Семинар- практикум «Использование современных педагогических технологий в учебно – воспитательной работе учреждения дополнительного образования»
Семинар- практикум «Использование современных педагогических технологий в учебно – воспитательной работе учреждения дополнительного образования»
Методическая разработка семинара- практикума по теме "Использование современных технологий в учебно - воспитателльной работе учреждения дополнительного образования"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар- практикум «Использование современных педагогических технологий в учебно – воспитательной работе учреждения дополнительного образования»»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества «Каскад»
Методическая разработка
семинара- практикума на тему:
«Использование современных педагогических
технологий в учебно – воспитательной работе учреждения дополнительного образования»
Разработчик
методист Коновалова А.В.
пос. Зауральский,
2018г.
Программа семинара – практикума
«Использование современных педагогических
технологий в учебно – воспитательной работе учреждения дополнительного образования»
Цель – рассмотрение существующей на сегодняшний день классификации современных педагогических технологий. Изучитm вопрос использования данных технологий в образовательном процессе.
Задачи:
1. дать информацию педагогам о характеристиках профессиональных компетенций, отраженных в профстандарте педагога ДО.
2. выявить уровень сформированности методологической компетенции у педагогов посредством тестирования.
3. познакомить педагогов с существующей на сегодняшний день классификацией современных педагогических технологий. Дать кратко основную характеристику педагогическим технологиям.
4. мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях новых технологий;
5. способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции.
Профессиональные компетенции, которыми должен обладать современный педагог.
Коновалова А.В. методист
2.
Тест на определение методологической компетентности педагогов.
Коновалова А.В. методист
3.
Профстандарт дополнительного образования о педтехнологиях.
Коновалова А.В. методист
4.
Выступления педагогов.
Информационно – коммуникативная технология
Морозова М.И. педагог ДО
Здоровьесберегающие технологии
Ситдикова А.Ф. педагог ДО
Технология проблемного обучения
Елизарьева И.В. педагог ДО
Игровые технологии
Петрова С.О. педагог ДО
Технология творческих мастерских
Харитонова Е.А. педагог ДО
5.
Обсуждение и подведение итогов работы на семинаре. Составление графика проведения открытых занятий. Опрос педагогов «Использование каких технологий вы могли бы продемонстрировать на своих занятиях?»
Все участники семинара
1 вопрос.
Профстандарт о профессиональных компетенциях педагога ДО.
Профессиональный стандарт - многофункциональныйнормативный документ, определяющий в рамках области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
Профстандарт требует от педагога владение определенным набором компетенций!
Компетенция рассматривается как «комплекс операций, действий, знаний, способностей, активности, самостоятельности и других свойств личности в принятии решений», представляющая собой «наивысший уровень владения способами развития профессиональной деятельности»
Компетентность – «это способность на практике реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере», это «составляющее качество личности или совокупность качеств, минимальный опыт деятельности в заданной сфере».
А.В. Хуторской выстраивает соотношение понятий следующим образом: «компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5, с. 13].
Таким образом, мы считаем, что компетенция – это своего рода набор требований, а компетентность – опыт осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции.
Методологическая компетентность определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления всех видов профессиональной деятельности: прогностической, проективной, предметно-методической, организаторской, педагогической импровизации, экспертной.Методологическую компетентностью следует рассматривать как комплекс умений в области: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации педагогических феноменов, профессиональных качеств интеллекта (аналогии, фантазии, гибкости и критичности мышления )
Под психолого-педагогической компетентностью понимают максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющую достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.
Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Исследовательская компетенция педагога – это характеристика личности педагога, означающая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями-целями современного образования, миссией образовательного учреждения, желаемого образовательного результата. В отечественной системе образования принят перечень ключевых компонентов исследовательской компетенции, исходя из модели деятельности А. Леонтьева, выделяют четыре группы: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, операционный.
Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога включает три основных аспекта — наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности учителя:
1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);
2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).
Акмеологическая компетентность личности педагога – это интегративная характеристика личности, которая обладает комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеет высокий уровень теоретической и научно-практической подготовленности к творческой педагогической деятельности, способна эффективно взаимодействовать с воспитанниками в педагогическом процессе на основе использования современных технологий и использует данные характеристики для достижения наивысших результатов в своей профессиональной деятельности. Акмеологическая компетенция педагога рассматривается как уровень владения (управления и использования) стратегиями и технологиями личностно-профессионального роста, обеспечивающий наиболее полную самореализацию личности в жизнедеятельности. Критериями акмеологической компетенции педагога явились: самоценность и гуманизм, проницательность и стратегичность, гибкость и продуктивность мышления, технологичность и творчество, активность и ответственность, коммуникативность и открытость.
2. вопрос
Тест на определение методологической компетентности педагогов.
Выберете правильный вариант ответа
1. Что означает с латинского слово «стандарт»?
А - Основа, первоначало.
Б - *Образец, норма, мерило.
Путь, способ.
Оболочка, содержание.
2. Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству? А - *Совершенное владение педагогической техникой. Б - Совершенное знание своего предмета. В - Совершенное владение педагогическими методами.
3. Найдите правильное определение понятию «педагогическая технологи» А - Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. Б - Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности. В - Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения. Г - *Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
4. Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.
Б - Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
В - Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
5. Какая из перечисленных компетентностей определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления всех видов профессиональной деятельности: прогностической, проективной, предметно-методической, организаторской, педагогической импровизации, экспертной.
А- Психолого-педагогическая компетентность
Б - *Методологическая компетентность
В - Коммуникативная компетентность
Г - Исследовательская компетенция
Д- Информационно-коммуникационная компетентность
Е - Акмеологическая компетентность
6. Какая из перечисленных компетенций рассматривается как уровень владения (управления и использования) стратегиями и технологиями личностно-профессионального роста, обеспечивающий наиболее полную самореализацию личности в жизнедеятельности.
А- Психолого-педагогическая компетентность
Б - Методологическая компетентность
В - Коммуникативная компетентность
Г - Исследовательская компетенция
Д- Информационно-коммуникационная компетентность
Е - *Акмеологическая компетентность
Педагоги отвечают на вопросы теста.
Далее происходит обсуждение ответов.
3 вопрос. Профстандарт дополнительного образования о педагогических технологиях.
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дополнительного образования согласно профессиональному стандарту является владение педагогом современными образовательными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
Необходимые умения
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
- избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы
- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы
Особенность современного подхода в образовании подрастающего поколения ставит перед педагогами главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок. Мы должны учиться существовать и результативно работать в этих условиях. Перед нами, возникает проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процессразвития личности ребенка.
Уход от традиционного занятия через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Групповые технологии.
Технология развивающего обучения
Кейс – технология
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Технология интегрированного обучения
Модульная технология
Педагогика сотрудничества.
Технология мастерских
Технологии уровневой дифференциации
Выступления педагогов.
Информационно – коммуникативная технология
Морозова М.И. педагог ДО
Здоровьесберегающие технологии
Ситдикова А.Ф. педагог ДО
Технология проблемного обучения
Елизарьева И.В. педагог ДО
Игровые технологии
Петрова С.О. педагог ДО
Технология творческих мастерских
Харитонова Е.А. педагог ДО
Памятка педагогам
Основные профессиональные компетентности педагога.
Методологическую компетентностью следует рассматривать как комплекс умений в области: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации педагогических феноменов, профессиональных качеств интеллекта (аналогии, фантазии, гибкости и критичности мышления).
Психолого-педагогическая компетентность - максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющую достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Акмеологическая компетенция педагога рассматривается как уровень владения (управления и использования) стратегиями и технологиями личностно-профессионального роста, обеспечивающий наиболее полную самореализацию личности в жизнедеятельности. Исследовательская компетенция педагога – это характеристика личности педагога, означающая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями - целями современного образования, миссией образовательного учреждения, желаемого образовательного результата.
Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога включает три основных аспекта — наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач; образования, миссией образовательного учреждения, желаемого образовательного результата.
Семинар-практикум
Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на
таком семинаре педагоги знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени под руководством методиста.
В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.
Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.
Классификация педагогических игр
По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
По области применения:
—физические -
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
По (характеристике) характеру педагогического процесса: