Просмотр содержимого документа
««Воспитание подростков в семье»»
Доклад по профилактике правонарушений
на тему: «Воспитание подростков в семье»
Добрый день уважаемые коллеги! Сегоднешнее свое выступление хочу начать со слов что, «Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Не менее важным является и совместная работа семьи и школы по профилактике безнадзорности и правонарушений. Только комплексная работа может привести к положительным результатам.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка,играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно - развивающее, формирующее, охранно –оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.
Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться
С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и отделом ювенальной полиции УВД Турксибского района по профилактике правонарушений, план работы по профилактике наркомании, алкоголизма, токсикомания и табакокурения, план совместной работы школы и ГАИ Турксибского района по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В нашей школе по профилактике правонарушений проводятся встречи и беседы для учащихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний.
Планирование и проведение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями.
На родительском собрании с повестки дня профилактика правонарушения никогда не снималась. Поэтому хочу раздать в помощь классным руководителям памятку для родителей.
Все эти мероприятия направлены на повышение правовой грамотности родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Ведь только общими усилиями семьи и школы можно воспитать личность.