«Воспитание терпимости, его мыслям и чувствам, правам и свободам личности - одно из направлений воспитания духовности»
«Воспитание терпимости, его мыслям и чувствам, правам и свободам личности - одно из направлений воспитания духовности»
Одной из нравственных основ общества стала толерантность. Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание терпимости, его мыслям и чувствам, правам и свободам личности - одно из направлений воспитания духовности» »
МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района, Курской области
«Воспитание терпимости, уважительного отношения к другому человеку, его мыслям и чувствам, правам и свободам личности - одно из направлений воспитания духовности»
Подготовила Бринёва Наталья Витальевна,
зам. директора по воспитательной работе
Толерантность - это то, что делает
возможным достижение мира и ведет
от культуры войны к культуре мира.
(Декларация принципов толерантности,
принятая генеральной Конференцией
ЮНЕСКО в 1995 году)
Одной из нравственных основ общества стала толерантность. Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Не зря этому уделяется большое внимание: по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма».
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме, а для школы эта проблема актуальна сама по себе.
Главная задача учителя в формировании толерантного сознания - постоянная работа в этом направлении, проведение в урочной и внеурочной деятельности идеи терпимости, допуска компромисса.
«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «село», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
Многолетний опыт работы в школе позволяет мне сделать вывод о том, что одной из наиболее частых проблем является проблема межличностных отношений в школе, в классе.
В педагогической практике накоплено много методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности, связанных с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Я расскажу о некоторых из них, которые применяю в своей деятельности.
1. Прием «Акцент на лучшее»
Задаю вопрос: «Как вы считаете, бывают ли в жизни идеальные люди?»
Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Упражнение «Камешек в ботинке»
У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой
«камешек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Я прошу ребят найти в себе то, что мешает каждому из них жить в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение «Жемчужина в раковине»
Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Предлагаю обучающимся отыскать в себе то, что является его высшим достоинством (поиск светлого пятна).
2.Прием «Коррекция позиции»
В мире всегда присутствует тенденция к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: в школе я пассивна, а на отдыхе активна; вчера я была здорова, а сегодня больна; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с подругой я добрая, а с предателем.... Предлагаю привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Упражнение «Обрати минусы в плюсы»
Предлагаю составить таблицу антиподов, где записываются отрицательные качества воспитанников (какие они считают нужным написать), и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть применены. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению.
3. Прием «Ломка стереотипов»
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Упражнение «Идеальный образ себя»
Я прошу одного из учащихся нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость воспитанника.
Описанные приемы я использую при проведении игр: «Ассоциации» ((терпение -терпимость) - обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий «терпение, терпимость, толерантность») ; «Смотрящий и видящий» ( воспитывает способности видеть другого); «А не странен ли кто?» ( воспитывает способность «принимать другого»); «Изменить себя или другого» ( способствует воспитанию терпимости (толерантности), развивает восприимчивость ко всему новому, необычному).
Совсем недавно в нашей школе прошла вышеупомянутая игра «Ассоциации», в которой приняли участие старшеклассники (8-11кл.). Вначале я провела беседу с ребятами о том, что такое толерантность. Я начала со слов: « Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Попробуйте дать определение этому понятию». Ответы на вопросы были разные, и мы решили изобразить слово «толерантность» в виде солнца, а ответы - в виде лучиков.
Я продолжила: « Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно, проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...». Затем я предложила ребятам посмотреть заранее подготовленную сценку.
Сценка « Перед вами две дороги, выбирайте...»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты моя девушка и не смей общаться со « всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно! Ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно отдернула руку.
- Что с Вами? - спросила она мужчину. - Что с Вашей ногой?
- Я сломал ее...кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась она к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила от всей его позы, взгляда...Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У Вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызову врача. Потерпите,- она быстро пошла к телефонному автомату.
-Девушка! - окликнул ее мужчина.- Спасибо Вам! Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете свое счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна ваша помощь?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг,- это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
Затем ребята работали по группам : одна группа описывала основные черты, присущие толерантной личности, а вторая группа - черты, присущие интолерантной личности.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Сообща делаем вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
А в заключение предложила обучающимся составить правила толерантного общения и записать их на плакате. Вот, что у нас получилось:
Закончила эту игру следующими словами: «В конце мне хотелось бы сказать, что все мы - большая семья, и хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Рассказываю китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в семье. Занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете». Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе - ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чисто, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка, решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно не очень силен был в грамоте. Затем передал листок владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил, - мира тоже».
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью всё чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. «Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать её суть умом и сердцем», призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.
Надеюсь, что вся работа, проводимая в школе по воспитанию у обучающихся толерантного поведения, будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы в коллективе воспитанников и их успешной социализации.