на n лет, p = 25%, k =

P = 21млн. рублей – общая сумма выплат, n - ?

Составим таблицу: (См. Приложение 6)

P =

P =

n(k – 1)+k+1=

n(k – 1) =

n =

Ответ:кредит был взят на 12 лет





Сравнительный анализ аннуитетного и дифференцированного платежей

Дифференцированный платеж

Ещё в недавние времена в российской практике кредитования применялся только один вид платежей — дифференцированный. Дифференцированный платёж заключается в том, что на первые месяцы выплат приходятся максимальные суммы, в которые входит часть основного долга и проценты по кредиту. При дифференцированных платежах сумма основного долга делится равными частями на весь срок платежа, а вот проценты ежемесячно начисляются на остаток долга. Соответственно, в первый месяц суммы платежей наиболее велики, потому что проценты по кредиту существенны. А к концу срока выплаты будут минимальны.

Аннуитетный платеж

Отличие аннуитетного платежа от дифференцированного в том, что сумма ежемесячного взноса всегда неизменна, но вот структура этой суммы меняется из месяца в месяц. Основную часть в 1-е месяцы составляют проценты по кредиту, а сумма тела долга — минимальна. Таким образом, банк страхует риски недополучения прибыли в случае досрочного погашения кредита заёмщиком. Подобный график погашения платежей с ежемесячной суммой — константа очень выгоден людям, имеющим фиксированный доход. Нет необходимости каждый месяц сверяться с графиком платежей, чтобы заранее зарезервировать нужную сумму для оплаты кредита

Сравним два этих платежа и выясним, какой из них будет более выгодным

Представим, что в январе был взят кредит в размере 4 000 000 рублей на пять лет. Условия его возврата таковы:

- каждый январь долг возрастает на 15% по сравнению с концом предыдущего года

- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга

Сначала узнаем, какая будет переплата, если выплаты будут производиться дифференцированными платежами.

S = 4 000 000 – сумма кредита, P – общая сумма выплат

p = 15% - процентная ставка, k = – коэффициент долга

Составим таблицу (см. Приложение 7)

P =

5 800 000 – 4 000 000 = 1 800 000 (рублей) – переплата по кредиту

Сейчас узнаем, какая будет переплата, если выплаты будут производиться равными платежами

S =4 000 000 – сумма кредита, p=15% - процентная ставка

x – ежемесячный платёж, k =

S1 = Sk – x (после первого платежа)

S2 = Sk2 – kx – x (после второго платежа)

S3 = Sk3 – k2x – kx – x (после третьего платежа)

S4 = Sk4 – k3x – k2x–kx – x (после 4-ого платежа)

S5 = Sk5 – k4x – k3x – k2x – kx – x (после 5-ого платежа)

Составим уравнение:

Sk5 – k4x – k3x – k2x – kx – x = 0

Sk5 = x(k4+k3+k2+k+1)

x =

1 191 499 рублей – ежегодный платёж

1 191 499 * 5 = 5 957 497 (рублей) – выплачено всего

5 957 497 – 4 000 000 = 1 957 497 (рублей) – переплата

Вывод:

Из приведённых расчётов видно, что окончательная сумма переплаты по кредиту с дифференцированным платежом (1 800 000рублей) несколько ниже, чем переплата по кредиту с равными платежами(1 957 497 рублей), поэтому выплаты дифференцированными платежами будут более выгодными для заёмщика.















Список используемой литературы

  1. Хужаниёзова Г. С., Умирзоков Ж. А. Экономические задачи на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №10. — с. 1314-1317.

  2. Задание с экономическим содержанием в ЕГЭ по математике. Учебно-методическое пособие под.ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 48 с.

  3. https://math-ege.sdamgia.ru «РЕШУ ЕГЭ»: математика. ЕГЭ-2019. Обучающая система Дмитрия Гущина

  4. ipoteka-expert.comАннуитетный и дифференцированный платеж













Приложение 1 Таблица 1
Год Всего учеников Сдали Не сдали Средний балл Количество 100-бальников
2018 421 тыс. 93% 7% 49,8 145
2017 391 тыс. 85,66% 14,34% 47,1 224


Приложение 2 Таблица 2
Год Набрали ненулевой балл (от сдавших экзамен) Набрали ненулевой балл (от всех учащихся) Набрали максимальный балл (от сдавших экзамен) Набрали максимальный балл (от всех учащихся) Доля учащихся
2018 13% 11% Нет данных Нет данных Нет данных
2017 14,8% 12,68% 8% 6,85% Каждый 15







Приложение 3 Таблица 3

Год

Сумма основного долга

Сумма долга с процентами

0

S

Sk

1

2

….
10
11
12 0
Приложение 4 Таблица 4
Месяц Сумма основного долга Сумма долга с процентами
0 S Sk
1
2
22
23
24 0 -
Приложение 5 Таблица 5
Месяц Сумма основного долга Сумма долга с %
0 S Sk
1
2
20
21
22 0 -


Приложение 6 Таблица 6
Месяц Сумма основного долга Сумма долга с %
0 S Sk
1
2
n-1
n 0 -








Приложение 7 Таблица 7
Год Сумма основного долга Сумма долга с %
0 S Sk
1
2
3
4
5 0 -
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Экономические задачи

Автор: Нагаева Светлана Николаевна

Дата: 06.08.2019

Номер свидетельства: 517394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Обучение решению экономических задач на ЕГЭ- 2015 "
    ["seo_title"] => string(60) "obuchieniie-rieshieniiu-ekonomichieskikh-zadach-na-iege-2015"
    ["file_id"] => string(6) "224627"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438972552"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Авторская программа: "Решение экономических задач на проценты" "
    ["seo_title"] => string(71) "avtorskaia-proghramma-rieshieniie-ekonomichieskikh-zadach-na-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "218082"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433619506"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Педагогический проект "Решение экономических задач с использованием информационных технологий" "
    ["seo_title"] => string(112) "piedaghoghichieskii-proiekt-rieshieniie-ekonomichieskikh-zadach-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "172959"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423906724"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Математические методы решения экономических задач с использованием информационных технологий "
    ["seo_title"] => string(111) "matiematichieskiie-mietody-rieshieniia-ekonomichieskikh-zadach-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "172576"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423837234"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка "Решение экономических задач по математике, дифференциальные платежи. ЕГЭ 2020 год"."
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_reshenie_ekonomicheskikh_zadach_po_matematike_differen"
    ["file_id"] => string(6) "552190"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1591015231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства