Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета геометрия 9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шугаровская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Шугаровская СОШ»
___________________ М.А.Анисимова
«_____» _____________________2019 г.
Рабочая программа по геометрии
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Ермолина Ольга Сергеевна,
учитель математики первой категории
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 класс» / А.В.Погорелов;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шугаровская средняя общеобразовательная школа»;
4. Авторской программы Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т.А.Бурмистрова]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.
Цели обучения
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. В направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3.В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения их в повседневной жизни;
• создание фундамента для развития математических способностей, а также механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:
• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
• формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
• отработка навыков решения на построение с помощью циркуля и линейки;
• формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что требуется для изучения дальнейшего курса геометрии;
• расширение знаний учащихся о треугольниках.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в основной школе даст возможность обучающимся достичь следующих результатов:
1. В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов: находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
1. Подобие фигур (14 часов)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
Основная цель – усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
В результате изучения темы ученик должен уметь:
формулировать определение подобных треугольников;
формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников;
формировать умение доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников;
формулировать определения понятий, связанных с окружностью, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью.
2. Решение треугольников (9 часов)
Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников.
Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В результате изучения темы ученик должен уметь:
формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов;
формировать умение применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов.
3. Многоугольники (15 часов)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
Основная цель – расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
В результате изучения темы ученик должен уметь:
распознавать многоугольники, формулировать определение и приводить примеры многоугольников;
формулировать и доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.
4. Площади фигур (17 часов)
Площадь и её свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
Основная цель – сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
В результате изучения темы ученик должен иметь:
общее представление о площади и уметь вычислять площади плоских фигур в ходе решения задач.
5. Элементы стереометрии (7 часов)
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
В результате изучения темы ученик должен иметь:
представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
6. Итоговое повторение курса планиметрии (6 часов)
Основная цель – обобщить знания и умения учащихся.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Геометрия» в 9 классе отводится 68 часов из расчета 34 учебные недели по 2 часа в неделю. Предусмотрены 6 контрольных работ.
Тематическое планирование учебного материала по геометрии
9 класс
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Контрольные работы
1
Подобие фигур
14
2
2
Решение треугольников
9
1
3
Многоугольники
15
1
4
Площади фигур
17
2
5
Элементы стереометрии
7
-
6
Итоговое повторение курса планиметрии
6
-
Итого
68
6
Календарно -тематическое планирование 9 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ п/п
Тема
Дата
По плану
По факту
§11. Подобие фигур (14 часов )
1
1
Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия
03.09.2019
2
2
Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам
04.09.2019
3
3
Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам
10.09.2019
4
4
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по трём сторонам
11.09.2019
5
5
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по трём сторонам
17.09.2019
6
6
Подобие прямоугольных треугольников
18.09.2019
7
7
Подобие прямоугольных треугольников
24.09.2019
8
8
Контрольная работа №1 по теме «Подобие фигур»
25.09.2019
9
9
Анализ контрольной работы №1. Углы, вписанные в окружность
01.10.2019
10
10
Углы, вписанные в окружность
02.10.2019
11
11
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности
15.10.2019
12
12
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности
16.10.2019
13
13
Измерение углов, связанных с окружностью
22.10.2019
14
14
Контрольная работа №2 по теме «Подобие фигур»
23.10.2019
§12. Решение треугольников (9 часов )
15
1
Анализ контрольной работы №2. Теорема косинусов
29.10.2019
16
2
Теорема косинусов
30.10.2019
17
3
Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами
05.11.2019
18
4
Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами
06.11.2019
19
5
Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами
12.11.2019
20
6
Решение треугольников
13.11.2019
21
7
Решение треугольников
26.11.2019
22
8
Решение треугольников
27.11.2019
23
9
Контрольная работа №3 по теме «Решение треугольников»
03.12.2019
§13. Многоугольники (15 часов )
24
1
Анализ контрольной работы №3. Ломанная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники