Статья: "Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся".
Статья: "Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся".
Российские тенденции снижения здоровья детей школьного возраста и государственная стратегия обозначенная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» направляют наше образовательное учреждение на совершенствование формирования и сохранение здоровья учащихся . В нашей школе состоялся педагогический совет по данной проблеме, где коллектив школы на учебный год выбрал направление по организации работы. Была проделана следующая работа:
Создан координационного Совета школы по проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.
Проведен анализ условий и факторов влияющих на состояние здоровья учащихся. Так выяснилось, что в школе отсутствует научно – методическая база, вновь прибывшие учителя, молодые специалисты, не в полной мере владеют здоровьесберегающими технологиями, нет преподавателя валеологии. Школа построена по типовому проекту (1989г.), имеется медицинский кабинет, процедурный, большая уютная столовая.
Создана внутришкольная служба здоровья, куда вошли медицинский работник, психолог, учителя физической культуры и учителя начальных классов.
В 5-х классах ведется факультатив «Я и мое здоровье» (1 час).
В начальной школе(2-4 классы)факультатив - «Культура здоровья школьников»
Создан банк данных о здоровье учащихся.
Проинформированы родители о результатах медицинского обследо-
вания школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся". »
Основные направления деятельности школы по сохранению здоровья учащихся.
(заместитель директора по безопасности
МБОУ СОШ №36, г. Новокузнецка
Шарко Александра Александровна)
Российские тенденции снижения здоровья детей школьного возраста и государственная стратегия обозначенная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» направляют наше образовательное учреждение на совершенствование формирования и сохранение здоровья учащихся . В нашей школе состоялся педагогический совет по данной проблеме, где коллектив школы на учебный год выбрал направление по организации работы. Была проделана следующая работа:
Создан координационного Совета школы по проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.
Проведен анализ условий и факторов влияющих на состояние здоровья учащихся. Так выяснилось, что в школе отсутствует научно – методическая база, вновь прибывшие учителя, молодые специалисты, не в полной мере владеют здоровьесберегающими технологиями, нет преподавателя валеологии. Школа построена по типовому проекту (1989г.), имеется медицинский кабинет, процедурный, большая уютная столовая.
Создана внутришкольная служба здоровья, куда вошли медицинский работник, психолог, учителя физической культуры и учителя начальных классов.
В 5-х классах ведется факультатив «Я и мое здоровье» (1 час).
В начальной школе(2-4 классы)факультатив - «Культура здоровья школьников»
Создан банк данных о здоровье учащихся.
Проинформированы родители о результатах медицинского обследо-
вания школьников.
Определены основные направления деятельности школы по формированию и сохранению здоровья учащихся и внесены в общий план .
Основные направления деятельности школы по формированию и
сохранению здоровья учащихся.
№
Вид деятельности
Ответственные
1
2
3
Управление и научно – методическая служба
1.
Разработка структуры управления, составление учебного плана
Администрация школы
2.
Проведение педагогического совета
зам.директора по БЖ.
3.
Материально – техническое и кадровое обеспечение
директор школы, заместитель директора по АХР
Основы культуры здоровья
1.
Просветительская работа с педагогическим коллективом.
Производственное совещание «Анализ результатов медицинского обследования школьников»
Мед.работник
2.
Просветительская работа с родителями:
2.1. Цикл лекций.
2.1.1. Нервно – психическое развитие ребенка.
2.1.2. Формирование мотивации и сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни.
Родительские собрания в параллелях 1 –9 классов «Здоровье школьника »
Специалист поликлиники №3;
Психолог
2.
Работа с учащимися:
2.1. Проведение акции «Наркотики – путь в никуда»
2.2 Проведение месячника по профилактике табакокурения, наркомании.
2.3. Курс лекций: «Половое воспитание девочек»
зам.директора по ВР.
зам.директора по ВР
медработник школы.
3.
1. Спортивные мероприятия:
1. Туристический слет.
2. День Здоровья.
3. Рыцарский турнир
4. Мама, папа, я – спортивная семья
2.Спортивные кружки:
Баскетбол.
Волейбол
зам.директора по БЖ.
зам.дирекотора по ВР.
учитель физической культуры.
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья
1.
Психодиагностика познавательных процессов
Психолог
2.
Компьютерный мониторинг. Основы здоровьесбережения.
зам.директора по БЖ
3.
Самопрофориентация
зам.директора по ВР.
4.
Соблюдение осветительного и воздушно – теплового режимов.
зам.директора по АХЧ
зам.директора по БЖ
5.
Соблюдение санитарных норм по оборудованию помещений и расстановке школьной мебели.
зам.директора по АХЧ
зам.директора по БЖ
Педколлектив.
6.
Составление инструкций по технике безопасности, инструктаж работников и учащихся.
зам.директора по АХЧ
зам.директора по БЖ
Педколлектив.
7.
Предупреждение детского травматизма.
Весь персонал школы
8.
Соблюдение требований пожарной безопасности.
зам.директора по АХЧ,
зам.директора по БЖ,
педагогический коллектив, персонал школы.
Взаимоотношения с семьей
1
Родительские собрания
Заместитель директора по УВР, БЖ, классные руководители
Таким образом, выбранные основные направления воспитательно-образовательной деятельности школы дают положительные результаты по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
Для реализации основных направлений деятельности школы по сохранению здоровья учащихся разработана система организации персонала школы по охране здоровья учащихся.
Система работы персонала по сохранению здоровья учащихся основывается на следующих аспектах:
Профилактика утомляемости учащихся.
Решение проблемы большой учебной нагрузки.
Просвещение и закаливание. Система работы персонала образовательного учреждения по сохранению здоровья учащихся
Обслуживающий персонал, работники столовой
Педагогические работники
медработник
психолог
социолог
Админитрация:
директор школы зам. директора по УВР, ВР, БЖ, АХЧ
Планирование, организация, руководство и контроль вопросов охраны здоровья. Обучение персонала методикам и технологиям здоровьесбережения. Развитие здоровьесберегающего потенциала личности учителя. Создание материальной базы, работа с кадрами.
Профилактика утомления, отслеживание учебной нагрузки, просветительская работа с учащимися и их родителями. Психологическая, медицинская помощь, обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, введение в учебный процесс динамических пауз, двигательной активности. Продумывание рациональной логики процесса обучения, дифференциация обучения. Внедрение здоровьесберегающих технологий. Предупреждение «групп риска» среди учащихся. Правильная расстановка ученической мебели и посадка учащихся.
Одним из важных направлений работы персонала школы является создание оптимальных санитарно – гигиенических условий обучения, соответствующих стандартам СанПиНа.
Школьники, а старшеклассники особенно, больше всего страдают от утомления, причинами которого является длительная и напряженная, подчас нудная и неинтересная работа, долгое сидение за партой. Гигиенически правильная организация учебного процесса направлена не на то, чтобы вовсе исключить появление утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм школьника от его отрицательного влияния, сделать отдых более эффективным.
Изменения в современном образовательном процессе способствуют интенсификации умственной деятельности учащихся, что приводит к увеличению нагрузки на центральную нервную систему, на зрительный, слуховой и другие анализаторы. С гигиенических позиций оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный эффект процесса обучения при сохранении оптимальной динамики работоспособности и функционирования детского организма.
Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем (центральная нервная система, зрительный и слуховой анализатор, опорно-двигательный аппарат). Их нормальное развитие может быть нарушено нерациональной организацией воспитательно - образовательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение, немаловажную роль в котором играет рационально составленное школьное расписание, способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья. Оно отодвигает наступление утомления и помогает предупредить быстрое падение работоспособности у учащихся к концу урока или учебного дня.
При составлении школьного расписания мною учитываются все нормы и требования, биоритмические спады и подъемы в учебной деятельности школьников. На основании проведенного среди школьников опроса разделены все предметы на четыре степени трудности. Наиболее трудными предметами учащиеся нашей школы считают математику, физику; уроками второй степени трудности — обществознание и иностранный язык; остальные предметы относятся к третьей и четвертой степеням Часы высокой работоспособности (второй—третий уроки) оптимально отведены занятиям по предметам первой степени трудности, требующим от учащихся большого умственного напряжения. Но зачастую практика показывает, что расписание не всегда составляется рационально.
Для профилактики утомления на уроке педагоги используют, смену видов деятельности. Виды деятельности в течение учебного дня должны быть разнообразными с целью сохранения работоспособности учащихся к концу каждого урока и занятий в целом на довольно высоком уровне. Урок - основная структурная единица школьного времени, и уровень его гигиенической рациональности непосредственно влияет на состояние детей. Исследования НИИ гигиены охраны здоровья детей и подростков позволили установить гигиенические критерии рациональной организации урока. Они представлены в публикуемой ниже таблице.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
Рационально
Нерационально
Количество видов учебной деятельности
4-7
1-2
Средняя продолжительность различных видов деятельности
Не более 10 минут
Более 15 минут
Количество видов преподавания
Не менее трех
Один
Чередование видов преподавания не позже чем
Через 10 минут
Не чередуются
Наличие эмоциональных разрядок (количество)
2-3
Нет
Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами в произвольной форме
20 и 35 минут урока
Отсутствуют
Наличие и продолжительность физкультминуток
1 минута, из трех легких упражнений с 3-4-мя повторами каждого
Отсутствуют
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Отрицательные эмоции
Важное значение для профилактики утомления учащихся играет проведение на уроке физкультминуток, дыхательной гимнастики, мероприятий по охране зрения. Хороший эффект дают минутки здоровья. Несколько физкультурных упражнений, выполненных на уроке, предупреждают резкое снижение работоспособности, повышают эффективность работы. После физкультпауз, которые проходят с музыкальным сопровождением, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы. Физкульпаузы в младших классах проходят на вторых, третьих уроках, в средних – на третьем уроке .
Анализируя урок, администрация обращает внимание на то, как решает учитель вопросы психогигиены: насколько гармонично психическое развитие детей, нет ли на уроке психотравмирующих ситуаций, как ведется профилактика чрезмерного умственного напряжения учащихся на уроке, насколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций. (приложение 2). Чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Если учитель не здоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, что может подорвать и здоровье учеников.
К переутомлению учащихся приводит не только неправильно составленное расписание, но и чрезмерная учебная нагрузка. Закономерность проста: чем выше она, тем чаще диагностируются среди учащихся отклонения в состоянии здоровья. Так, выяснилось, что у значительной части старшеклассников наблюдается учебная перегрузка, которая, главным образом, выражается в превышении (иногда значительном) физиолого-гигиенических норм на выполнение всех видов учебной работы (в том числе домашней).
Домашние задания учащимся даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия)— до 1 ч., во 2-м—до 1,5 ч., в 3—4-м — до 2 ч., в 5—6-м — до 2.5 ч., в 7— 8-м—до Зч., в 9—11-м—до 4 ч.
Наиболее эффективная, не влекущая чрезмерного утомления продолжительность подготовки домашних заданий для учащихся старших классов — четыре часа, ни в коем случае не больше. Именно из расчета такой продолжительности учителями планируется (с учетом сложности) объем заданий, строго согласовывая их по отдельным предметам, для ориентировки используя статистические параметры продолжительности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Трудно разрешается вопрос перегрузки учащихся. Чтобы решить этот вопрос, мы регулярно контролируем нормы домашнего задания. Но кардинальное решение этой проблемы зависит не от нас, так как многие предметы перегружены учебным материалом. Например , учебник биологии Захарова В.Б., Сонина В.И. «Многообразие живых организмов» для 7 класса и учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б. «Общие закономерности» для 9 класса содержат большой объем материала для дифференцированных занятий с учащимися разного уровня подготовки, но количества часов выделяемых учебным планом, недостаточно, и учитель вынужден заниматься дополнительно или увеличивать объем домашнего задания. И таких примеров можно привести достаточно много по разным предметам и классам. Администрация школы установила четкий конторль за дозировкой домашнего задания учащихся. Вопрос внутришкольного контроля- «Дозировка домашних заданий- один из факторов здоровья сберегающих технологий».
Правильно составленное расписание и верно организованные учебные занятия (включая самоподготовку) — это только половина успеха. Очень многое зависит от всего режима дня учащихся. Медицинский работник и классные руководители знакомят школьников и их родителей со значением правильно организованного режима дня в семье для укрепления здоровья, повышения работоспособности, а следовательно, и эффективности учебной деятельности. Правильная организация режима дня предусматривает: во-первых, наиболее эффективную продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и постоянной регулярности; во-вторых, достаточный по продолжительности и оптимальный по интенсивности физической нагрузки активный отдых на открытом воздухе; в - третьих, регулярное питание, сбалансированное по содержанию питательных ингредиентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, - достаточное по калорийности и разнообразное по используемым продуктам; в - четвертых, гигиенически полноценный ночной сон, а при отклонениях в состоянии здоровья - и дневной; в - пятых, повышение двигательной активности путем увеличения занятий физическими упражнениями: малые формы физического воспитания (гимнастика до уроков, физкультурные паузы, свободное проведение перемен), спортивный час, широкое привлечение школьников к занятиям в спортивных секциях во внеклассное и внешкольное время.
Учащиеся должны уметь: организовать свою учебную и внеурочную деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни; противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье; владеть элементарными приемами физической и психологической самозащиты в стрессовых ситуациях; оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим при несчастных случаях; правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Помимо этого, на классных часах и родительских собраниях наши учителя напоминают о важности выполнения гигиенических требований (достаточная освещенность рабочего стола, удобство рабочего места, температура воздуха и режим проветривания в комнате, где работает школьник, устранение шума в квартире и др)[4].
Весь персонал школы № 36 придает очень большое значение санитарно-гигиеническим условиям образовательной среды. Прежде всего, освещенности рабочих мест. Огромное влияние на сохранение здоровья школьников играет правильно организованное освещение учебных классов. Оно оказывает положительное влияние на человека, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, сохраняет высокую работоспособность, способствует сохранению здоровья человека, прежде всего зрения. Освещение на рабочем месте должно быть таким, чтобы не вызывать напряжения зрения. Утомляемость органов зрения зависит отряда причин - недостаточной или чрезмерной освещенности, неправильного направления потока света и других .
Для гигиенической оценки отделки и освещения учебных кабинетов нами в прошлом учебном годубыли проверены все кабинеты школы (аттестация рабочих мест). Целью проверки было определение состояние искусственного и естественного освещения классных комнат.
В ходе работы проводились следующие измерения: глубины, ширины, высоты кабинета. Так, например, в кабинете № 35 глубина = 6м, ширина = 9м, высота = 3м. S = 54м кв., V = 162м куб.
Кабинет рассчитан на 30 учащихся.
На 1 учащегося - 1.8м кв., при норме 1.75м.кв.
5.4м куб., при норме 4.4.м куб.
Оценивалась окраска и состояние стен, ориентация и состояние окон. Окна в кабинете направлены на север, что оптимально для кабинета географии согласно требованиям по гигиенической паспортизации ОУ. Стены белого цвета, выкрашены водоэмульсионной краской. На окнах жалюзи закрывает 40см. площади окна. Стекла чистые.
Оценивалось естественное освещение.
СК – Световой коэффициент – отношение остекленной поверхности окон к площади пола. В кабинете 3 окна, площадь каждого 3.3.м кв. Общая площадь остекления – примерно 10 м кв.
СК = 10 : 54, т.е. 1 : 5, что является нормой.
Угол отверстия измерен от самой удаленной от окон парты и образован линиями к верхнему краю окна и к верхней точке стоящего напротив дома и равен 7 градусам, при норме 5 градусов.
Определялось состояние искусственного освещения.
В кабинете 14 светильников, каждый по 200 Вт.
Общая мощность 2800 Вт.
СК – отношение мощности светильников к площади.
СК = 2800:54=52 Вт на метр квадратный,
что является нормой при 48 Вт на м.кв.
Делался вывод, что искусственное и естественное освещение кабинета географии по всем параметрам соответствует гигиеническим требованиям. Освещенность рабочих мест искусственным светом отслеживается в соответствии с действующими нормативами. Перегоревшие лампы немедленно заменяются новыми. Светильники очищаются не реже одного раза в три месяца.
Также персонал школы уделяет большое внимание воздушно-тепловому режиму, зная, что снижение функции щитовидной железы у учащихся, зависит от проветривания помещения. По сравнению с прошлым годом (15%), в этом году только 7% учителей оставляют без внимания вопрос проветривания кабинета как на перемене (сквозное), так и во время урока. В каждом учебном кабинете висит график проветривания.
Всему этому преподаватели, классные руководители, администрация школы совместно с медицинским работником уделяют повседневное внимание, руководствуясь действующими санитарными нормами и правилами.
Учащиеся, у которых диагностированы те или иные отклонения в состоянии здоровья, особенно хронические заболевания, обладают низкой работоспособностью и сопротивляемостью утомлению. К ним нужен особый подход. На основании ознакомления с результатами диспансеризации отдельные учащиеся нашей школы не только берутся на учет медицинскими работниками, но о них проявляют заботу классные руководители и каждый преподаватель. Сведения о состоянии здоровья каждого ученика заносятся в специальный «Листок здоровья», в классном журнале. Все рекомендации врачей-специалистов в отношении учащихся, нуждающихся в санации и укреплении здоровья, мы стараемся при содействии родителей реализовать. Строгое ограничение учебной и внешкольной нагрузки, организация систематических занятий в группах общей и физической подготовки, направление в лечебно-оздоровительное учреждение, обеспечение в нужных случаях рационального и лечебного питания (в меню столовой всегда есть натуральные соки, свежие салаты), осуществление классным руководителем совместно с медицинской сестрой и родителями строгого контроля за режимом дня школьника в семье, выполнение правил рассаживания — отведения соответствующего медицинским показаниям рабочего места в учебных кабинетах и лабораториях.
Особое значение для ослабленных подростков, да и не только для них, но и для всех обучающихся, имеет двигательная активность. Ее увеличение в период учебных занятий положительно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Школа должна обеспечить учащимся присущую их возрасту биологическую потребность организма в движении. В учебный план был введен третий урок физической культуры в 1-9 классах на основании Письма Министерства образования РФ от 12 августа №13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации». Решение о повсеместном введении третьего урока физической культуры в неделю вызвано весьма серьезными причинами, главная, из которых, ухудшение здоровья детей за время обучения в школе.
В нашей школе помимо уроков физкультуры используются различные формы физического воспитания: физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня, организация занятий в спортивных секциях, проведение спортивных соревнований, туристические походы. В начальной школе организованы динамические паузы. Количество детей, занимающихся спортом по школе – 95 учащихся - 21%; ДЮСШ- 94 -20%; 45% - от всего числа учащихся.
Для того, чтобы времяпровождение в школе, как для детей, так и для учителей было приятным и как можно меньше отрицательно сказывалось на их здоровье директором и персоналом школы создаются соответствующие комфортные условия. Так в нашей школе усилиями персонала и родителей ежегодно проводится ремонт.