kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая.

Только так можно формировать творческую личность, а значит выполнять сверхзадачу педагогического труда. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Проблемное обучение как средство активизации познавательной        деятельности учащихся.

                       Знания только тогда знания, когда они приобретаются

                                   усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

                                                                                               Л.Н.Толстой

1. Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая.

Только так можно формировать творческую личность, а значит выполнять сверхзадачу педагогического труда. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Согласно новым Федеральным государственным стандартам начального образования одним из показателей мотивации учения является «выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения», «устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач». Познавательный интерес в педагогическом процессе начальной школы является важным условием активизации наиболее важных компонентов знаний, содействуя успешному приобретению умений и навыков.

 В основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход, сущность которого выражается в следующих положениях:

- конечная цель обучения - формирование способа действий;

- способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности;

- механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

В связи с этим возникает вопрос выбора образовательной технологии, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Использование проблемного обучения наиболее полно соответствует поставленным в ФГОС целям и задачам.

Актуальность и необходимость внедрения проблемного обучения мотивированы тем, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у детей  необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития, развития способности к самообучению, самообразованию.

 

Важнейшими задачами современной системы образования являются всестороннее гармоничное развитие личности, формирование морально-нравственных основ, которые определяют отношение к людям, природе и самому себе, приобщение к культурным ценностям.

Учеба в школе — длительный и сложный процесс. Ребенок поступает в первый класс, будучи совсем еще малышом, а заканчивает школу уже практически взрослым человеком, имея за плечами солидный багаж знаний, которые нужно накапливать постепенно, год за годом, повторяя пройденный материал и осваивая новую информацию.

Выпускник начальной школы должен быть любознательным, интересующимся, активно познающим мир; владеющим основами умениями учиться; готовым самостоятельно действовать, доброжелательным, умеющим слушать и слышать, умеющим высказывать своё мнение; выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Чтобы выпускник именно стал таким необходимо, начиная с первых дней обучения первоклассников в школе, создавать условия для самоопределения и самоутверждения каждого ребёнка. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. В этот период важно, чтобы ребёнок не потерял интерес к получению знаний. А, значит, главное это не только поддерживать интерес к обучению, но и учить ребёнка учиться.

 Для формирования умения учиться, самостоятельно добывать знания, необходимо на уроках создавать проблемные ситуации. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

Педагогические методы, применяемые сегодня, многочисленны и разнообразны. И одним из таких методов является проблемный подход в обучении младших школьников. Он заключается в следующем:

- детям предлагается не просто слушать и запоминать новую для них информацию, а самостоятельно делать выводы в процессе решения заданной учителем проблемы. Данный метод проблемного обучения хорошо зарекомендовал себя именно в начальной школе, поскольку многим первоклассникам бывает трудно перейти от игровой формы обучения, применяющейся в дошкольном образовании, к «серьезной» учебе в школе, а проблемное обучение в какой-то степени напоминает игру. Кроме того, здесь каждый ребенок занимает активную позицию, самостоятельно пытаясь найти ответ на поставленный вопрос или решить задачу, а не просто сидит за партой и зубрит непонятный для него материал. Проблемное обучение — это прогрессивный и эффективный способ привить детям любовь и стремление к знаниям.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть непроблемным.

            Введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

            Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, так как без знаний общей теории нельзя творить, и увлечь детей своим предметом, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

 

2. Основы проблемного обучения.

    Психологические основы проблемного обучения

Основные психологические условия данного метода таковы:

-учащиеся действуют максимально самостоятельно, но под контролем учителя;

-задания могут быть различного уровня сложности, но обязательно выполнимыми;

-задания ставятся в соответствии с уровнем знаний учащихся на основе уже пройденного материала;

-цель такого обучения — не просто освоить какую-либо тему, а вызвать активность и стремление самостоятельно найти решение проблемы.

   Теоретические основы проблемного обучения.

            Современная школа ставит перед собой задачу формировать гармонически развитую личности.

            Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным Современное обучение связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют ввиду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.

            Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности – это путь достижения обычной активности, а не творческой.

            Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга.

            Эта информация ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

            Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы? Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

            Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

            Цель традиционного типа обучения – усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

 

. В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

            При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

            В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

            Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

            Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

            Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

            Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы

     Способы проблемного обучения.

            Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

            Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

            Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

            Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

            Пятый способ – выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

            Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

            Седьмой способ – побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их сизвестными и сделать самостоятельное обобщение.

            Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

            Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

            Десятый способ – варьированные задачи, переформулировка вопроса.

 

Проблемное обучение — это творческий процесс, который меняется с

повышением уровня развития учеников. Исходя из   этого можно выделить три формы проблемного обучения:

1.        «научное творчество» — это совместная работа учителя и учеников, которые открывают для себя новые законы и теоремы, изучая теорию;

2.        «практическое творчество» — это применение полученных теоретических знаний на практике, в процессе решения поставленной учителем задачи;

3.        «художественное творчество» — это творческий поиск, который выливается в литературные эксперименты, рисование, музыкальные упражнения, различные игры и т.п.

 

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

            Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

            Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Приемы создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания; 

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

            Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

            Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам.

           На данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

            Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

 Заключение.

            Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

            Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

            Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

 

Приведём примеры создания проблемной ситуации на уроке по русскому языку в 1 классе начальной школы

На доске  записаны два слова Огурцов и огурцов.

-Чем отличаются эти слова?

Ребятам предлагается ответить на вопрос.

- В каких случаях  нужно писать заглавную букву?

Учитель просит составить два предложения, употребив эти слова.

Например: Петя Огурцов учится в первом классе.  Мама купила пять килограммов огурцов.

Вывод:

Одно и то же слово написано по-разному. Это зависит

от значения слова в предложении.

 

Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик

Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой) 

 Итак, какие слова, которые нужно писать с заглавной буквы?

(Имена собственные)

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Шмойлова Наталья Викторовна

Дата: 12.10.2022

Номер свидетельства: 614802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Информационные технологии на уроках иностранного языка как средство активизации учебной деятельности учащихся "
    ["seo_title"] => string(130) "informatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka-kak-sriedstvo-aktivizatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "228414"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441295883"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Статья "Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(105) "stat-ia-probliemnaia-situatsiia-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "105355"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402844113"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности "
    ["seo_title"] => string(83) "probliemnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "219961"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434451284"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Проблемное  обучение как средство  активизации  познавательной  деятельности учащихся."
    ["seo_title"] => string(98) "probliemnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "327906"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463506121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства