kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: "Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Российские тенденции снижения здоровья детей школьного возраста и государственная стратегия обозначенная в национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» направляют наше образовательное учреждение на совершенствование формирования и сохранение здоровья учащихся .       В нашей школе состоялся педагогический совет по данной проблеме, где  коллектив школы на учебный год выбрал направление по организации работы.  Была проделана следующая работа:

  • Создан координационного Совета школы по проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.
  •  Проведен  анализ  условий и факторов влияющих на состояние здоровья учащихся. Так выяснилось, что в школе отсутствует научно – методическая база, вновь прибывшие  учителя, молодые специалисты, не в полной мере  владеют здоровьесберегающими технологиями,  нет преподавателя валеологии. Школа построена по типовому проекту (1989г.), имеется медицинский кабинет, процедурный, большая уютная столовая.
  •  Создана внутришкольная служба здоровья, куда вошли медицинский работник, психолог, учителя физической культуры и учителя начальных классов.
  • В 5-х классах ведется  факультатив «Я и мое   здоровье»  (1 час).
  • В начальной школе(2-4 классы)факультатив - «Культура здоровья школьников»
  • Создан банк данных о здоровье учащихся.
  • Проинформированы родители о результатах  медицинского  обследо-

   вания  школьников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся". »

Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся.

(заместитель директора по безопасности

МБОУ СОШ №36, г. Новокузнецка

Шарко Александра Александровна)

Российские тенденции снижения здоровья детей школьного возраста и государственная стратегия обозначенная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» направляют наше образовательное учреждение на совершенствование формирования и сохранение здоровья учащихся . В нашей школе состоялся педагогический совет по данной проблеме, где коллектив школы на учебный год выбрал направление по организации работы. Была проделана следующая работа:

  • Создан координационного Совета школы по проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.

  • Проведен анализ условий и факторов влияющих на состояние здоровья учащихся. Так выяснилось, что в школе отсутствует научно – методическая база, вновь прибывшие учителя, молодые специалисты, не в полной мере владеют здоровьесберегающими технологиями, нет преподавателя валеологии. Школа построена по типовому проекту (1989г.), имеется медицинский кабинет, процедурный, большая уютная столовая.

  • Создана внутришкольная служба здоровья, куда вошли медицинский работник, психолог, учителя физической культуры и учителя начальных классов.

  • В 5-х классах ведется факультатив «Я и мое здоровье» (1 час).

  • В начальной школе(2-4 классы)факультатив - «Культура здоровья школьников»

  • Создан банк данных о здоровье учащихся.

  • Проинформированы родители о результатах медицинского обследо-

вания школьников.

Определены основные направления деятельности школы по формированию и сохранению здоровья учащихся и внесены в общий план .

Основные направления деятельности школы по формированию и

сохранению здоровья учащихся.

Вид деятельности

Ответственные

1

2

3

Управление и научно – методическая служба

1.

Разработка структуры управления, составление учебного плана

Администрация школы

2.

Проведение педагогического совета

зам.директора по БЖ.

3.

Материально – техническое и кадровое обеспечение

директор школы, заместитель директора по АХР

Основы культуры здоровья

1.

Просветительская работа с педагогическим коллективом.

    1. Производственное совещание «Анализ результатов медицинского обследования школьников»




Мед.работник


2.

Просветительская работа с родителями:

2.1. Цикл лекций.

2.1.1. Нервно – психическое развитие ребенка.

2.1.2. Формирование мотивации и сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни.




психолог


зам.директора по БЖ.

3. Медицинское сопровождение воспитательно – образовательного процесса.

1.

Работа с учащимися

    1. Курс занятий «Культура здоровья школьника» в начальной школе.

    2. Факультатив в 5 классах «Я и мое здоровье»

    3. Психодиагностика познавательных процессов.

    4. Психологическое консультирование учащихся (индивидуальное)


учителя нач. классов


Учитель биологии


психолог


психолог

Оздоровительная работа.

1.

Работа с родителями:

    1. Родительские собрания в параллелях 1 –9 классов «Здоровье школьника »

Специалист поликлиники №3;

Психолог

2.

Работа с учащимися:

2.1. Проведение акции «Наркотики – путь в никуда»

2.2 Проведение месячника по профилактике табакокурения, наркомании.

2.3. Курс лекций: «Половое воспитание девочек»


зам.директора по ВР.


зам.директора по ВР


медработник школы.

3.

1. Спортивные мероприятия:

1. Туристический слет.

2. День Здоровья.

3. Рыцарский турнир

4. Мама, папа, я – спортивная семья


2.Спортивные кружки:

Баскетбол.

Волейбол


зам.директора по БЖ.

зам.дирекотора по ВР.

учитель физической культуры.


Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья

1.

Психодиагностика познавательных процессов

Психолог

2.

Компьютерный мониторинг. Основы здоровьесбережения.

зам.директора по БЖ

3.

Самопрофориентация

зам.директора по ВР.

4.

Соблюдение осветительного и воздушно – теплового режимов.

зам.директора по АХЧ

зам.директора по БЖ

5.

Соблюдение санитарных норм по оборудованию помещений и расстановке школьной мебели.

зам.директора по АХЧ

зам.директора по БЖ

Педколлектив.

6.

Составление инструкций по технике безопасности, инструктаж работников и учащихся.

зам.директора по АХЧ

зам.директора по БЖ

Педколлектив.

7.

Предупреждение детского травматизма.

Весь персонал школы

8.

Соблюдение требований пожарной безопасности.

зам.директора по АХЧ,

зам.директора по БЖ,

педагогический коллектив, персонал школы.

Взаимоотношения с семьей

1

Родительские собрания

Заместитель директора по УВР, БЖ, классные руководители

Таким образом, выбранные основные направления воспитательно-образовательной деятельности школы дают положительные результаты по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

Для реализации основных направлений деятельности школы по сохранению здоровья учащихся разработана система организации персонала школы по охране здоровья учащихся.

Система работы персонала по сохранению здоровья учащихся основывается на следующих аспектах:

  1. Профилактика утомляемости учащихся.

  2. Решение проблемы большой учебной нагрузки.

  3. Просвещение и закаливание. Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся



Обслуживающий персонал, работники столовой

Педагогические работники

медработник

психолог

социолог

Админитрация:

директор школы зам. директора по УВР, ВР, БЖ, АХЧ




Планирование, организация, руководство и контроль вопросов охраны здоровья. Обучение персонала методикам и технологиям здоровьесбережения. Развитие здоровьесберегающего потенциала личности учителя. Создание материальной базы, работа с кадрами.






Профилактика утомления, отслеживание учебной нагрузки, просветительская работа с учащимися и их родителями. Психологическая, медицинская помощь, обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, введение в учебный процесс динамических пауз, двигательной активности. Продумывание рациональной логики процесса обучения, дифференциация обучения. Внедрение здоровьесберегающих технологий. Предупреждение «групп риска» среди учащихся. Правильная расстановка ученической мебели и посадка учащихся.






Одним из важных направлений работы персонала школы является создание оптимальных санитарно – гигиенических условий обучения, соответствующих стандартам СанПиНа.

Школьники, а старшеклассники особенно, больше всего страдают от утомления, причинами которого является длительная и напряженная, подчас нудная и не­интересная работа, долгое сидение за партой. Гигиенически правильная организация учебного процесса направлена не на то, чтобы вовсе исключить появление утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм школьника от его отрицательного влияния, сделать отдых более эффективным.

Изменения в современном образовательном процессе способствуют интенсификации умственной деятельности учащихся, что приводит к уве­личению нагрузки на центральную нервную систему, на зрительный, слу­ховой и другие анализаторы. С гигиенических позиций оптимальным явля­ется обучение, обеспечивающее максимальный эффект процесса обучения при сохранении оптимальной динамики работоспособности и функциони­рования детского организма.

Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем (центральная нервная система, зрительный и слуховой анализатор, опорно-двигательный аппа­рат). Их нормальное развитие может быть нарушено нерациональной орга­низацией воспитательно - образовательного процесса в школе. В то же время пра­вильно организованное обучение, немаловажную роль в котором играет рационально составленное школьное расписание, способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья. Оно отодвигает наступление утомле­ния и помогает предупредить быстрое падение работоспособности у уча­щихся к концу урока или учебного дня.

При составлении школьного расписания мною учитываются все нормы и требования, биоритмические спады и подъемы в учебной деятельности школьников. На основании прове­денного среди школьников опроса разделены все предметы на че­тыре степени трудности. Наиболее трудными предметами учащиеся нашей школы считают математику, фи­зику; уроками второй степени труд­ности — обществознание и иност­ранный язык; остальные предметы относятся к третьей и четвертой сте­пеням Часы высокой работоспособности (второй—третий уроки) оптимально отведены занятиям по предметам первой сте­пени трудности, требующим от уча­щихся большого умственного на­пряжения. Но зачастую практика показывает, что расписание не всегда составляется рационально.

Для профилактики утомления на уроке педагоги используют, смену видов деятельности. Виды деятельности в течение учебного дня должны быть разнооб­разными с целью сохранения работоспособности учащихся к концу каждо­го урока и занятий в целом на довольно высоком уровне. Урок - основная структурная единица школьного времени, и уро­вень его гигиенической рациональ­ности непосредственно влияет на состояние детей. Исследования НИИ гигиены охраны здоровья детей и подростков позволили установить гигиенические критерии рацио­нальной организации урока. Они представлены в публикуемой ниже таблице.

Гигиенические критерии рацио­нальной организации урока



Рационально


Нерационально


Количество видов учебной дея­тельности


4-7


1-2


Средняя продолжительность различных видов деятельности


Не более 10 минут


Более 15 минут


Количество видов преподавания


Не менее трех


Один


Чередование видов преподава­ния не позже чем


Через 10 минут


Не чередуются


Наличие эмоциональных разря­док (количество)


2-3


Нет


Место и длительность примене­ния ТСО в соответствии с гигие­ническими нормами в произ­вольной форме


20 и 35 минут урока


Отсутствуют


Наличие и продолжительность физкультминуток


1 минута, из трех лег­ких упражнений с 3-4-мя повторами каждого


Отсутствуют


Психологический климат


Преобладают положи­тельные эмоции


Отрицательные эмоции



Важное значение для профилактики утомления учащихся играет проведение на уроке физкультминуток, дыхательной гимнастики, мероприятий по охране зрения. Хороший эффект дают минутки здоровья. Несколько физкультурных упражнений, выполненных на уроке, предупреждают резкое снижение работоспособности, повышают эффективность работы. После физкультпауз, которые проходят с музыкальным сопровождением, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы. Физкульпаузы в младших классах проходят на вторых, третьих уроках, в средних – на третьем уроке .

Анализируя урок, администрация обращает внимание на то, как решает учитель вопросы психогигиены: насколько гармонично психическое развитие детей, нет ли на уроке психотравмирующих ситуаций, как ведется профилактика чрезмерного умственного напряжения учащихся на уроке, насколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций. (приложение 2). Чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Если учитель не здоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, что может подорвать и здоровье учеников.

К переутомлению учащихся приво­дит не только неправильно состав­ленное расписание, но и чрезмер­ная учебная нагрузка. Закономер­ность проста: чем выше она, тем чаще диагностируются среди уча­щихся отклонения в состоянии здоровья. Так, выяс­нилось, что у значительной части старшеклассников наблюдается учебная перегрузка, которая, глав­ным образом, выражается в превы­шении (иногда значительном) физиолого-гигиенических норм на вы­полнение всех видов учебной рабо­ты (в том числе домашней).

Домашние задания учащимся даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия)— до 1 ч., во 2-м—до 1,5 ч., в 3—4-м — до 2 ч., в 5—6-м — до 2.5 ч., в 7— 8-м—до Зч., в 9—11-м—до 4 ч.

Наиболее эффективная, не влекущая чрезмерного утомления продолжительность подготовки до­машних заданий для учащихся стар­ших классов — четыре часа, ни в коем случае не больше. Именно из расче­та такой продолжительности учителями планируется (с учетом сложности) объем заданий, строго согласовывая их по отдельным предметам, для ориентировки используя статисти­ческие параметры продолжительно­сти выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Трудно разрешается вопрос перегрузки учащихся. Чтобы решить этот вопрос, мы регулярно контролируем нормы домашнего задания. Но кардинальное решение этой проблемы зависит не от нас, так как многие предметы перегружены учебным материалом. Например , учебник биологии Захарова В.Б., Сонина В.И. «Многообразие живых организмов» для 7 класса и учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б. «Общие закономерности» для 9 класса содержат большой объем материала для дифференцированных занятий с учащимися разного уровня подготовки, но количества часов выделяемых учебным планом, недостаточно, и учитель вынужден заниматься дополнительно или увеличивать объем домашнего задания. И таких примеров можно привести достаточно много по разным предметам и классам. Администрация школы установила четкий конторль за дозировкой домашнего задания учащихся. Вопрос внутришкольного контроля- «Дозировка домашних заданий- один из факторов здоровья сберегающих технологий».

Правильно составленное распи­сание и верно организованные учеб­ные занятия (включая самоподго­товку) — это только половина успе­ха. Очень многое зависит от всего режима дня учащихся. Ме­дицинский работник и классные руководители знакомят школьни­ков и их родителей со значением правильно организованного режима дня в семье для укрепления здоро­вья, повышения работоспособнос­ти, а следовательно, и эффективно­сти учебной деятельности. Правильная организация режима дня предусматривает: во-первых, наиболее эффективную продолжи­тельность различных видов деятель­ности при их рациональном чере­довании и постоянной регулярнос­ти; во-вторых, достаточный по про­должительности и оптимальный по интенсивности физической нагруз­ки активный отдых на открытом воз­духе; в - третьих, регулярное пита­ние, сбалансированное по содержа­нию питательных ингредиентов: белков, жиров, углеводов, минераль­ных солей и витаминов, - достаточ­ное по калорийности и разнообраз­ное по используемым продуктам; в - четвертых, гигиенически полноцен­ный ночной сон, а при отклонени­ях в состоянии здоровья - и днев­ной; в - пятых, повышение двига­тельной активности путем увеличе­ния занятий физическими упраж­нениями: малые формы физическо­го воспитания (гимнастика до уро­ков, физкультурные паузы, свобод­ное проведение перемен), спортив­ный час, широкое привлечение школьников к занятиям в спортив­ных секциях во внеклассное и вне­школьное время.

Учащиеся должны уметь: организо­вать свою учебную и внеурочную деятельность в соответствии с прин­ципами здорового образа жизни; противостоять негативному влия­нию природной и социальной сре­ды на собственное здоровье; владеть элементарными приемами физи­ческой и психологической самоза­щиты в стрессовых ситуациях; ока­зывать первую медицинскую по­мощь себе и окружающим при не­счастных случаях; правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Помимо этого, на классных часах и родительских собраниях наши учи­теля напоминают о важности выпол­нения гигиенических требований (достаточная освещенность рабоче­го стола, удобство рабочего места, температура воздуха и режим про­ветривания в комнате, где работает школьник, устранение шума в квар­тире и др)[4].

Весь персонал школы № 36 прида­ет очень большое значение санитарно-гигиеническим условиям обра­зовательной среды. Прежде всего, освещенности рабочих мест. Огромное влияние на сохранение здоровья школьников играет правильно организованное освещение учебных классов. Оно оказывает положительное влияние на человека, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, сохраняет высокую работоспособность, способствует сохранению здоровья человека, прежде всего зрения. Освещение на рабочем месте должно быть таким, чтобы не вызывать напряжения зрения. Утомляемость органов зрения зависит отряда причин - недостаточной или чрезмерной освещенности, неправильного направления потока света и других .

Для гигиенической оценки отделки и освещения учебных кабинетов нами в прошлом учебном годубыли проверены все кабинеты школы (аттестация рабочих мест). Целью проверки было определение состояние искусственного и естественного освещения классных комнат.

В ходе работы проводились следующие измерения: глубины, ширины, высоты кабинета. Так, например, в кабинете № 35 глубина = 6м, ширина = 9м, высота = 3м. S = 54м кв., V = 162м куб.

Кабинет рассчитан на 30 учащихся.

На 1 учащегося - 1.8м кв., при норме 1.75м.кв.

5.4м куб., при норме 4.4.м куб.

Оценивалась окраска и состояние стен, ориентация и состояние окон. Окна в кабинете направлены на север, что оптимально для кабинета географии согласно требованиям по гигиенической паспортизации ОУ. Стены белого цвета, выкрашены водоэмульсионной краской. На окнах жалюзи закрывает 40см. площади окна. Стекла чистые.

Оценивалось естественное освещение.

СК – Световой коэффициент – отношение остекленной поверхности окон к площади пола. В кабинете 3 окна, площадь каждого 3.3.м кв. Общая площадь остекления – примерно 10 м кв.

СК = 10 : 54, т.е. 1 : 5, что является нормой.

Угол отверстия измерен от самой удаленной от окон парты и образован линиями к верхнему краю окна и к верхней точке стоящего напротив дома и равен 7 градусам, при норме 5 градусов.

Определялось состояние искусственного освещения.

В кабинете 14 светильников, каждый по 200 Вт.

Общая мощность 2800 Вт.

СК – отношение мощности светильников к площади.

СК = 2800:54=52 Вт на метр квадратный,

что является нормой при 48 Вт на м.кв.

Делался вывод, что искусственное и естественное освещение кабинета географии по всем параметрам соответствует гигиеническим требованиям. Освещенность рабочих мест искусственным светом отслеживается в соответствии с действующими нор­мативами. Перегоревшие лампы немедленно заменяются новыми. Светильники очищаются не реже одного раза в три месяца.

Также персонал школы уделяет большое внимание воз­душно-тепловому режиму, зная, что снижение функции щитовидной железы у учащихся, зависит от проветривания помещения. По сравнению с прошлым годом (15%), в этом году только 7% учителей оставляют без внимания вопрос проветривания кабинета как на перемене (сквозное), так и во время урока. В каждом учебном кабинете висит график проветривания.

Всему этому пре­подаватели, классные руководите­ли, администрация школы совмес­тно с медицинским работником уделяют повседневное внимание, руководствуясь действующими са­нитарными нормами и правилами.



Учащиеся, у которых диагностированы те или иные отклонения в состоянии здо­ровья, особенно хронические забо­левания, обладают низкой работо­способностью и сопротивляемос­тью утомлению. К ним нужен осо­бый подход. На основании ознаком­ления с результатами диспансери­зации отдельные учащиеся нашей школы не только берутся на учет медицинскими работниками, но о них проявляют заботу классные ру­ководители и каждый преподава­тель. Сведения о состоянии здоро­вья каждого ученика заносятся в специ­альный «Листок здоровья», в классном журнале. Все рекомендации врачей-специа­листов в отношении учащихся, нуж­дающихся в санации и укреплении здоровья, мы стараемся при содей­ствии родителей реализовать. Строгое ограничение учебной и внешкольной нагрузки, организа­ция систематических занятий в группах общей и физической под­готовки, направление в лечебно-оз­доровительное учреждение, обеспе­чение в нужных случаях рациональ­ного и лечебного питания (в меню столовой всегда есть натуральные соки, свежие салаты), осуществление клас­сным руководителем совместно с ме­дицинской сестрой и родителями строгого контроля за режимом дня школьника в семье, выполнение правил рассаживания — отведения соответствующего медицинским показаниям рабочего места в учеб­ных кабинетах и лабораториях.

Особое значение для ослабленных подростков, да и не только для них, но и для всех обучающихся, имеет двигательная активность. Ее увеличение в период учебных заня­тий положительно сказывается на функциональном состоянии цент­ральной нервной и сердечно-сосуди­стой систем. Школа должна обеспе­чить учащимся присущую их возра­сту биологическую потребность орга­низма в движении. В учебный план был введен третий урок физической культуры в 1-9 классах на основании Письма Министерства образования РФ от 12 августа №13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации». Решение о повсеместном введении третьего урока физической культуры в неделю вызвано весьма серьезными причинами, главная, из которых, ухудшение здоровья детей за время обучения в школе.

В нашей школе поми­мо уроков физкультуры используют­ся различные формы физического воспитания: физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражне­ния на переменах и в режиме про­дленного дня, органи­зация занятий в спортивных секциях, проведение спортивных соревнований, туристические походы. В начальной школе организованы динамические паузы. Количество детей, занимающихся спортом по школе – 95 учащихся - 21%; ДЮСШ- 94 -20%; 45% - от всего числа учащихся.

Для того, чтобы времяпровождение в школе, как для детей, так и для учителей было приятным и как можно меньше отрицательно сказывалось на их здоровье директором и персоналом школы создаются соответствующие комфортные условия. Так в нашей школе усилиями персонала и родителей ежегодно проводится ремонт.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья: "Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся".

Автор: Шарко Александра Александровна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) ""Сохранение и укрепление здоровья учащихся в условиях новой образовательной среды" "
    ["seo_title"] => string(97) "sokhranieniie-i-ukrieplieniie-zdorov-ia-uchashchikhsia-v-usloviiakh-novoi-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "136686"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417167316"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Исследовательская работа "Здоровые дети - здоровая нация" "
    ["seo_title"] => string(61) "issliedovatiel-skaia-rabota-zdorovyie-dieti-zdorovaia-natsiia"
    ["file_id"] => string(6) "114043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411234373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "доклад на тему: Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "227662"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440861837"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "статья Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_siensornaia_komnata_kak_unikal_nyi_instrumient_sokhranieniia_i_ukrieplie"
    ["file_id"] => string(6) "364158"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480489574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства