Роль вожатого в организации детского общественного движения и формировании позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячилетия»
Роль вожатого в организации детского общественного движения и формировании позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячилетия»
Методические рекомендации «Роль вожатых в координации деятельности детских и молодежных общественных объединений.» знакомит с формами организации совместной деятельности вожатых и учащихся, с принципами развития познавательных и лидерских потребностей ребенка. Вашему вниманию предлагается Модель творчески активной личности учащегося и Модель вожатого, развивающего творческую активность учащихся в детском общественном объединении РЕДЮО «Жас Улан».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль вожатого в организации детского общественного движения и формировании позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячилетия»»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ БУРАБАЙСКОГО РАЙОНА
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«АРМАН»
Методические рекомендации
«Роль вожатого в организации детского общественного движения и формировании позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячилетия»
Педагог дополнительного образования:
Закрин Талгат Мухтарович
г. Щучинск.
2016
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ВОЖАТЫХ.
ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПРИНЯТИЯ В РЯДЫ ЕДИНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЖАС УЛАН».
Зал оформлен государственными символами и атрибутами РЕДЮО«Жас Ұлан» (Флаг Республики Казахстан и баннеры с символикой «Жас Ұлан»).
Приглашаемые гости: ветераны войны и труда, видные общественные деятели, депутаты Парламента и маслихатов.
Ведущие объявляют о начале торжественной церемонии.
Исполняется Гимн Республики Казахстан (1 куплет с припевом).
В зал в торжественной обстановке (играет торжественная музыка) приглашаются школьники, принимаемые в ряды «Жас Ұлан».
Звучит патриотическая песня (Например: «Атамекен» «Елім менің» «Саржайлау» и т.д.).
Ведущие приглашают самых лучших 20 школьников (школьники приглашаются по одному с оглашением всех их достижений).
Ведущие приглашают почетных гостей для приема школьников в ряды «Жас Ұлан».
Гости (Аким, председатель Совета ветеранов, общественные деятели, почетные граждане и т.д.) надевают галстуки и значки 20 самым лучшим школьникам.
А лидеры молодежных организаций награждают остальных школьников.
После вручения 1 член «Жас Ұлан» дает клятву, остальные хором повторяют 3 раза слова: «Клянемся, клянемся, клянемся».
Аким поздравляет членов «Жас Ұлан», дает напутсвие и вручает памятные подраки новым членам «Жас Ұлан».
Звучит гимн «Жас Ұлан» и поднимается флаг «Жас Ұлан».
Аплодисменты.
Ведущие объявляют о завершении торжественной церемонии приема в ряды «Жас Ұлан».
Общее время мероприятия: не более 40 минут.
Правила и нормы поведения с детьми в детской организации во время подготовки воспитательных мероприятий.
Дети Вам ничего не должны.… АВы им обязаны на основании Вашего заявления о приеме на работу и добровольном возложении на себя обязанностей.
Ничего не требуйте категорично - убеждайте в разумности, рациональности, необходимости. Требуйте мягко, но жестко.
Главное в любом деле - обеспечить сохранность жизни и здоровья детей, а потом уже творческая и личностная реализация.
Не перекладывай ответственность за детей и работу на других. Это неудачный и бесчестный ход. Непризнание меры ответственности, на самом деле не снимает ее.
Постарайся все решать по-доброму, спокойно, без угроз (тем более, если Вы их не сможете осуществить). Вначале используй внутренние ресурсы, а уж потом переходи к более кардинальным мерам, значимым лицам, постепенно набирая «обороты» до получения нужного результата.
Правильно почувствовать, понять чего от Вас ожидают, соответственно отреагировать - залог успеха в общении и работе.
Пользуйся историческим опытом общения и работы с детьми. Активно используй свой позитивный опыт и личное обаяние.
Не повторяй ни своих, ни чужих ошибок, и других предостерегай.
Не бойся признавать свои ошибки перед детьми. Это укрепит твой авторитет, а совсем не наоборот.
Больше разговаривай с детьми, размышляй об услышанном, анализируй, умей хранить секреты, не торопись давать оценки и советы.
Трепетно относись к моменту доверия - это многого стоит.
Показывай на личном примеремодель правильного поведения и общения.
Используй в общении с детьми юмор (не путать с сатирой и сарказмом).
Ты можешь, в случае необходимости, попросить о помощи более опытных педагогов, людей, которым ты доверяешь, или воспользоваться их советом. Но при этом помни: если ситуациювыпало решать тебе - значит этот опыт нужен тебе.
Не позволяй ни кому в вашем присутствии оскорблять или унижать ребенка. В этом вопросе нет «авторитетов».
«Дешевый» авторитет– плохой помощник в построении настоящих отношений. Не заигрывай с детьми. Они всегда отличают настоящее от фальшивого.
Все матерные, жаргонные, сленговые, оскорбительные слова- не для общения с детьми. Дети могут подумать, что их использование- это хорошо или нормально.
Никогда не выясняй отношений на глазах у детей.
Избегай задавать бестактные вопросы. Ты рискуешь получить соответствующий ответ , а других поставить в неудобное положение.
Мальчики и девочки не одно и то же! Они похожи только кое в чем. Поэтому строить отношения с ними нужно по-разному, использовать разные методы и приемы.
Нет «хороших « и «плохих» людей. Просто все мы «разные». Умей принять и по достоинству оценить эти разности.
Время изменяет все, в том числе нас, наши представления, идеалы, планы, педагогические подходы, детей, с их проблемами и запросами.… Поэтому чутко прислушивайся к происходящему, мудро и адекватно реагируй на происходящие процессы.
Дети в большинстве своем не ленивы. Их отказ от участия в жизни и работе - это скорее боязнь ошибиться, быть неуспешным, осмеянным. Найдете причину - измените следствие.
Переделывать детей по своему образу и подобию не следует. Твоя задача в другом - помочь стать ему самим собой.
Чаще вспоминай себя в возрасте твоих ребят. Ты всегда соответствовал предъявляемым требованиям?
Согласовывай обещания не с желаниями, а со здравым смыслом и своими возможностями.
Будь интересным, покоряй детей удивляй, поражай (но не наповал, особенно шокирующим внешним видом ).
Что следует помнить о нормах поведения
с коллегами по работе:
Если ты новичок в коллективе – сначала присмотрись и понаблюдай как здесь принято общаться, не спеши делать выводы. Первое впечатление может быть ложным (как в позитивном, так и в негативном смысле).
Не жди, пока работа столкнет тебя с сотрудниками школы - проявляй инициативу в знакомствах. Ты узнаешь намного больше из неформального общения обо всем, что тебе интересно, непонятно, или смущает.
С тех пор, как ты решил работать в школе – все, что здесь происходит- касается тебя лично. Это твой дом, твоя семья и от тебя ожидают активных действий для их функционирования, содержания, процветания, развития.
Не проходи мимо, если увидел то, что тебя неприятно поразило, вызвало тревогу, не понравилось. Сделай все, что в твоих силах, а если не справишься сам - попроси помощи или обратись к тем, кто эту проблему может решить.
Не следует по любому пустяку бежать к директору. В любом коллективе есть иерархия полномочий. Сначала обратись к ближайшему звену, а затем подключай «тяжелую артиллерию». По хозяйственным вопросам можно обратиться непосредственно к специалистам или завхозу. Вопросы здоровья, санитарных книжек, медицинских документов следует адресовать медикам. Педагогические вопросы сначала задайте коллегам, а затем уже старшему методисту, культорганизатору, психологу. Организацией и оснащением педагогического процесса, личными документами сотрудников занимается заместитель директора по воспитательной работе. Во главе пирамиды, и конечной инстанцией является директор учреждения.
Всегда и во всем проявляй спокойствие. Злость, суета и раздражение никогда не были хорошими помощниками.
Не доводите конфликтную ситуацию до конфликта. Выясните отношения честно и откровенно между собой, признайте взаимные ошибки, или воспользуйтесь помощью посредника.
Будьте добры и любезны по отношению друг к другу. Любовь можно взрастить. ЕЕ можно обрести. Золотое правило гласит: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Не спорим - это огромный труд. Зато какой результат!
Но, прежде всего - полюби себя, поверь в себя, думай позитивно обо всем. Мысли материальны, даже если их не видят, то чувствуют. Не принимай замечания в свой адрес как трагедию. Ведь известно - не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы ведь верим в тебя, раз ты принят в школьную семью!
Улыбка и хорошее настроение делают чудеса, и просто приятны для окружающих. Используй эти средства как можно чаще. Не переноси на других свое плохое настроение. Устал- возьми тайм-аут или преодолей себя.
Помни: каждый рассчитывает на твои честь, благородство и такт .Только при условии соблюдения правил такого поведения ты можешь рассчитывать на аналогичное отношение к себе.
Стремись делать правильно и хорошо всегда, даже когда это некому оценить. Нравственность- это поступок наедине.
Ты имеешь право на свое мнение, а руководитель- на решение.
За все что берешься - делай максимально хорошо, по высшему классу, чтобы было приятно самому. А окружающие в состоянии оценить твои усилия. Прости, если забудут об этом сказать.
Цени время свое и других людей. Точность-вежливость королей. Пунктуальность- замечательное человеческое достоинство.
Уважай право на свободу выбора каждого человека, будь то взрослый или ребенок.
Что учитывает вожатый при подготовке к мероприятию?
Учитывать возраст детей,
ожидания детей,
длительность подготовки,
условия для подготовки, возможности детей,
использовать различные методы воспитания,
настрой детей и подростков на нужное дело
пробудить интерес у детей к нему,
наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления),
инвентарь и др.
Что мы учитываем при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?
Цели и задачи воспитания,
возраст детей,
интересы детей,
способности детей,
краткость подготовки,
массовость занятости детей и подростков,
условие соблюдения этики при проведении игр,
отсутствие пошлости.
Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы детей?
Учесть следующие моменты:
1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т. д.
Какова тактика поведения вожатого с гиперактивными детьми?
Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка,
признание в среде сверстников,
непосредственность проявляемых к ним чувств,
обретение уверенности в своих действиях и поступках,
способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их,
гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей.
Можно ли наказать непослушного ребенка?
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.
Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.
Что нужно делать в процессе воспитания?
— Принимать ребенка таким, каков он есть.
— Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
— Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
— Жить с ребенком общей жизнью.
— Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
— Помнить, что воспитывают не слова, а пример.
Как разрешить конфликтную ситуацию вдетском коллективе?
Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:
— методом сглаживания разногласий, т. е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т. д.
— методом совместного обсуждения разногласий.
Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить?
Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным.
Беседы по секрету.
Это один из эффективных способов узнать о проблемах и тревогах , ожиданиях и жалобах детей.
Предложите детям такой способ решения волнующих вопросов, определите место и время бесед по секрету, чтобы вас не отвлекали некоторое время .
Ребенок может сам выбрать с кем поделиться секретом. Если это ты- поздравляю- значит получил определенный кредит доверия. Теперь от того , насколько ты сумеешь сберечь тайну , правильно распорядиться информацией, оказать помощь и оправдать ожидания будет зависеть твой авторитет.
Старайтесь за жалобой увидеть истинный мотив. Уточните у ребенка какие действия и реакцию от вас или других он ожидает. На примерах собственной жизни или других примерах покажите варианты выхода из ситуации. Предложите стать посредником для улаживания данного вопроса.
Но никогда не забывайте о своей ответственности и статусе. Не стоит порождать панибратские отношения (особенно со старшими детьми и сильными личностями не зависимо от возраста) становиться в зависимость от обещаний или требований ребенка.
Право на разговор по секрету имеет каждый, в том числе и вожатый, если пожелает поговорить с проблемным ребенком по собственной инициативе.
Возможно после таких бесед вы не всегда сможете сразу определить как правильно решить проблему. Оставляйте за собой право подумать и позже дать ответ. Посоветуйтесь с коллегами(на условиях конфиденциальности), психологом, старшим воспитателем, врачом, директором.
Многие современные дети испытывают дефицит внимания и общения. Беседы по секрету, один на один, с глазу на глаз могут стать уроком на всю жизнь. Поэтому взвешивайте свои слова, обдумывайте советы, будьте хорошим слушателем (иногда это самое важное).
Относитесь к детским шалостям и безответственности адекватно и легко. Не делайте трагедии из каждого проступка. Умейте легко пожурить и простить, отнестись искренне и с пониманием. Они ведь только учатся себя контролировать и правильно вести , и на этом пути ошибки неизбежны.
Наберитесь терпения, чтобы неустанно повторять, помогать, учить (в ненавязчивой форме). Вспомните, что юмор - прекрасный учитель и помощник в трудных ситуациях.
Найдите столь интересные дела, составьте столь плотный график работы, держите постоянно в поле зрения и, лучше, предугадывайте и предостерегайте детей, чем наказывайте за последствия.
По возможности вычеркните из своего педагогического лексикона слова «заставить» , «принудить» и «наказать». Добровольный выбор и подчинение – вариант более интересный. Подумайте над этим на досуге.
Заключение.
В данной методической разработке мы попытались показать важность школы вожатского мастерства и детских общественных организаций в успешном развитии личности детей и подростков, их социализации в современном обществе. Ведь, если в школе как в важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций, то в детском объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою жизнь, исходя из личных интересов, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.
Руководитель детской общественной организации - старший вожатый. Это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Особенности современного подростка и условия, в которых работает старший вожатый, школа, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само. Интересной и творческой работе старших вожатых в школе должна предшествовать серьёзная образовательная подготовка. Профессии старшего вожатого не учат ни в одном ВУЗе. Существующие семинары и курсы не позволяют охватить все стороны его многогранной деятельности, повышения квалификации старшего вожатого. Они носят эпизодический характер. Для успешной работы с детьми в современной школе, которая реагирует на все изменения в обществе, старшему вожатому необходимо постоянно обновлять свои знания в области воспитательной работы. Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребёнка и детского коллектива. Вожатый – проводник новых инициатив и идей, друг и наставник, организатор полезных дел, участник развлекательных мероприятий.
Настоящие методические рекомендации по организации социально-культурной деятельности организации образования через участие детей и подростков в деятельности общественных организаций нацелены на оказание помощи вожатым школ и руководителям детских, подростковых, молодежных общественных объединений и организаций, координаторам общественных организаций, педагогам дополнительного образования, классным руководителям. Предлагается разнообразный материал, содержание которого подчиняется таким методологическим принципам, как систематичность и преемственность в организационной работе.
Лидерская позиция позволяет вожатому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию, точнее было бы назвать роль вожатого, ролью организатора детской самодеятельности.
Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его объединении, какие моральные нормы жизни, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в объединении вседозволенности, подавлению сильными, слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д. Поэтому вожатому важно, чтобы в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки. А для этого нужно знать своих воспитанников.
Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания вожатого, и процессов, происходящих в его коллективе. Чтобы вожатый работал профессионально, нужно знать данные методы исследования и умело применять их в своей работе. Применение разнообразных методик - это пополнение опыта вожатого в сфере изучения личности ребёнка, определения эффективности воспитательного процесса.
Сегодня государство снова заинтересовано в возрождении профессии вожатого. Хочется верить, что профессия воспитателя детей и подростков во внешкольной среде, в условиях добровольной самодеятельной организации станет одной из самых авторитетных, любимых и детьми, и взрослыми. Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, личностью, физически и нравственно совершенной. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога, а по существу является детским политологом.
Список использованной литературы.
Назарбаев Н.А. Послания Президента страны народу Казахстана и Государственной программы развития образования на 2011 -2020 годы //выступление по Посланию Президента страны «Построим будущее вместе» в ЕНУ им. Л.Гумилева //www.edu.gov/kz 02.02.2011/
Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
Лысюк Г.П. Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сургут: МОУ ДО “Центр развития образования”, 2004.
Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
Программа “Лидер” / НПЦ СПО-ФДО. М., 1992.
Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
Сердюкова О.А. Программа профильного курса «Школа вожатого» // Классный руководитель № 4/2007 г.
Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.
Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.
Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.
«Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.
13.Государственная программа развития на 2011-2020 годы. // МОН РК, Астана, 2011 г.
14. Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером. Выпуск №3 из серии «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Нижний Новгород : ООО «Педагогические технологии», 2004.
15.Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана, 2012.
16.Концепция 12-летнего среднего общего образования в РК/МОН РК, Респ.науч.практ.центр 12-летнего образования. - Астана, 2006. -19 с.
17.Басов, Н.Ф. Некоторые аспекты научно-методического обеспечения региональной системы детских общественных объединений [Текст]/ Н.Ф. Басов. Кострома: 1999 - 214с.
18.Басов, Н.Ф. Теоретико-методологические проблемы исследования теории детского движения в России [Текст]/ Н.Ф. Басов. Кострома: 1997 - 186с.
19.Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе [Текст]/ Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова. М.: Новый учебник, 2003 - 48с.
20.Боева, Л.А, Ельчанинова, О.Н. Методическое пособие для старших вожатых по основам организации детского движения. Управление образования и науки Липецкой области. Институт развития образования [Текст]/ Л.А. Боева, О.Н. Ельчанинова. М.: Академия, 1990 - 194с.
21.Бузырева, Л.М., Никитина, Л.Е., Тетерский, С.В. Итоги проекта «Мониторинг программ молодежного, детского и семейного отдыха, распространение опыта» [Текст]/ Л.М. Бузырева, Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский // Воспитание школьников. - 2006 - №3 - с.56-57.