Программа "Мониторинг качества образования в школе"
Программа "Мониторинг качества образования в школе"
Программа мониторинговых исследований образовательного процесса МБОУ «Точилинская сош» на 2012 – 2015 годы (далее - Программа) – основополагающий документ, устанавливающий приоритетные направления исследования деятельности организации. Программа основывается на Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг., Законе РФ «Об образовании», Положении о региональном мониторинге качества образования в образовательных учреждениях общего образования Алтайского края, в соответствии с Положением о муниципальном мониторинге качества образования в образовательных учреждениях Смоленского района.
Цели, задачи, предмет, методы и сроки Программы определены на основе анализа программы долгосрочного развития школы, системы внутришкольного контроля, текущего состояния системы образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6.Основные направления реализации Программы…………………………..9-10
7.Этапы реализации программы……………………………………………..10-11
8.Перспективный план реализации программы «Мониторинг качества…… образования»……………………………………………………………………..
9. Карта мониторинга…………………………………………………………….
1.ВВЕДЕНИЕ.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников. В компетенции образовательного учреждения находится обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
В связи с этим администрация школы ставится перед собой цель: создание системы получения объективной информации об образовательных результатах в соответствии с ФГОС (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения.
Программа мониторинговых исследований образовательного процесса МБОУ «Точилинская сош» на 2012 – 2015 годы (далее - Программа) – основополагающий документ, устанавливающий приоритетные направления исследования деятельности организации. Программа основывается на Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг., Законе РФ «Об образовании», Положении о региональном мониторинге качества образования в образовательных учреждениях общего образования Алтайского края, в соответствии с Положением о муниципальном мониторинге качества образования в образовательных учреждениях Смоленского района.
Цели, задачи, предмет, методы и сроки Программы определены на основе анализа программы долгосрочного развития школы, системы внутришкольного контроля, текущего состояния системы образования.
Основополагающий подход – создание системы мониторинга, отвечающей специфике образовательного учреждения (особенностям контингента обучающихся и их семей), накопленным опытом в ходе участия школы в эксперименте по апробации структуры и содержания общего образования, профильного обучения, информатизации школьного образования и профилактической работой по программам психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.
2. Паспорт Программы
Наименование программы
Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”
Основания для разработки программы
1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе.
Разработчик программы
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Точилинская сош», творческая группа учителей.
Основные исполнители программы
Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Точилинская средняя общеобразовательная школа”, педагогический коллектив
Конечная цель
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам.
Задачи
1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе.
2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях.
3. Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.
5. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
6. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.
7. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”.
Перечень основных направлений программы
1. Создание условий для повышения качества образования в школе.
2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении.
3. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования.
4. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.
Ожидаемые результаты
1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам.
2. Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом.
3. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований
3. Анализ исходного состояния проблемы
Основания для разработки программы
В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы.
Противоречие
Между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно отслеживать качество образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.
Проблемы
1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.
2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей.
3.Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в образовательном учреждении.
4. Аналитическое обоснование программы
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса.
Однако по-прежнему актуальной остается проблема построения системного мониторинга качества образования в ОУ, определяемого совокупностью показателей:
- качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- качеством организационной культуры образовательного процесса;
- качеством исследовательской деятельности;
- качеством управления развитием человеческого потенциала;
- качеством результатов образовательной деятельности.
Проблемно-ориентированный анализ позволил установить, что для определения качества образования в ОУ необходимы:
во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Разработанная программа «Мониторинг качества образования МБОУ «Точилинская сош» направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Составляющие качества образовательного процесса
Качество основных
условий
Качество реализации образовательного процесса
Качество результатов
Управление
Кадровое обеспечение
Научно-методическая работа
Финансово-хозяйственное обеспечение
Психологический климат
Содержание образования
Преподавание (оценка и самооценка)
Педагогические и информационные технологии
Профессиональный рост
Обученность
Сформированность ЗУН
Сохранение физического и психического здоровья
Успешность в социуме
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и среднего (полного) общего образования.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты следующие оценочные показатели:
уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
уровень воспитанности учащихся;
уровень участия в конкурсах учащихся;
поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения;
состояние здоровья и психического развития учащихся;
динамика правонарушений учащихся.
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:
организация и развитие образовательного процесса;
управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
уровень выполнения государственных программ;
профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
участие учителей в профессиональных конкурсах;
уровень информатизации обучения и управления;
показатели владения учителями инновационными технологиями;
состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:
· личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;
· гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
5. Цели и задачи программы
Конечная цель программы: создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональным заказам.
Цели программы:
создание качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам: достижение обучающимися ОУ качества образования, удовлетворяющего социальным запросам;
создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований.
6. Основные направления реализации комплексно-целевой программы.
Разработка модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения:
общеобразовательному;
воспитательному;
методическому.
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.
Оценка эффективности программы.
Задачи программы:
проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
осуществить сбор способов получения информации о качестве образования в ОУ;
подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в ОУ;
разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;
создать информационный банк по теме «Мониторинг качества образования в МБОУ «Точилинская СОШ ».
Объекты мониторинга.
Объектами мониторинга выступают:
индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
участие педагогов в работе экспериментальных площадок;
качество организации образовательного процесса;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
инновационная деятельность;
комфортность обучения;
адаптация учащихся 1,5, классов;
доступность образования;
система дополнительных образовательных услуг;
организация питания;
состояние здоровья обучающихся;
воспитательная работа;
финансовое обеспечение;
открытость деятельности.
Организация и контроль выполнения Программы
Координируя и контролируя выполнение Программы, администрация школы:
- анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на педагогический совет по его корректировке;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
- осуществляет контроль выполнения программы в соответствии с планом внутришкольного контроля.
Материально-техническая база
Для развития материально-технической базы предполагается:
- обновление учебно-материальной базы (учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и технологической базы);
- оснащение оборудованием и компьютерной техникой учебных кабинетов и библиотеки.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетных средств.
7. Этапы реализации программы
1. Аналитическо-проектный(2012 г.)
Основные виды деятельности:
- анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе;
- изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме;
- мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований;
- разработка модели мониторинга качества образования:
определение направлений мониторинговых исследований;
определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;
осуществление сбора способов получения информации о качестве образования;
разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)
Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования.
II. Основной (2012-2014гг.)
Основные виды деятельности:
разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения;
реализация программы «Мониторинг качества образования в ОУ»;
корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы;
определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования;
оценка эффективности осуществления программы.
III. Обобщающий (2014 - 2015 гг.)
Основные виды деятельности:
обработка, анализ, систематизация информации;
сопоставление полученных результатов поставленным целям;
анализ затрат времени, усилий, средств;
подготовка аналитических материалов;
создание информационного банка по теме «Мониторинг качества образования»;
принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования;
доработка и коррекция модели мониторинга качества образования в ОУ.
Ожидаемые результаты
создание ценностно-мотивационного поля для реализации идеи мониторинга качества образования;
отработка технологии мониторинга качества образования на уровне ОУ;
внедрение основных блоков информационного обеспечения мониторинга качества образования;
отработка процедуры получения диагностической информации о результатах обученности, состояния здоровья учащихся, профессионализма педагогических и руководящих кадров;
получение сведений о состоянии качества основных видов деятельности и результатов работы как в целом по школе, так и по отдельным методическим объединениям;
осуществление анализа результатов самообследования ОУ по качеству образования;
создание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества образования;
рост личностных достижений педагогических работников и обучаемых.
повышение качества знаний обучающихся и среднего балла по результатам реализации образовательных программ:
Способы и каналы получения информации:
анализ статистических данных;
анкетирование; тестирование,
экспертное оценивание;
анализ документов;
диагностические методики и процедуры.
8. Перспективный план реализации программы
«Мониторинг качества образования»
Этапы реализации
Содержание деятельности
Сроки
Ответственный
Аналити-ческо-проектный
Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе
02.05- 31.07 2012
Администрация ОУ
Изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме
02.05- 31.07 2012
Администрация ОУ
Мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований (совещание педагогического коллектива)
22.05.2012
Администрация ОУ
Разработка модели мониторинга качества образования:
-осуществление сбора способов получения информации о качестве образования;
-разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)
31.07-10.08.2012
Администрация ОУ
Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования
31.07-10.08.2012
Администрация ОУ
Разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения
31.07-30.08.2012
Администрация ОУ
Основной
Реализация программы «Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»
01.09.2012 – 29.08.2014
Администрация ОУ, педагогический коллектив
Создание информационного банка «Мониторинг качества образования»
01.09.2012 – 29.08.2014
Администрация ОУ, педагогический коллектив
Проведение педагогического совета
«Качество образования: запросы, оценки, пути достижения»
04.12.2012
Администрация ОУ, педагогический коллектив
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы
01.09.2012 – 30.05.2013,
02.09.2013 – 30.05.2014
Администрация ОУ
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования
01.09.2012 – 30.05.2013,
02.09.2013 – 30.05.2014
Администрация ОУ
оценка эффективности осуществления программы
27-31.05.2013, 26-30.05.2014
Администрация ОУ
Принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования
03.06-30.07.2013, 02.06-31.07.2014
Администрация ОУ
Обобщающий
Обработка, анализ, систематизация информации, подготовка аналитических материалов, сопоставление полученных результатов поставленным целям
01.09.2014 – 30.05.2015
Администрация ОУ, педагогический коллектив
Создание информационного банка «Мониторинг качества образования»
01.09.2014 – 30.05.2015
Администрация ОУ, педагогический коллектив
Принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования
01.09.2014 – 30.05.2015
Администрация ОУ
Доработка и коррекция модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении
01.06-03.08.2015
Администрация ОУ
9. Карта мониторинга.
В программу внутришкольного мониторинга включены вариативные содержательные блоки, обусловленные субъектами, объектами образовательного процесса и их взаимодействием:
1.Социальный мониторинг:
1.1. Сведения о родителях обучающихся.
1.2. Сведения об обучающихся.
1.3. Сведения о педагогах.
1.4. Сведения о профессиональном самоопределении выпускников.
1.5. Исследования удовлетворенности образовательным процессом.
2.Мониторинг качества образования:
Данные даются в динамике за 3-5 лет.
Мониторинг достижений учеников в процессе усвоения ими содержания образования (включая проявление творческих способностей).
Карты учета продвижения учащихся (мониторинг на уровне учителя, научно-методического объединений учителей):
А) в изучении отдельных предметов;
Б) в области ресурсосбережения.
Охват учащихся творческой деятельностью, число занятий, проведенных с учащимися в текущем учебном году в системе внеклассной работы.
Число учителей, использующих в образовательном процессе авторские программы, методики, технологии, курсы.
Внедрение в школе инновационных идей, проводимые эксперименты.
Материально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса, внеклассной и внешкольной работы (библиотека, ТСО, оснащенность учебным оборудованием кабинетов: химии, биологии, физики, спортзалов, информатики).
.Использование в школе новых технологий, учебных приборов и оборудования.
Рациональность учебной нагрузки педагогов, уровень учебной нагрузки учащихся в неделю, возможные причины превышения допустимой нагрузки, работа школы по предотвращению этого.
Исследование развития кадровых ресурсов:
уровня мотивации учителей и учащихся к развитию и саморазвитию;
уровня профессиональной компетенции педагогов;
степени совпадения необходимого и фактического охвата педагога различными формами повышения квалификации учителей;
степени удовлетворенности педагогов своей работой и учащихся свое учебой, организацией их труда;
2.10. Текучесть кадров.
3. Мониторинг результатов учебных периодов по классам и параллелям:
3.1. Итоги успеваемости 2-11-х классов за четверть (полугодие).
3.2. Данные об обучающихся, закончивших учебный период с одной оценкой «3».
3.3. Сведения о состоянии успеваемости учащихся 5-11-х классов по итогам учебного периода (год).
3.4. Анализ результатов выполнения учащимися диагностических контрольных работ разного уровня.
3.5. Динамика статистических данных по 1-4-м, 5-9-м и 10-11-м классам.
3.6. Графики качества образования (предметно-информационная составляющая)1-11-х классов.
3.7. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов.
3.8. Анализ посещаемости уроков учениками (в том числе по болезни и другим причинам).
3.9. Неуспевающие / группа риска.
3.10. Анализ достижений учащихся во внеурочной деятельности.
4. Результаты участия школьников в муниципальных, региональных олимпиадах, конференциях, конкурсах, турнирах различного вида.
5. Данные о поступлении выпускников школы в вузы.
6. Психологический мониторинг фиксирует развитие интеллекта учащихся и факторы личностного характера (психологический портрет каждого ученика).
7. Мониторинг физического развития и состояния здоровья обучающихся.
Мониторинг социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности педагогов.
8.1. Карта творческой активности педагогов.
8.1.1. Число работающих в школе творческих групп учителей.
8.1.2. Число учителей, использующих в образовательном процессе авторские программы, методики, технологии, курсы.
8.1.3. Освоение в школе программ повышенного уровня.
Число проведенных в истекшем учебном году (планируемых в текущем) методических семинаров в масштабе школы, муниципалитета, региона.
8.1.6. Число подготовленных представителями школы публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта лучших учителей.
8.2. Мониторинг эффективности деятельности учителя по различным
направлениям:
8.2.1. Участие в профессиональных конкурсах.
8.2.2. Публикации в научных, периодических изданиях, подготовленные представителями школы.
Учителя, имеющие победителей олимпиад разного уровня по своему предмету.
Разработка инструментария для проведения мониторинга,
сбора и обработки информации
Тест — бумажный или электронный вариант разрабатывают или выбирают из программы «школьный мониторинг» учителя-предметники совместно с заместителем директора по УВР . Тест должен содержать не менее 15 и не более 20 вопросов. Выполнение всех заданий должно быть рассчитано на 40 минут. Тест должен содержать следующие наименования:
Название предмета
Класс
Вариант № (желательно – не менее 3х вариантов)
Вид (тематический, рубежный, итоговый)
Примерные сроки проведения
Спецификация теста — составляют учителя-предметники
Пример:
Русский язык, 8 класс, рубежный контроль, февраль:
№ вопроса
Проверяемое содержание
1
Пунктуация в предложении с причастными и деепричастными оборотами
2
……….
3
……….
Бланк правильных ответов (ключ для проверки) — составляют учителя-предметники
№ задания
1
2
3
…
Правильный ответ
1
1
4
…
Критерии оценки — составляют учителя-предметники
Критерии оценки всегда едины, что для ученика слабого, что для ученика сильного. Формирование критериев оценки результатов тестирования осуществляется только с учетом объема безошибочно выполненной работы. Измерение объема выполненной работы достигается с помощью оценивания в баллах каждого задания и теста в целом. Полученные результаты сводятся в оценочную таблицу теста:
Оценочная таблица теста
№ задания
Количество баллов за правильный ответ
Таблица системы оценок
Количество набранных баллов
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Анализ результатов теста — составляют учителя-предметники совместно с зам. директора по УВР
Класс: Предмет: Дата тестирования:
№
п/п
№ задания
Фамилия Имя
1
2
3
4
5
6
16
17
18
19
20
Общее кол-во баллов
Оцен
ка
1
2
3
9
….
................
Общее кол-во правильных ответов*
% выполнения задания
*Правильно выполненное задание отмечается знаком «1», неправильно выполненное задание отмечается знаком «0». Сумма «1» является общим количеством правильных ответов на вопрос.
При совмещении данной таблицы и спецификации теста, получается полная картина пробелов в знаниях, умениях учащихся по проверяемым учебным элементам и намечаются пути оперативной коррекции недостатков в знаниях учащихся. Таким образом, определяется не только состояние, но и динамика усвоения учащимися программного материала.
Отчет и планируемая работа на последующий период — составляют учителя-предметники совместно с зам.директора по УВР
Дата проведения тестирования
Предмет
Кол-во уч-ся, выполнявших работу
«5»
«4»
«3»
«2»
% успеваемости
% качества
Темы курса (учебные элементы тем), по которым выявлены пробелы в знаниях учащихся (% выполнения задания составляет менее 50)
Пути коррекции недостатков в знаниях учащихся
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План проведения мониторинга качества знаний
по отдельным предметам в ________ 20________г.
Предмет
Класс
Русский язык
(подготовка к ЕГЭ)
Алгебра
(профиль)
Английский язык (профиль)
……….
11
+
+
+
+
10
+
+
+
+
9
+
+
+
+
8
+
+
+
+
7
+
+
+
+
6
+
+
+
+
5
+
+
+
+
……….
До (дата) всем учителям-предметникам сдать в кабинет (№) (кому) материалы для проведения тестирования в электронном (или бумажном) варианте
На период проведения мониторинга (сроки) устанавливается отдельное расписание работы.
Отчет о проведении тестирования учителя-предметники сдают в кабинет (№) (КОМУ)
Отчеты учителей прилагаются
Обобщение работы прилагается
Отдельно прилагаются:
1. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ
2. МОНИТОРИНГ ГИА
Для проведения анализа работы школы и планирования ВШК на следующий учебный год проводится сбор и обработка информации:
Итоги экзаменов в 20…-20… учебном году
Ф.И.О. учителя
Предмет
Класс
Кол-во
учащихся
Коли-во учащихся сдававших экзамен
% успе
ваемости
%
Качества
…………..
Итоги экзаменов за 3 года (11 класс)
Предмет
2011– 12 учебный год
2012 – 13 учебный год
2013 – 14 учебный год
Качество знаний
Обученность
Качество знаний
Обученность
Качество знаний
Обученность
Русский язык
Литература
Алгебра
Физика
……………
Итоги экзаменов за 3 года (9 класс)
Предмет
2011– 12 учебный год
2012 – 13 учебный год
2013 – 14 учебный год
Качество знаний
Обученность
Качество знаний
Обученность
Качество знаний
Обученность
Русский язык
Литература
Алгебра
Физика
…………..
МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
по итогам контроля разного вида (входящий, промежуточный, тематический и т.д.), по итогам четверти, полугодий, года
Динамика успеваемости за 3 года
Класс
2012– 13 учебный год
2013– 14 учебный год
2014 – 15 учебный год
Кач-во
Успев.
Кач-во
Успев.
Кач-во
Успев.
2
3
4
Всего 2 - 4
5
6
…….
Всего 5 - 9
……..
Всего по школе
Динамика успеваемости по предметам за 3 года
Ф.И.О. учителя
Предмет
Класс
2012– 13 уч. год
2013– 14 уч. год
2014– 15 уч.год
% кач
% усп
% кач
% усп
% кач
% усп
Русский язык. литература
5
….
…
10
11
Русский язык, литература
5
….
…
10
11
Алгебра
Английский яз…..
….
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В ОКРУЖНЫХ, муниципальных (региональных) ТУРАХ ПРЕДМЕТНЫХ (и других) ОЛИМПИАД
Итоги предметных олимпиад.
Этапы
Предмет
Кол-во
участников
Победители
Ф.И.
Класс
Учитель
муниципалитет
край
всероссийская
Динамика участия детей в предметных олимпиадах за 3 года
Предметы
Учебные
годы
Кол-во
участников
Количество победителей
муниципалитет
регион
Всероссийская
Русский язык
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Литература
2011-2012
2012-2013
2013-2014
......
…….
Итоги интеллектуальных, творческих и др. нетрадиционных конкурсов.
этапы
Название конкурса
Кол-во
участников
Класс
Ф.И. финалиста
победителя
Ф.И.О.
Учителя
Район
край
Россия
МОНИТОРИНГ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Участие педагогов в конкурсах, проектах.
Уровень
Название конкурса, проекта
Ф.И.О.участника
Место
Школа
Район
край
Россия
Участие педагогов в мероприятиях (семинары, конференции, пед.чтения).
Уровень
Ф.И.О. участника
Название мероприятие
Форма участия
…….
…..
Разработка методических материалов.
Ф.И.О. учителя
Название методического продукта
Цель
Сроки
……..
……
Публикации педагогов, членов МО, отражающие опыт работы школы.
Ф.И.О. автора
Название публикации
Издательство
Год
……
…..
Фактический аналитический материал публикуется на сайте школыв разделе «ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЁТ»
«Состояние материально-технической базы»
Критерий
Показатель
Инструментарий,
методика
Периодич-ность
Ответствен-ный
Материально-техническое оснащение
Обеспечение температурного режима в ОУ в соответствии с СанПин
Отчет
1 раз в
четверть
директор
Наличие работающих систем водоснабжения, обеспечивающих необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПин
Отчет
1 раз в
четверть
директор
Наличие работающей системы канализации, а также оборудованных в соответствии с СанПин туалетов
Отчет
1 раз в год
Зам. директора по АХР
Наличие оборудованных аварийных выходов, необходимого количества средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие пищеблока, оборудованного в соответствии с СанПин
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие действующей пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие действующей охраны (кнопки экстренного вызова)
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие медицинского кабинета в соответствии с требованиями СанПин
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие пригодных для проведения уроков физической культуры спортивных залов
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие спортивной площадки
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие компьютерных классов
Отчет
1 раз в год
директор
Наличие скоростного выхода в интернет
Отчет
1 раз в год
директор
Доля рабочих мест педагогов, оснащенных компьютерами
Количество рабочих мест, оснащенных компьютерами / общее количество рабочих мест педагогов х 100%
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля обучающихся на один компьютер, предназначенный для использования в учебной деятельности
Общее кол-во учащихся / общее кол-во компьютеров для использования в учебной деятельности х 100 %
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Наличие локальной сети
Отчет
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Учебно-методическое обеспечение кабинетов
. Наличие специализированного кабинета физики (наличие лаборатории, лабораторных комплектов, демонстрационных материалов)
Отчет
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Наличие специализированного кабинета химии (наличие лаборатории, лабораторных комплектов, демонстрационных материалов)
Отчет
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Наличие специализированного кабинета биологии (наличие лаборатории, лабораторных комплектов, демонстрационных материалов)
Отчет
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Методическое обеспечение
Наличие электронной библиотеки
Отчет
1 раз в год
Зав. школьной библиотекой
Наличие учебников, в том числе в электронном виде
Отчет
1 раз в год
Зав. школьной библиотекой
Наличие программ, учебно-методических пособий
Отчет
1 раз в год
Зав. школьной библиотекой
Сравнительная характеристика результатов
Мониторинга «Состояние материально-технической базы образовательного учреждения»
Критерий
Показатель
Индикатор
Учебный год
2012/13
2013/14
2014/15
Материально-техническое оснащение
Обеспечение температурного режима в ОУ в соответствии с СанПин
Да/Нет
Наличие работающих систем водоснабжения, обеспечивающих необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПин
Да/Нет
Наличие работающей системы канализации, а также оборудованных в соответствии с СанПин туалетов
Да/Нет
Наличие оборудованных аварийных выходов, необходимого количества средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности
Да/Нет
Наличие пищеблока, оборудованного в соответствии с СанПин
Да/Нет
Наличие действующей пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре
Да/Нет
Наличие действующей охраны (кнопки экстренного вызова)
Да/Нет
Наличие медицинского кабинета в соответствии с требованиями СанПин
Да/Нет
Наличие пригодных для проведения уроков физической культуры спортивных залов
Да/Нет
Наличие спортивной площадки
Да/Нет
Наличие компьютерных классов
Да/Нет
Наличие скоростного выхода в интернет
Да/Нет
Доля рабочих мест педагогов, оснащенных компьютерами
Процент
Доля обучающихся на один компьютер, предназначенный для использования в учебной деятельности
Процент
Наличие локальной сети
Да/Нет
Учебно-методическое обеспечение кабинетов
. Наличие специализированного кабинета физики (наличие лаборатории, лабораторных комплектов, демонстрационных материалов)
Да/Нет
Наличие специализированного кабинета химии (наличие лаборатории, лабораторных комплектов, демонстрационных материалов)
Да/Нет
Наличие специализированного кабинета биологии (наличие лаборатории, лабораторных комплектов, демонстрационных материалов)
Соответствие образования преподавателя профилю преподаваемого предмета
Доля педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемых предметов
Количество педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемых предметов/количество учителей, работающих по профильным предметам х100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Средний возраст педагогов
Общая сумма возраста педагогов/количество учителей
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля педагогов, имеющих высшее образование по профилю преподаваемого предмета
Количество педагогов, имеющих высшее образование по профилю преподаваемого предмета/количество учителей, работающих по профильным предметам х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Повышение профессионального уровня педагогами школы и прохождение сертификации
Прохождение курсов повышения квалификации
Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации/общее количество учителей х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Прохождение сертификации
Количество педагогов
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Участие педагогов в проведении областных и муниципальных семинаров
Количество участников.
Анализ руководителей М/О
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля преподавателей, имеющих высшую квалификационную категории
Количество преподавателей, имеющих высшую квалификационную категорию/ общее количество учителей х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля преподавателей, имеющих первую квалификационную категории
Количество преподавателей, имеющих первую квалификационную категорию/ общее количество учителей х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Результативность деятельности педагога
Количество учителей, подготовивших победителей и призёров международных, всероссийских, региональных олимпиад и других конкурсных мероприятий.
Количество.
Анализ руководителей М/О
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Количество учителей, принявших участие в конференциях, выставках, публикациях регионального, всероссийского и международного уровней
Количество.
Анализ руководителей М/О
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Обученность учащихся по предметам
Абсолютная и качественная успеваемость по предмету
Абсолютная успеваемость = количество успевающих / общее количество обучающихся х 100 (процент)
Качественная успеваемость = количество успевающих на «5» и «4»/ на общее количество обучающихся х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Самообразование педагогов
Участие в работе М/О
Количество
Анализ руководителей М/О
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Участие педагогов в практикумах
Количество.
Анализ руководителей М/О
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля преподавателей, обученных ИКТ
Количество учителей, обученных ИКТ / общее количество педагогов х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Индивидуальные достижения педагогов
Доля преподавателей, имеющих звания, наград, ученую степень
Количество
Анализ зам. директора по УВР
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля преподавателей, участвующих в конкурсах профессионального мастерства
Количество
Анализ зам. директора по УВР
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Сравнительные характеристики результатов
мониторинга «Качество преподавательского состава»
Критерий
Показатель
Индикатор
Учебный год
2012/13
2013/14
2014/15
Соответствие образования преподавателя профилю преподаваемого предмета
Доля педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемых предметов.
Процент
Средний возраст педагогов
Количество лет
Доля педагогов, имеющих высшее образование по профилю преподаваемого предмета
Процент
Повышение профессионального уровня педагогами школы и прохождение сертификации
Прохождение курсов повышения квалификации
Процент
Прохождение сертификации
Количество
Участие педагогов в проведении областных и муниципальных семинаров
Количество участников
Доля преподавателей, имеющих высшую квалификационную категорию
Процент
Доля преподавателей, имеющих первую квалификационную категорию
Процент
Результативность деятельности педагога
Количество учителей, подготовивших победителей и призеров международных, всероссийских, региональных олимпиад и других конкурсных мероприятий.
Количество
Количество учителей, принявших участие в конференциях, выставках, публикациях регионального, всероссийского и международного уровней
Количество
Обученность учащихся по предмету
Абсолютная и качественная успеваемость
Процент
Самообразование педагогов
Участие в работе М/О
Количество
Участие в практикумах
Количество
Доля преподавателей, обученных ИКТ
Процент
Индивидуальные достижения педагогов
Доля преподавателей, имеющих звания, награды, ученую степень
Количество
Доля преподавателей, участвующих в конкурсах профессионального мастерства.
Количество
Карта мониторинга
«Мониторинг качества обучения обучающегося»
Критерий
Показатель
Инструментарий, методика
Периодич- ность
Ответствен- ный
Обученность
Уровень освоения стандарта обучающимися 4-х классов (математика, русский язык, литературное чтение)
Проверочные работы (% успеваемости,
% качества)
1 раз в четверть
Зам. директора по УВР
Качественная успеваемость учащихся начальной школы
Процент
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Качественная успеваемость.
Сравнительный анализ итогов обучения
Ноябрь Апрель
Зам. директора по УВР
Результаты государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по предметам
% успеваемости, %качества по учебным предметам
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Уровень освоения образовательного стандарта обучающихся 9-х классов
% успеваемости за год %качества за год
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля обучающихся 9-х классов, подтвердивших свои результаты обучения по итогам независимой аттестации
Количество учащихся, подтвердивших свои годовые оценки / общее количество учащихся 9-х классов х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Наличие выпускников основной школы, получивших аттестаты
Количество учащихся, получивших аттестаты / общее количество учащихся 9-х классов х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Наличие выпускников, получивших аттестаты особого образца
Количество учащихся
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля учащихся, освоивших образовательные программы и продолжающих обучение в школе
Количество учащихся 9-х классов, освоивших образовательные программы основного общего образования, продолжающих обучение / число обучающихся 9-х классов х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ. %успеваемости по предмету
Количество обучающихся, перешагнувших минимальный порог по предмету / общее количество обучающихся, сдавших предмет х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Русский язык
Математика
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
История
Литература
Информатика и ИКТ
Английский язык
Немецкий язык
Средний балл по предмету
Общая сумма баллов обучающихся, сдававших предмет/ количество обучающихся, сдававших предмет х 100
Русский язык
Математика
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
История
Литература
Информатика и ИКТ
Английский язык
Немецкий язык
Доля учащихся, набравших средний балл по обязательным предметам более 55
Количество учащихся 11-х классов, набравших средний балл по обязательным предметам более 55 / общее количество выпускников х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля учащихся, набравших средний балл по предметам по выбору более 55
Количество учащихся 11-х классов, набравших средний балл по предметам по выбору более 55/ общее количество выпускников х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Учебные достижения учащихся
Доля учащихся, получивших похвальные листы
Количество учащихся, получивших похвальные листы / общее количество учащихся школы х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Наличие выпускников, награжденных медалями «За особые успехи в учении»
Количество
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Доля учащихся 11-х классов, продолживших обучение в вузе, ссузе в соответствии с выбранным в школе профилем обучения
Количество учащихся, продолживших обучение в вузе, ссузе в соответствии с выбранным в школе профилем обучения/ общее количество выпускников, поступивших в вуз и ссуз х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Сравнительные характеристики результатов мониторинга
«Мониторинг качества обучения обучающихся»
Критерий
Показатель
Индикатор
Учебный год
2011/12
2012/13
2013/14
2014/15
Обученность
Уровень освоения стандарта обучающимися 4-х классов (математика, русский язык, литературное чтение)
Процент
Качественная успеваемость учащихся начальной школы.
Процент
Результаты государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по предметам
Процент
Уровень освоения образовательного стандарта обучающихся 9-х классов
Процент
Доля обучающихся 9-х классов, подтвердивших свои результаты обучения по итогам независимой аттестации
Процент
Наличие выпускников основной школы, получивших аттестаты
Количество
Наличие выпускников, получивших аттестаты особого образца
Количество
Доля учащихся, освоивших образовательные программы и продолжающих обучение в школе
Процент
Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ. % успеваемости по предмету
Процент
Русский язык
Математика
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
История
Литература
Информатика и ИКТ
Английский язык
Немецкий язык
Средний балл по предмету
Балл
Русский язык
Математика
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
История
Литература
Информатика и ИКТ
Английский язык
Немецкий язык
Доля учащихся, набравших средний балл по обязательным предметам более 55
Процент
Доля учащихся, набравших средний балл по предметам по выбору более 55
Процент
Наличие выпускников, получивших аттестаты
Процент
Учебные достижения учащихся
Доля учащихся, получивших похвальные листы
Процент
Наличие выпускников, награжденных медалями «За особые успехи в учении»
Количество
Доля учащихся 11-х классов, продолживших обучение в вузе, ссузе в соответствии с выбранным в школе профилем обучения
Процент
Карта мониторинга
«Внеурочные достижения обучающихся»
Критерий
Показатель
ИнструментарийМетодика
Периодичность
Ответственный
Участие в международных, всероссийских, региональных, муниципальных олимпиадах, конференциях и конкурсных мероприятиях
Результатив
ность
Количество.
Ведение мониторинга участия в конкурсных мероприятиях
1 раз в год
Зам. директора по УВР и ВР
Участие обучающихся в научно-исследователь
ской деятельности
Доля обучающихся, участвующих в научно-исследователь
ской деятельности
Количество обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности / общее количество учащихся школы х 100 (процент)
1 раз в год
Зам. директора по УВР
Сравнительный анализ
«Внеурочные достижения обучающихся»
Критерий
Показатель
Индикатор
Учебный год
2011/12
2012/13
2013/14
2014/15
Участие в международных, всероссийских, региональных, муниципальных олимпиадах, конференциях и конкурсных мероприятиях
Результатив
ность
Количество
Участие обучающихся в научно-исследователь
ской деятельности
Доля обучающихся, участвующих в научно-исследователь
ской деятельности
Процент
Карта мониторинга
«Состояние здоровья учащихся»
Критерий
Показатель
Инструментарий Методика
Периодичность
Ответственный
Состояние физического здоровья учащихся
Доля учащихся, имеющих хронические заболевания
Процент. Изучение результатов медицинского осмотра
1 раз в год
Заместитель директора по ВР
Состояние физического развития учащихся
Доля учащихся, имеющих уровень развития ниже среднего
Процент. Изучение результатов медицинского осмотра
1 раз в год
Заместитель директора по ВР
Травматизм в школе
Количество случаев травматизма во время образовательного процесса
Количество. Отчет
1 раз в год
Заместитель директора по БЖ
Карта мониторинга
«Качество воспитательного процесса»
Критерий
Показатель
Инструментарий Методика
Периодичность
Ответствен
ный
Организация социальной защиты
Оказание различных видов социальной поддержки
Процент удовлетворенности заявлений. Отчет социального педагога
1 раз в год
Социальный педагог
Организация самоуправления учащихся
Наличие органа самоуправления учащихся
Да/нет.
Отчет
1 раз в год
Зам.директора по ВР
Доля учащихся – членов детской школьной организации
Отчет. Количество учащихся – членов детской школьной организации /общее количество учащихся школы х 100 (процент)
1 раз в год
Зам.директора по ВР
Наличие школьной газеты
Отчет
1 раз в год
Зам.директора по ВР
Внеурочная занятость учащихся
Доля учащихся, охваченных внеурочной занятостью
Количество учащихся, охваченных внеурочной занятостью / общее количество учащихся школы х 100 (процент)
1 раз в год
Зам.директора по ВР
Количество кружков, объединений, спортивных секций, клубов, музеев