Предметные результаты освоения АООП общего образования
Предметные результаты освоения АООП общего образования
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью связаны с овладением содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения их в практической деятельности. Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учётом особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предметные результаты освоения АООП общего образования»
КОУ «Шербакульская адаптивная школа –интернат»
Подготовила: Щербакова Н.В.
учитель начальных классов
Предметные результаты освоения АООП общего образования
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных(слайд) и предметных. (слайд)
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели образования ― овладение учащимися с умственной отсталостью социокультурным опытом. (слайд)
Предметные результаты освоения АООП общего образования
(слайд)
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью связаны с овладением содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений , возможности применения их в практической деятельности. Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учётом особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
(слайд)
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
(слайд)
В связи с этим АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
(слайд)
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП
(слайд)
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Я хочу познакомить вкратце с минимальным и достаточным уровням усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах:
Русский язык Минимальный уровень: деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень: списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чѐм идет речь), озаглавливание его; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Чтение Минимальный уровень: осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень: читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; читать текст про себя, выполняя задание учителя; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительно- сти (после предварительного разбора); пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
Математика: Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году,
Достаточный уровень: знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления; знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; знать названия элементов четырехугольников. Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить,
(слайд)
Конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью.БУД (базовые учебные действия) формируются
через все предметные области и внеурочную деятельность .
(слайд)
Базовые учебные действия включают в себя личностные(слайд)
, коммуникативные(слайд), регулятивные(слайд), познавательные действия.
(слайд)
Первые два вида отражают личностные результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью . (слайд)
Вторые два отражают предметные результаты достижений обучающихся.
(Отличие от массовых школ-нет метапредметных)
Формирование Базовых учебных действий у школьников с нарушением интеллекта – обязательное условие успешности не только освоения ими образовательной программы, но и успешности дальнейшей социальной адаптации выпускников школы.
Показателем уровня сформированности Базовых учебных действий является качество выполнения обучающимися контрольных работ.
По просьбе О.Р. хочу познакомить вас с тем, как мы отслеживаем предметные результаты обучающихся .
Предлагаемый вашему вниманию контрольно-диагностический инструментарий целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы детьми с нарушением интеллекта. Контрольные работы составлены в соответствии с требованиями АООП и с целью осуществления дифференцированного подхода предусматривают минимальный и достаточный уровни освоения предметных результатов.
Результаты анализа контрольных работ, выполненных учащимися 1–4 классов, помогают учителю своевременно принять меры для устранения наметившихся пробелов в знаниях и умениях детей, спланировать адекватную коррекционную и развивающую работу. Учитель, анализируя работы учащихся, имеет возможность выявить сбои в формирующихся умственных действиях и операциях и может построить мотивированный индивидуальный образовательный маршрут для коррекции имеющихся нарушений в познавательной сфере ребенка.
Педагог- психолог имеет возможность предложить конкретному ребенку индивидуальную программу личностного развития и эмоциональной поддержки ребенка и членов его семьи.
Специалисты, входящие в состав школьного консилиума, также производят корректировку индивидуального образовательного маршрута для ребенка.
Продолжительность выполнения контрольных заданий на уроке составляет 20–25 минут в1 классе и 35- 45 минут во 2-4 классах.
В адаптивной школе контрольные работы выполняются в обязательном порядке по всем основным общеобразовательным учебным предметам – в начале учебного года (входной срез), в конце I, II, III учебных четвертей и в конце учебного года. Данная мониторинговая оценка самостоятельных письменных работ обучающихся позволяет педагогу грамотно строить коррекционный учебно-воспитательный процесс.
В начале учебного года (первые две недели) выявляется уровень «стартовых» знаний учащихся, которые должны были быть сформированы в предшествующие годы. Результаты «стартовых» контрольных работ являются отправной точкой для планирования индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику.
Оценку предметных результатов начинаем со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а
также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески
поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
В оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками: «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично)- свыше 65%.
В сложных случаях (например, диагноз-ТМНР) отслеживается положительная динамика развития обучающегося («было» ― «стало»)
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
(предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и эле-
ментарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекцион-
но-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.