Использование игровых заданий на уроках математики
Использование игровых заданий на уроках математики
Статья посвящена описанию математических игровых заданий как одной из форм внеклассной работы по математике. Предложенные игровые задания можно использовать на уроках для проверки домашнего задания, постановки темы урока, устного опроса по раннее изученному материалу, при проведении конкурсов, математических Недель, повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых заданий на уроках математики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СШ№ 2 г.Кировское»
Методические рекомендации по использованию игровых заданий на уроках математики
Подготовила:
Учитель математики
Бондаренко В.Л.
г.Кировское, 2018
Методические рекомендации по использованию игровых заданий на уроках математики
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным».
Блез Паскаль
Аннотация. Статья посвящена описанию математических игровых заданий как одной из форм внеклассной работы по математике. Предложенные игровые задания можно использовать на уроках для проверки домашнего задания, постановки темы урока, устного опроса по раннее изученному материалу, при проведении конкурсов, математических Недель, повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
Введение
Хорошо известно, что лучше учится и воспринимается учащимися то, что им интересно, а интересным бывает то, что увлекает и не бывает скучным. Чтобы уроки перестали быть скучными и утомительными, необходимо сделать их увлекательными, чтобы учащиеся хотели делать задания еще и еще, невзирая на время. Этого помогают достичь задания, построенные в игровой форме. Игра – огромный стимул, чтобы добиться успеха там, где, порой, не помогают многочисленные упражнения.
Математические игровые задания – это разнообразные задачи, упражнения, блиц-опросы занимательного характера, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия или постановку вопроса: в частности — головоломки, задачи на превращение одной фигуры в другую путём разрезания и переложения частей, упражнения, основанные на вычислениях, математические игры. К математическим играм относят либо игры, имеющие дело с числами, фигурами и тому подобным, либо игры, исход которых может быть предопределён предварительным теоретическим анализом.
Цели использования игровых заданий на уроках математики:
Развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению предмета. Развитие неординарного, гибкого мышления. Воспитание сотрудничества, коллективизма, духа соревнования. Формирование адекватной самооценки, умение оценивать ответы других. Умение отстаивать собственную точку зрения, принимать точку зрения других учащихся. Углубление и систематизация полученных знаний. Профориентационная направленность.
Математические игровые задания призваны решать следующие задачи:
Образовательные: прочное усвоение раннее изученного материала; систематизация, коррекция изученного материала. Умение планировать свою работу и правильно распределять рабочее время.
Развивающие: развитие творческого, неординарного мышления, способностей учащихся; умения применять полученные знания на практике; развитие воображения.
Воспитательные: воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности; воспитание самостоятельности в работе.
Математические игры выполняют различные функции: игровую, учебную, трудовую.
Математическая игра требует от учащегося знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, не знание теоретического материала учащийся не сможет выполнить игровое задание. Результаты показывают учащимся их уровень подготовленности, тренированности. В процессе выполнения игровых заданий учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Игры бывают разные: индивидуальные, групповые и командные. Они могут быть посвящены закреплению пройденного материала, проверке математических знаний, выработке навыков и отработке умений быстрого и рационального счета. Одни игры длятся 5-7 минут, для других требуется целый урок.
Примеры игровых заданий, используемых на различных этапах изучения математики
Учитель называет правильные ответы (не по порядку) и присваивает им определенную букву заранее выбранного им слова или термина. Учащиеся находят у себя правильный ответ и на полях проставляют указанную букву. В результате при правильном выполнении задания получают нужное слово.
Учитель спрашивает, знают ли учащиеся кто такой Евклид? Для развития познавательного интереса, учитель рассказывает о вкладе Евклида в становление математики.
В III веке до н.э. древнегреческий ученый Евклид написал книгу под названием "Начала". В ней он подытожил накопленные к тому времени геометрические знания и попытался дать законченное аксиоматическое изложение этой науки. Написана она была настолько хорошо, что в течение 2000 лет преподавание геометрии велось либо по переводам, либо по незначительным переработкам книги Евклида. Но профессиональные математики обращались также и к трудам других великих греческих ученых: Архимеда, Аполлония. Классическую геометрию стали называть евклидовой в отличие от неевклидовых, появившихся в XIX веке.
Об Евклиде история сохранила настолько мало сведений, что нередко высказываются сомнения в самом его существовании. До наших времен дошли сведения, что ученый работал в Александрии, столице царя Птолемея I, начинавшей превращаться в один из центров научной жизни. Он был последователем Платона и преподавал, вероятно, четыре науки: арифметику, геометрию, теорию гармонии, астрономию.
Игровое задание «Пирамида»
Это может быть пирамида «Сумма», «Разность», «Произведение» и т.д. Учащиеся выполняют задание в столбик:
Д = 101+ 509 = 610
Е = 509 + 432 = 941
F = 432 + 78 = 510
В = 610 + 941 = 1551
С = 941 + 510 = 1451
А = 1551 + 1451 = 3002
З
А
Д
А
Ч
А
При проверке правильности выполнения задания, учитель указывает заранее выбранную букву для постановки темы урока. Буквы называются не по порядку.
Задание «Лови ошибку!» или «Найди ошибку»
На доске записано выполненное домашнее задание с ошибками. Учащимся нужно сверить его со своим решением, указать и исправить допущенные ошибки, при этом обосновать свой ответ, опираясь на теоретический материал.
Графический диктант
Учитель формулирует ряд утверждений по раннее изученной теме. Если утверждение не верное, учащиеся проводят горизонтальную черту, если верное – дугу.
Пример:
Через точку на плоскости можно провести прямую и только одну.
Через две точки на плоскости можно провести прямую и только одну.
Если две прямые пересекаются, то они имеют одну общую точку.
От полупрямой в заданную полуплоскость можно отложить угол с заданной градусной мерой и только один.
Биссектриса разделяет угол 50º на два угла 30º и 20º.
Если АВ = АС + СВ, то точка С лежит между точками А и В.
Если (ас) = (ав) + (св), то луч с лежит между сторонами угла а и в.
Через три точки на плоскости проходит одна прямая.
Параллельные прямые не пересекаются.
Если концы отрезка принадлежат разным полуплоскостям, то отрезок не пересекает прямую.
Ответ:
Игра «Заполни пропуски»
1) Заполнить пропуски так, чтобы каждое равенство выражало распределительный закон:
__________________ = 24 · 16 + 16 · 76;
________________ · 19 = 13 · __+ 23 ·__;
(29 + 36) · 4 = ______________________;
89 · (_________13) = ___· 17 - ___ · ___;
2) Проверка формул сокращенного умножения:
(*у + 3)² = 49у² + 42у + **;
(2а - *)² = ** - 20а + 25;
(** + **)² = 9х² + 12ху + 4у².
Дешифратор или «расшифруй полученное сообщение»/составь рисунок и зашифруй его
При изучении темы «Координатная плоскость» учащимся очень нравится расшифровать и зашифровывать полученные задания.
В равнобедренном треугольнике основание в 2 раза больше высоты. Найти углы треугольника.
Ответ: высота разбивает равнобедренный треугольник на два равнобедренных прямоугольных треугольника: углы 45º, 45º, 90º.
Можно ли разносторонний треугольник разрезать на два равных треугольника?
Ответ: нет. Если разрезать по высоте, то в полученных треугольниках будут разными гипотенузы. Если разрезать по наклонной, то в одном треугольнике получим тупой угол, который не может равняться ни одному из углов другого треугольника.
Найти ГМТ центров окружностей, касающихся данной окружности в данной точке.
Ответ: прямая, проходящая через данную точку и центр данной окружности.
Могут ли две хорды, не являющиеся диаметрами, делиться пополам точкой их пересечения?
Ответ: нет. Опустим с центра окружности перпендикуляры на хорды. Они пересекают хорды в их середине. Но по условию середина хорд – их точка пересечения. Т.е. один и тот же отрезок перпендикулярен до двух пересекающихся хорд одновременно. А это невозможно.
Как разделить на три части равносторонний треугольник так, чтобы из полученных частей можно было сложить два равных между собой ромба?
Ответ: Провести две средние линии.
Как определить центр окружности при помощи угольника и карандаша?
Ответ: совместить прямой угол угольника с любой точкой окружности и провести диаметр. Построить так же второй диаметр.
Игра «Найди по ответу»
На доске записано несколько примеров, закрытых от учащихся. К доске приглашаются три учащихся, по одному с каждого ряда. Учащиеся становятся лицом к классу, спиной к доске. Примеры открываются, класс их видит. Учитель выбирает пример, показывает классу и учащиеся молча его решают. Один из учащихся называет ответ. Три представителя быстро поворачиваются к доске. Их задача: отыскать пример по указанному ответу. Побеждает тот, кто первым нашел по ответу пример. Игру проводят несколько раз. После из трех учащихся определяют победителя.
Примеры:
№1
№2
№3
№4
№5
27· (59 + 41)
333 : 3 + 10
2² · 5 + 80
125 · 8 - 999
120 : 40 + 7
«Математический кроссворд»
Данное задание можно использовать для определения темы урока, или же проверки теоретического материала.
Возможны варианты:
1.Учащимся предлагаются примеры. Решая предложенные примеры, учащиеся поочередно подходят к доске и записывают ответ словами.
1) (23 + 17) : 8 = 5
2) 125 · 2 – 236 = 14
3) 1000 : 125 = 8
4) 1000 : 2 : 10 =50
5) 1000 – 333 · 3 = 1
6) 2 - 6·2 = 4
7) (80 + 20) · 3 : 15 = 20
8) 999 : 3 - 33 = 300
9) 5² - 10 = 15
2.Учащимся предлагается ответить на вопросы и вписать их в пустые клетки:
1) Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца (Луч).
2) Единица измерения угла (Градус).
3) Утверждение, принимаемое без доказательства (Аксиома).
4) Прибор, служащий для измерения отрезков (Линейка).
«Вопросы из мешочка»
Из класса выбираются два учащихся, которые становятся в конце каждого прохода между рядами парт. Учитель втягивает из мешочка раннее заготовленные вопросы по теме. Учащиеся отвечают в порядке очередности. Кто ответил правильно – делает шаг вперед. Побеждает тот, кто первым дошагает к доске.
«Следопыт»
Учитель заготавливает следы ног с примерами и равномерно закрепляет (можно между рядами и задними партами, на стенах и т.д). Игра используется для проведения устного счета. Учащийся становится на первый след, двигается по следам и вычисляет предложенные примеры.
125 · 3 = 375
250 : 2 = 125
81 · 4 = 324
………..
«Эстафета»
Учитель заготавливает 3 карточки. На каждой из них записаны одинаковые примеры по количеству учащихся каждого ряда. Учащиеся каждого ряда получают карточку (первые парты), решают примеры и передают дальше. Выигрывает тот ряд, кто первым и правильно выполнит задание.
Для наглядной проверки задания, эти примеры могут быть заготовленными на доске и закрыты плакатом.
«Старт - финиш»
К доске приглашаются два обучающихся. Задание: решить предложенные примеры, дойти до финиша, в пустую ячейку вписать полученный ответ. Тот, кто вписал последним, складывает полученные результаты, ответ сверяет с учителем.
Игру можно спланировать по-другому. Ученики к доске выходят по цепочке, кто первым выполнил задание – передает мел другому (учащийся сам выбирает кому передать эстафету).
1)
2)
«Круговые примеры»
Идея данного задания заключается в том, что условие в начале задания должно совпасть с результатом первого действия.
«Анаграммы»
Для повышения мотивации учащихся к изучению предмета можно предложить решить анаграмму, исключить лишнее слово и определить тему урока.
Пример: 1) ТИМАНУ, ЛЕМ, КДАНУСЕ, ТИУКС.
Ответ: минута, мел, секунда, сутки. Лишнее слово – мел.
2) ТРЕМ, ЦЕТРИДЕМ, КОДСА, ТРЕМОКИЛ.
Ответ: метр, дециметр, доска, километр. Лишнее слово – доска.
Тема урока «Единиц измерения».
Вывод:
Игровые задания на уроках способствуют повышению мотивации учащихся к изучению математики. Развивают память, смекалку, умения подмечать, анализировать, сопоставлять, делать правильные умозаключения. Кроме того, математические игры учат работать в команде, отстаивать собственную точку зрения, слушать других и принимать их мнение. Учитель, применяя на уроке математические игры, делает урок интересным, незабываемым.
Литература:
1. Математика 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин и др.] – М.: Просвещение, 2016.
2. Алгебра 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова и др.] – М.: Просвещение, 2016.
3. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.