РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье представлена система работы по развитию педагогического мастерства учителя изобразительного искусства для обеспечения эффективной реализации новых образовательных стандартов с целью создания условий для формирования эстетического восприятия мира, воспитания творчески одаренной личности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»
Емельянова Виктория Викторовна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «Школа №77 г. Донецка»
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация. В статье представлена система работы по развитию педагогического мастерства учителя изобразительного искусства для обеспечения эффективной реализации новых образовательных стандартов с целью создания условий для формирования эстетического восприятия мира, воспитания творчески одаренной личности обучающихся.
Урок изобразительного искусства. Что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, что мы извлекли? И где получен этот урок: в школе, в зале Художественного музея или во время рисования цветными мелками на асфальте? Нас интересует урок, который стоит в школьном расписании, который творит учитель, соавторами которого являются дети. В учительском сообществе бытует мнение, что урок изобразительного искусства – это лишь развлечение. Между тем, урок изобразительного искусства – сложный художественно-педагогический процесс. Но только для учителя! Для обучающихся этот процесс – продолжение, естественное протекание жизни.
В последнее время меняется статус предметов художественно-эстетического цикла. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоение лишь технических навыков рисования к урокам, ориентированным на обогащение эмоционально-эстетического опыта, формирование у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, направленным на реализацию художественно-творческого потенциала и самосовершенствования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования ДНР на 2015-2017 уч. гг. определяет приоритетную цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира [2].
И от учителя здесь зависит очень многое. Педагог сам должен быть личностью творческой, владеть современными педагогическими технологиями, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки. Следует помнить, что учитель изобразительного искусства – это, прежде всего педагог-художник, и он должен обладать особой способностью – видеть прекрасное там, где его не видит взгляд обыкновенного человека. Безусловное владение основами рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, знаниями теории и истории изобразительного искусства в совокупности с готовностью к организации и управлению учебным процессом, стремление к самосовершенствованию, высокая результативность деятельности – определяет качества творческого учителя, педагога-профессионала.
Педагогическое мастерство учителя – это синтез определенных профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса [6]. Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
Профессионально-педагогическая направленность личности (стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям).
Профессионально необходимые знания.
Профессионально необходимые способности, умения, навыки (организаторские, коммуникативные, дидактические, актерские).
Профессиональное творчество (решение педагогических ситуаций, поиск методов и средств, технология их применения).
Процесс обучения на уроках изобразительного искусства характеризуют:
Сотворчество учителя и ученика, диалогичность.
Четкость поставленных задач, вариативность их решения.
Освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск.
Создание атмосферы увлеченности и творческой активности [1]
Все перечисленные компоненты в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию у него собственного опыта, стиля работы и авторитета. Педагог – это всегда великий труженик. Однако, это невозможно без наличия у него таких личных качеств, как трудолюбие, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за ее результаты, стремление постоянно повышать качество своего труда. Повышение уровня художественно-педагогического мастерства целесообразно осуществлять на основе разработанных педагогических направлений: 1) совершенствование художественного мастерства учителя: освоение теории и методики изобразительной деятельности с учетом приоритетного использования когнитивной деятельности творческого характера; практическое освоение образного языка изобразительного искусства, его видов и жанров; исследовательская деятельность учителя в выбранную им области художественного познания; 2) совершенствование педагогического мастерства учителя: изучение педагогических технологий, форм и методов педагогического процесса; знакомство с творческим прочтением педагогом программы по изобразительному искусству; изучение подходов к экспериментальной и инновационной деятельности по проблемам обучения предметной области «Изобразительное искусство»; развитие интереса к художественно-педагогической деятельности; 3) активизация творческого потенциала учителя: оценка результатов художественно-педагогической компетенции; формирование художественно-педагогической активности на основе обогащения эмоциональной сферы учителя средствами искусства, использование индивидуальных, коллективных и проектных форм обучения, способствующих общению и творческому самовыражению обучающихся. Совершенствование педагогического мастерства учителя изобразительного искусства может осуществляться различными методами и способами и пользоваться ими нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно (см. Табл.1).
Таблица 1
Пути совершенствования педагогического мастерства
Этапы работы
Деятельность педагога
Диагностико - концептуальный
Изучение специальной литературы.
Ознакомление с опытом коллег, посещение уроков и воспитательных мероприятий.
Проведение мониторинга личных профессиональных качеств.
Выработка педагогического кредо.
Согласование потребностей и мотивов, постановка целей.
Организационный
Создание модели творческого учителя, педагога-мастера.
Создание банка инновационных технологий.
Разработка портфолио творческого и профессионального роста.
Использование средств массовой информации, изучение новых стандартов образования, новинок научно-педагогической и методической литературы.
Практический
Курсы повышения квалификации.
Самообразовательная деятельность.
Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, творческих отчетах.
Использование средств и условий, созданных в школе: методические дни, методические объединения, педагогические чтения, наставничество.
Использование современных информационных технологий.
Создание авторских программ.
Презентация деятельности (открытые уроки, выступления, мастер-классы)
Мониторинг учебно-воспитательного процесса.
Обобщение педагогического опыта.
Аттестация.
Все эти пути взаимосвязаны, использовать их нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно.
Психологи В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров отмечали, что существенной стороной педагогического мастерства является педагогическое творчество [1]. Основная цель педагогического творчества – создание новых методов и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-психологического общения. Настоящий урок, даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, так как обязывает педагога учитывать настроение (свое и учеников), творческое состояние (свое и учеников), отношение к происходящему (свое и учеников). Таким образом, педагогическая импровизация – это еще и показатель педагогического мастерства, когда учитель, опираясь на художественно-педагогическую интуицию, способен прогнозировать педагогический результат. Для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе особую важность приобретают человеческие качества педагога. Обязательное для учителя качество – гуманизм. Мы должны относиться к растущему человеку как к высшей ценности на земле, проявлять интерес к личности ученика, уважать его мнение, быть заинтересованными в развитии личности ребенка. Профессионально необходимыми качествами учителя изобразительного искусства должны стать изобретательность, широта взглядов, выдержка, душевная чуткость, справедливость и требовательность.
Заповеди современного педагога
1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться.
3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты.
4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи красоту в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник прекрасного.
Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств. Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя при этом все необходимые требования программы, и ориентируясь на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Все мы разные, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский, «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почетном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель».
Список литературы
Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 - 216 с.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017 год (приказ МОН ДНР от 17.07.2015 г. №327)
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 203
Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для педагогических спец. высших учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. – М.: Просвещение, 1989.
Педагогика: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
Руднева Т.И. Основы педагогической профессии / Т.И. Руднева. – Самара: Самарский институт управления, 1995.
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968.- с.557