Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью рациональных уравнений»
ВПР №2 самостоятельно
Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений
Цель: рассмотреть типы задач, решаемых с помощью дробных рациональных уравнений, понятие математической модели и этапы решения задачи.
Повторение пройденного материала
Назовитедробные рациональные уравнения:
Повторение пройденного материала
Назовитеобщий знаменатель дробей, входящих в уравнения:
Повторение пройденного материала
Назовите порядок решения дробных рациональных уравнений.
Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
Решить получившееся целое уравнение.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Записать ответ.
Понятие математической модели
Представление реальной ситуации на языке математики с использованием различных правил, свойств и законов математики называетсяматематической моделью задачи.
Различают несколько видов математических моделей:
алгебраическая модель;
графическая модель;
геометрическая модель.
Этапы решения задачи
Первый этап.Составление математической модели.
Вводится переменная, текст задачи переводится на математический язык, составляется уравнение.
Второй этап.Работа с математической моделью.
Решение уравнения.
Третий этап.Ответ на вопрос задачи.
Анализируя полученное решение, записывается ответ на вопрос задачи.
Задачи, приводящие к решению дробных рациональных уравнений
Задачи, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения:
Задачи на движение:
Задачи на работу:
Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.
Первый этап . Составление математической модели.
Занесём данные задачи в таблицу:
Так как время движения по расписанию на 1 час больше фактического, то составим уравнение:
S
V
t
720 км
ч
По расписанию
x км/ч
x+10 км/ч
Фактически
720 км
ч
Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.
Второй этап. Работа с математической моделью.
Решим уравнение:
При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.
Поезд опаздывал на 1 час, и чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/час на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Так как скорость поезда не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи.
– скорость поезда по расписанию.
Ответ: 80 км/ч.
На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?
Первый этап . Составление математической модели.
Занесём данные задачи в таблицу:
Так как первый рабочий на выполнение работы тратит на 2 часа больше, то составим уравнение:
работа
производительность (дет/час)
время
1-ый рабочий
40
x
x+1
2-ой рабочий
36
На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?
Второй этап. Работа с математической моделью.
Решим уравнение:
При данных значениях x знаменатели дробей не равны нулю, значит эти значения - корни составленного уравнения.
На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на 1 деталь больше?
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Так как производительность не может выражаться отрицательным числом, то значение не подходит условию задачи.
деталей в час делает первый рабочий.
Ответ: 5 деталей.
ВПР №18
Два велосипедиста одновременно отправляются в 140-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 6 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.
ВПР №7
В таблице указано содержание витаминов (в миллиграммах) в 100 г фруктов. Какое наименьшее количество граммов бананов содержит не менее 0,6 мг витамина B6 и 0,2 мг витамина E?