Роль родительского собрания во взаимодействии образовательного учреждения с семьей
Роль родительского собрания во взаимодействии образовательного учреждения с семьей
Статья: " Роль родительского собрания во взаимодействии образовательного учреждения с семьей". Главное предназначение родительского собрания – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль родительского собрания во взаимодействии образовательного учреждения с семьей »
О.А.Кецко,
заместитель директора по УР
ГУО «Средняя школа 14 г.Новополоцка»
Роль родительского собрания
во взаимодействии образовательного учреждения с семьей
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать детям
большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Согласитесь, что, произнося словосочетание «родительское собрание», многим из нас представляется одинаковая картина: класс, за детскими партами - взрослые, среди них несколько представителей мужского пола. Учитель по очереди говорит о достоинствах и недостатках своих учеников. Во время перечисления оных у одних родителей расправляются плечи, разливается по телу тепло (надо же, на контрольной успел два варианта сделать), у других же в то же самое время вызревают планы мести собственным детям (никогда в жизни не было так стыдно, поиграешь ты теперь на компьютере, как же).
После этого родителям предлагают поиграть в демократию: обсудить, как лучше провести огонек, экскурсию, или оформить класс. Следуют предложения, причем не только теоретические, но и практические. Кто-то берется помыть окна, кто-то оформить стенд… Многим вообще не понятно, зачем они пришли – какие из них воспитатели? Заканчивается традиционным сбором денег «на нужды класса».
И так в девяноста процентах случаев. Конечно, могут быть отступления. Учитель может рассказать о том, как надо и как не надо воспитывать детей. Звучат наставления «вы должны убедить ребенка», «заинтересуйте его учебой», «вырабатывайте чувство ответственности» и тому подобное. Главное, что никому, даже учителю, не понятно как это сделать, но он упрямо твердит «добивайтесь своего», «будьте требовательны», «воспитывайте».
Но родительское собрание является одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа или начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Для более эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо тесное сотрудничество учителя с родителями учащихся. Об этом мечтает любой классный руководитель. Но многолетний опыт работы показывает, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Если начинаем привлекать родителей к помощи в кабинете, то в лучшем случае предлагают материальную помощь. Хотя не скажешь, что родители не занимаются воспитанием детей, некоторые не могут придти в школу из-за нехватки времени, другие считают, что уделяют своему ребенку достаточно времени дома, не отдавая должное школе, третьи – чтобы не слышать плохое о ребенке. Но какая бы не была причина нам необходимо работать с родителями вместе.
Тогда, когда воспитание молодежи – очень актуальная тема: и воспитание не только в школе, но и в семье.
Ведь воспитательный процесс – это сама жизнь. Поэтому если родителей более плотно привлекать к проведению воспитательных мероприятий, то это послужит организованным и продуманным педагогическим просвещением родителей, что способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.
Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического всеобуча родителей. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт школы. Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и экономит время.
В педагогической литературе можно найти много разных советов по проведению бесед и родительских собраний. Можно предложить следующие рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний:
Перечень действий педагога по подготовке классного собрания:
выбор темы;
определение его цели и задач;
изучение научно-методической литературы;
проведение диагностических методик;
определение вида, формы, этапов родительского собрания;
приглашение родителей и его участников;
составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;
оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Советы психолога
Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
Проводить собрания не более 1-2 часов.
Самый приятный звук для человека – его имя. Хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
Перед началом собрания объявить вопросы, которые будут обсуждаться на собрании.
Начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Предупредить родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарить всех, кто нашел время придти (особенно отцов)
Секреты успешного проведения родительского собрания
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.
Если технические возможности школы позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.
Семь правил успешного проведения родительского собрания:
Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте!
Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
Как пригласить родителей на собрание?
Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей.
Звонок по телефону.
Использование дружеских связей родителей.
Индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания.
Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте.
Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению.
Стихотворная открыточка.
Приглашение с помощью родительского комитета.
Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
Использование цитат, эпиграфов; оформление доски.
Поприветствовать и поблагодарить родителей.
Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка).
Знакомство родителей с проблемой и регламентом.
По-особому (необычно) рассадить родителей.
Выставка творческих работ учащихся.
Реклама педагогической литературы.
Видеоролик о жизни класса или выступление детей.
Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей.
Отметить работу родительского комитета.
Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания.
Выразить радость от общения с родителями и их детьми.
Какие нетрадиционные формы проведения собрания вы можете предложить?
Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику).
Собрание-диспут.
Деловая игра.
Родительские конференции по обмену опытом воспитания.
Конференция отцов.
Итоговые совместные собрания детей и родителей.
Собрания-чаепития «За круглым столом».
Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля.
Домашние посиделки.
Презентация семейного воспитания.
Пикник.
Как должен продумать свое выступление классный руководитель, чтобы каждый родитель услышал о своем ребенке что-то хорошее? Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс?
С хорошего начать и хорошим закончить.
Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей.
О плохом сказать в общем, не называя фамилий.
В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех.
О хорошем при всех, о недостатках – индивидуально.
Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.
Награждение родителей грамотами.
Создание психологического портрета ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям.
Представление детей по номинациям.
Анализ дел (отметить каждого).
Можно проводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: “Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей”.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентированые на построение разумного образа жизни.