Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Одно из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устоичивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
зам.дир.по УР: Садуева К.С.
27.09.2012г.
« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Э.И. Александрова
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация подготовки выпускников требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника является его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, на внимание, восприятие, память или весь личностный потенциал ученика, с помощью репродуктивных или активных методов.
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на
каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи
самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Эти задачи должны носить проблемный характер.
Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует
формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью
они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.
Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение.
Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту
значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение -это совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Цель проблемного обучения: усвоение результатов научного познания, процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Проблемное обучение не может быть эффективным в любых условиях. Процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучающихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних знаний в новой ситуации. В соответствии с видами творчества можно выделить три вида проблемного обучения.
Виды проблемного обучения:
«научное» творчество - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие нового правила
«практическое» творчество- поиск практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации
«художественное» творчество -художественное отображение действительности на основе творческого воображения.
Первый вид: «научное» творчество – это теоретическое использование, то есть поиск, и открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
Второй вид: практическое творчество – это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
Третий вид: художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включая литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения и т. д.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Первый вид чаще бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй вид – на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе. Третий вид – на уроке и внеурочных занятиях.
Каждый вид отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения- наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика.
На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения.
Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения.
Сообщающее обучение
Проблемное обучение
1.Матеирал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.
1.Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.
2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.
3.Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.
3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.
5.Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче принимают полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
В чем основное различие между проблемным и традиционным обучением. Главным отличием двух видов обучения следует считать целепологание и принцип организации педагогического процесса.
Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соотвествующих знаний и навыков.
Цель проблемного обучения наиболее широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей ( помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.
В основе организации объяснительно –иллюстративного обучения лежит принцип передачи слушателям готовых выводов науки учащимся. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть открытия или
выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике
Основным отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в следующем.
При объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение новых правил, законов и т.д. Здесь доминирует информационное изложение учебного метериала и нет преднамеренного создания проблемных ситуаций.
Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивают новое знание путем запоминания, а новые действия –путем подрожания действиям учителя.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно- познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют ( с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.
При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догатка, форммируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций;
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляет факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с
ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим)
Высшая фаза проблемного обучения – формирование у обучающихся видение проблемы в информации учителя и самостоятельно решить ее.
Самостоятельно и активно разбираться в новом материале обучающиеся будут тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. Для этого нужно не только предоставлять им возможность систематически участвовать в такой работе на уроке, но и обучать всем необходимым приемам самостоятельного исследования. Речь идет об ученическом исследовании, значение которого выражается не в объективной ценности полученных результатов, а в субъективной необходимости для развития обучающегося.
Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса, использовать на занятиях интересные факты, неожиданные сопоставления, творческие задания – все это стимулирует успешное усвоение учебного материала.
Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать. Это означает его применять, искать условия и границы преемственности, преобразовывать, расширять, дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно- воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и свои творческие способности). Поэтому цель обучения в школе – вырастить функционально-грамотную личность, т.е. человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей. Одним из способов достижения цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у детей должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка). Технология проблемно-диалогического обучения используется как средство развития этих компонентов, поскольку обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников и воспитание активной личности.