Просмотр содержимого документа
«Педагогическое мастерство учителя»
Педагогическое мастерство педагога
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог. А.С. Макаренко.
И всемогущ, и беззащитен, весь этот мир творит учитель
Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
И в заключение вам предлагается схематично изобразить модель педагога, отметив качества, которыми он должен обладать.
Закончить педсовет хочется притчей.
Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Учитель
должен
знать
Учитель
должен
уметь
Качества личности учителя
Учитель- профессионал не имеет права
Особое мнение о современном учителе (эту графу заполните по-своему усмотрению).
Учитель должен знать
Учитель должен уметь
Качества личности учителя
1. Содержание своего предмета.
2. Методику преподавания.
3. Способы самодиагностики.
4. Возрастную психологию.
5. Приемы мотивации учебной деятельности учащихся.
6. Способы, методы и приемы индивидуального и дифференцируемого обучения.
7. Новые пе5дагогические концепции и технологии.
8. Современные направления развития образования.
1. Доступно излагать материал.
2. Объективно оценивать знания учащихся.
3. Обучать практическим знаниям и навыкам.
4. Критически оценивать свое воздействие на учеников.
5. Ладить с учениками и их родителями.
6. Грамотно и четко излагать свои мысли и требования;
7. Приучать учеников к овладению понятийным аппаратом предмета.
8. Управлять своими эмоциями.
9. Организовать самообразование учеников.
1. Ум.
2. Благородство.
3. Культура.
4. Знания.
5. Профессионализм
6. Любовь к детям.
7. Дисциплинированность.
8. Склонность к творчеству.
9. Коммуникабельность.
10. Активность.
11. Организаторские способности.
12. Интеллигентность.
13. Чувство юмора.
14. Умение слушать.
15. Способность к анализу.
16. Трудолюбие и упорство.
17. Тактичность.
18. Справедливость.
19. Порядочность.
Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
«Банк слагаемых» качественного образования:
- деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
- рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;
- роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
- личностно ориентированный подход;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
организации образовательного процесса;
образовательных результатов;
квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.
По итогам каждой четверти и учебного года учитель должен осуществлять глубокий анализ учебных достижений учащихся по учебным предметам. Анализируя, сколько учащихся обучаются на низком, удовлетворительном, среднем, достаточном и высоком уровнях, учитель намечает пути дальнейшей совместной деятельности с учащимися.
Как же повысить качество образования? Что для повышения качества знаний может сделать педагогический коллектив?
Современный ученый педагог Марк Поташник определяет:
Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты.
Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития учащегося, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах
В идеале - каждый учащийся движется по своему образовательному маршруту.
Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования – это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник
Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети “приняли” требования школы. При переходе учащихся для обучения с одной ступени на другую необходимо соблюдать преемственность в обучении и заботиться педагогам о качественном формировании знаний не только на учебных и факультативных занятиях, но и во время самоподготовки учащихся в группах продлённого дня, учить навыкам самостоятельной работы в школе и дома, формировать умение у учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Повышение качества образования учащихся зависит и от качества преподавания.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.