Методическая работа по сопровождению формирования универсальных учебных действий в МАОУ гимназии №76
Шпагина Ольга Николаевна,
Зав. МО учителей начальных классов,
Учитель начальных классов
МАОУ гимназии №76
Основные затруднения и риски
Универсальные учебные действия
Затруднения и риски со стороны педагогов
Познавательные, коммуникативные, личностные.
Решение проблемы
Трудность в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках предметной области)
Познавательные, регулятивные
Овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества. Использование методической копилки.
Трудности в формировании адекватной мотивации учебной деятельности обучающихся
Регулятивные
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные
Трудности в развитии произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения
Формирование внутренней позиции школьника с помощью регулятивных универсальных учебных действий. Подключение к работе психолога.
Использование методической копилки. Работа с психологом.
Усложнение содержания учебного материала без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у учащихся «умения учиться»
Личностные, коммуникативные
Работа по формированию внутреннего плана действий.
Недостаток времени общения с обучающимися.
Коммуникативные
Преемственность и учет возрастных особенностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие рефлексии – осознание учащимися содержания, последовательности и основания действий
Формирование осознанности и критичности собственных действий
Условия успешного формирования УУД
- Педагогическая компетентность учителя.
- Включение школьников в учебную деятельность .
- Создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
- Диагностика формирования УУД.
Основные направления работы
- Помощь в самообразовании педагогам по внедрению УУД в образовательный процесс.
- Проведение мониторинговых исследований уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся .
- Работа над созданием и отработкой универсальных учебных действий в образовательном процессе .
- Поиск, накопление, систематизация и трансферт (передача) положительного педагогического опыта в области развития УУД у обучающихся.
- Оказание научно-педагогической помощи в проектировании и реализации УУД.
- Создание банка методических наработок.
Принципы методической работы по сопровождению формирования универсальных учебных действий
- Принцип "зоны ближайшего развития".
2. Принцип стимулирования творческого роста
педагогов.
3. Принцип сочетания индивидуальных и
групповых форм методической работы.
4. Принцип непрерывности и преемственности.
Формы методической работы
Организационные
Дидактические
- тематические методические и педагогические советы;
- тематические заседания ШМО, микрогрупп;
- диагностика, педагогический мониторинг;
- индивидуальная работа;
1. семинары - практикумы;
2. педагогические лектории;
3. открытые уроки;
4. взаимопосещение уроков;
5. круглые столы;
6. предметные недели;
7. творческие отчеты;
8. групповые и индивидуальные консультации;
9. практикумы по конструированию уроков;
10. информирование и обсуждение методических новинок;
11. презентация методических наработок.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Раздел I. Числа от 1 до 20
Кол-во часов
Характеристика
29
Сравнивать числа по классам и разрядам.
деятельности учащихся
Результаты освоения учебной программы
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Оценка результатов деятельности ученика
Ученик научится...
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 20;
Описывать явления и события с использованием чисел…
вычислениях на уровне
навыка знание
табличных случаев
сложения однозначных
чисел и соответству-
ющих им случаев вычи-
тания в пределах 20…
План урока (Математика, 3 класс)
Этап урока
Деятельность учителя
Актуализация знаний и постановка проблемы
- С. 26 №2 - актуализация знаний о величинах и единицах их измерения. Перед классификацией ответ на вопрос: что общего у этих понятий?
- С. 26 №2 - актуализация знаний о величинах.
- Работа с текстом со знаком «?». Дополнительный вопрос: «Можно ли сказать, что объём одного параллелепипеда больше, а другого меньше?»
Основные виды учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты
Моделировать изученные зависимости.
(Пр.) У станавливать зависимость между величинами.
Описывать свойства геометрических фигур.
Распознавать, называть геометрические фигуры.
Устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами
Распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед.
Оценивать «на глаз» объёмы.
Обосновывать свои действия.
(Р.) Принимать и сохранять учебную задачу.
Выделять и описывать элементы пространственных геометрических фигур: боковая поверхность, основание, грань…
(П.) Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи.
Мониторинг сформированности УУД
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА №1: Обувь для бега
задания
1
1
2
Абдулфанова Кристина Денисовна
2
1
3
Андриевская Ксения Вячеславовна
3
1
1
Бельков Илья Евгеньевич
4
1
4
1
0
5
Гаврилова Анастасия Вячеславовна
5
1
1
1
0
Глушенков Матвей Максимович
6
1
6
0
1
0
1
Дитятев Вячеслав Вячеславович
7
7
1
1
1
1
1
1
8
Захарова Тина Александровна
8
2
1
1
1
1
1
1
9
Калачёв Евгений Игоревич
9
1
1
1
1
1
1
1
0
10
Маслов Сергей Андреевич
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Нигматуллина Алина Маратовна
1
11
1
1
2
1
0
1
1
1
0
ИТОГО
Соколов Илья
12
1
2
1
0
2
1
1
1
1
1
1
Как определяется УРОВЕНЬ?
13
2
1
2
1
0
1
1
1
1
0
18
1
14
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
21
17
0
15
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
17
15
балла - среднее значение по классу
16
2
2
1
2
1
0
1
1
1
1
23
1
18
балла - ниже среднего (граничное)
2
набрано
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
22
балла - выше среднего (граничное)
успех
2
22 из 22
1
1
2
1
1
2
1
1
20
2
уровень
21 из 22
2
100%
1
2
1
2
2
1
1
1
28
95%
выше среднего
2
16 из 22
1
2
1
2
2
1
20
1
73%
19 из 22
2
выше среднего
0
2
0
1
1
1
24
86%
средний
16 из 22
0
2
1
2
0
23
2
2
15 из 22
73%
выше среднего
2
1
2
1
Средние уровни у разных классов будут отличаться. Дети, продемонстрировавшие в классе результат "ниже среднего", в сравнении с учащимися всего региона могут иметь средний уровень.
33
68%
средний
2
20 из 22
2
1
1
33
0
средний
91%
21 из 22
1
2
18
выше среднего
95%
15 из 22
2
34
2
68%
2
17 из 22
выше среднего
27
средний
77%
21 из 22
38
средний
399
95%
24
выше среднего
количество работ
www.themegallery.com
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА №1: Обувь для бега
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО КЛАССУ
номер задания
СУММАРНЫЕ БАЛЛЫ
1
Регулятивные УУД
18
2
Познавательные УУД
3
0
21
Коммуникативные УУД
17
4
0
0
Поиск информации и понимание прочитанного
5
23
17
0
0
Преобразование и интерпретация информации
22
6
0
0
18
0
Оценка информации
7
0
20
0
0
0
0
8
28
0
0
0
0
21
0
ДИАГРАММА
9
20
0
0
0
0
23
0
10
24
0
0
0
22
0
0
11
23
0
0
0
0
0
0
Комментарий к диаграмме:
12
0
33
0
0
28
0
20
Комплексная работа включает задания на проверку следующих групп метапредметных результатов:
33
13
0
0
0
0
0
0
14
18
0
0
0
0
0
0
Регулятивные УУД; Поиск информации и понимание прочитанного; Преобразование и интерпретация информации; Оценка информации;
15
34
0
0
0
23
20
0
16
27
0
0
0
0
0
24
38
По классу
0
0
0
0
0
0
max
0
399
0
0
33
0
33
Столбец "СУММАРНЫЕ БАЛЛЫ" показывает процент выполнения всей работы по классу в целом.
528
Процент
0
17
0
0
18
0
0
0
24
76%
34
27
0
0
71%
0
0
0
0
38
141
0
0
192
164
0
73%
77
216
76%
96
80%
www.themegallery.com
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В комплексной работе были представлены задания, проверяющие следующие группы умений:
Регулятивные УУД; Поиск информации и понимание прочитанного; Преобразование и интерпретация информации; Оценка информации;
Процент выполнения заданий по классу:
Максимально возможный балл за комплексную работу:
76%
22
Среднее значение по классу:
16,63
Лучше всего учащиеся справились с
заданием №16 ( умение - '5 - Преобразование и интерпретация информации'; Процент: 7%);
Хуже всего учащиеся справились с
заданием №3 ( умение - '1 - Регулятивные УУД'; Процент: 3%);
Список учащихся, показавших результаты по классу выше среднего:
Абдулфанова Кристина, Андриевская Ксения, Гаврилова Анастасия, Захарова Тина, Калачёв Евгений, Соколов Илья.
Список учащихся, показавших средние результаты по классу:
Бельков Илья, Глушенков Матвей ч, Дитятев Вячеслав, Маслов Серге, Нигматуллина Алина, Пашенцева Дарья, Реймер Сергей, Русских Полина, Садыкова Ангелина, Степанова Ника, Тимохина Татьяна, Тухватуллина Диана, Фоминых Марина.
Список учащихся, показавших результаты по классу ниже среднего:
Жиляев Алексей, Котова Юлия, Лебедева Елена, Соловьёва Илья.
www.themegallery.com
Абдулфанова Кристина Денисовна
задания
Баллы
Контрольная работа №1
1
Контрольная работа №2
2
0
3
0
1
Контрольная работа №3
4
1
Контрольная работа №4
1
0
5
Контрольная работа №5
2
1
1
1
0
1
1
1
6
Контрольная работа №6
1
7
0
Контрольная работа №7
1
1
0
1
1
1
0
2
1
Контрольная работа №8
1
0
0
8
1
2
9
0
0
Контрольная работа №9
0
0
1
2
0
Контрольная работа №10
10
1
1
2
1
0
0
0
0
2
0
0
0
0
0
1
1
11
0
1
12
0
1
0
0
0
0
1
0
1
1
0
13
2
1
0
0
0
2
0
0
1
0
0
0
14
1
0
1
2
1
0
0
0
0
15
1
0
1
2
0
2
0
0
0
0
0
16
0
1
1
2
0
0
1
0
0
17
0
1
1
0
1
2
0
0
18
0
1
1
2
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
Сумма баллов
1
0
0
1
Мах балл
0
0
0
0
0
16
2
0
0
Процент
0
21
0
0
22
0
0
Группа
23
0
0
19
0
0
73%
0
0
21
20
0
91%
0
выше среднего
0
0
0
0
0
0
0
22
выше среднего
0
95%
0
0
21
0
0
выше среднего
95%
0
0
25
0%
0
0
0
выше среднего
26
0
0
0%
0
0
0%
0
26
0
25
0%
27
0%
0%
www.themegallery.com
Учебно-практические задания, обеспечивающие возможность формирования у младших школьников метапредметных результатов образования.
Пособие внеурочной деятельности для формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников
Пособие внеурочной деятельности, направленное на формирование разных аспектов читательской компетентности
Спасибо за внимание!
Адрес: 454078 г.Челябинск,
ул. Барбюса, 140Б Телефон: (351) 2571812 E-mail: gym76 @ inbox . ru WWW http://w ww.74-gim76.edusite.ru