Просмотр содержимого документа
«Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений»
Конспект урока по теме: Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. 8 класс.
Выполнили: Выполнили : учитель математики КГУ «Ушановская СШ» Капанская Е.П.
учитель математики КГУ «Средняя школа №14» г.Риддер Мукышева Р.Т.
учитель математики КГУ «Средняя школа №6» г.Усть-Каменогорск Мухамеджанова С.К.
учитель математики КГУ «Средняя школа №3» г.Риддер Которова Н.С.
Цели урока: Организовать деятельность учащихся по формированию умений и навыков в решении задач на составление квадратных уравнений.
Задачи урока:
-образовательные: актуализировать необходимые теоретические знания по теме (квадратное уравнение, виды квадратных уравнений, способы решения квадратных уравнений, виды задач, алгоритм решения задач с помощью уравнения), научить учащихся решать задачи с помощью квадратных уравнений, показать возможности применения изученной темы в практической жизни.
-развивающие: способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитического мышления, смысловой памяти, внимания; развитию навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
-воспитательные: Воспитание дисциплины мышления, культуры устной и письменной математической речи, эстетическое воспитание, воспитание самостоятельности, воспитание коммуникативной
культуры, воспитание интереса к предмету.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Формы работы на уроке: индивидуальная и групповая. Методы и приемы: «Корзина идей», «Карусель»
- В какой теме мы с вами сейчас работаем? ( Квадратные уравнения, дробно-рациональные уравнения. уравнения, приводимые к квадратным)
-Где могут применяться уравнения? (при решении текстовых задач в алгебре, при решении задач геометрии, физики и химии).
-А может ли умение решать уравнения пригодиться в практической жизни?
-С помощью каких уравнений вы уже решали задачи в математике? (линейных)
-А теперь мы научились решать квадратные уравнения. Сформулируйте тему урока. ( Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений)
Тема записывается на доске.
-На эту тему отводится 4 урока. Можем ли мы сразу приступить к решению задач на нашем 1 уроке по этой теме? (Нет, надо вспомнить необходимый теоретический материал)
- Сформулируйте цель урока.
-Какие знания, формулы нам пригодятся на сегодняшнем уроке?
Прием «Корзина идей». Каждый ученик записывает в тетради все, что может быть отнесено к заданной теме. Затем происходит обмен информацией в группе. Ученики обсуждают, в чем совпали их мнения и в чем наблюдаются отличия. Далее каждая группа по кругу называет по одному сведению, при этом, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются учителем в «корзинку» идей». (квадратное уравнение, виды квадратных уравнений, способы решения квадратных уравнений, виды задач, формулы для решения задач на движение, на работу, формулы площадей геометрических фигур, алгоритм решения задач с помощью уравнения).
3.Формирование умений и навыков.
3.1. Разберите решение задачи1 в тексте учебника, стр69, запишите решение.
В квартире проектируется две комнаты одинаковой ширины. Длина первой комнаты в 1,5 раза больше её ширины, а длина второй комнаты 7,2м. Определите, какой ширины должны быть комнаты, если общая их площадь может быть 56,7м2?
Решение: х- ширина, длина 1 комнаты 1,5х, площадь 1 комнаты равна , площадь второй комнаты равна 7,2х. По условию задачи составляем уравнение: , - не подходит к условию задачи. Ответ: 4,2м
-Связана ли решённая задача с практической жизнью?( Да)
-Понятен алгоритм решения задачи на составление квадратного уравнения?
3.2. Приём «Карусель»
Каждой группе даётся для решения задачи
1)Задача о мобильной связи.
В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе, если известно, что радиус Земли равен 6380 км. Какую высоту должна иметь вышка мобильной связи, поставленная в нашем городе, чтобы село Бутаково и Черемшанка попали в зону связи (расстояние от вышки до данных сел по прямой не больше 25 км.)?
Решение: АВ – высота антенны, ВС – радиус приёма передач, ОС – радиус Земли.
Пусть AB= x, BC=R=25 км, OC= r =6380 км. OB = OA + AB OB = r + x Применив теорему Пифагора, получим уравнение
(х+6380)2=252+63802; х2+12760х-625=0;
D=162817600+2500=162820100;
≈12760,097; х≈0,048км. Ответ: 0,048км
2) Задача на работу.
Работая вместе, штукатуры выполняют задание за 6часов. За сколько часов может выполнить задание каждый рабочий, если одному из них для выполнения всей работы потребуется на 5 часов больше, чем другому?
Решение: Решение:
Работа Время (часы) Производительность
А (часть) (часть работы за 1 час)
1 рабочий 1 х
2 рабочий 1 х + 5
( работая вместе) 1 6
Уравнение
= ОДЗ: ; НОЗ:
Х =-3 –не подходит к условию задачи.
Ответ: 10ч, 15ч.
3) Транспортная задача
Товарный поезд был задержан в пути на 12 минут, а затем на расстоянии 60км он наверстал потерянное время, увеличив скорость на 15 км/ч.С какой первоначальной скоростью ехал поезд?
Решения оформляются в тетрадях. После решения задачи, члены одной группы ознакомятся с решением этой же задачи другой группой, выражают согласие или несогласие с их решением. В процессе решения задач возможно обращение к консультантам (учащиеся 10 класса) или к учителю. Учитель и консультанты отмечают правильность решения задач каждой группой.
Выставляется суммативная оценка каждому члену группы.
4. Рефлексивно-оценочный этап. 4.1. Вернуться к «Корзине идей» и определиться, какие понятия действительное имеют отношение к предложенной теме урока.
Рефлексия:
Что нового Вы узнали сегодня?
Что для Вас стало самым удивительным/шокирующим/интересным/полезным сегодня? Что бы Вы сделали иначе?
4.2 Домашнее задание: составить (найти) задачу с практическим содержанием, для решения которой потребуется составить квадратное уравнение.